Тенденции развития мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Анализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Структура мирового хозяйства 4
1.1. Отраслевая структура мировой экономики 4
1.2. Географическая структура мирового хозяйства 11
Глава II. Современные тенденции развития рынка 16
2.1. Процесс транснационализации и глобализации мировой экономики 16
2.2. Информационные технологии в мировой экономике 24
2.3. Сфера услуг на мировом рынке 28
Глава III. Встраивание национальной экономики Республики Беларусь в современные процессы мирового рынка 32
3.1. Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь 32
3.2. Пути имплементация новейших мировых тенденций 34
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

Полностью.docx

— 606.96 Кб (Скачать)

 

     

     2.3. Сфера услуг на мировом рынке

     Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более  существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства  в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный  обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными  особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в  обмене услугами просматривается целый  ряд общих закономерностей и  тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

     На  конец 2010 года на сектор услуг во всем мире приходилось  63.6% от мирового ВВП [6].

     На  графике ниже показано процентное соотношение  сектора услуг к ВВП и изменение  этого отношения на протяжение 40 лет.

     
     

     Рисунок 2.5.

     Источник: [http://data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TETC.ZS/countries/1W?display=graph]

     Мировой рынок услуг состоит из множества  более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство [4,145].

     Доля  экономически развитых стран на мировом  рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран с переходной экономикой - 24% и международных организаций - 1%.

     Географическое  распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

     Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что  некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным  финансовым центром. Многие мелкие островные  государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для  Турции, Испании и ряда средиземноморских  государств большое значение имеет  экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

     Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей  товарами.

     Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому  большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

     Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует  с торговлей товарами и оказывает  на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров  привлекается все больше услуг, начиная  с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем  рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для  его производства и реализации (включая  послепродажное обслуживание).

     В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука  во многих странах традиционно находятся  в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают  общественность и правительства  многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед  международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами [4,145].

     В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный  оборот. В первую очередь это относится  к некоторым видам услуг, поступающих  преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые  услуги).

     Во  внешнеэкономических связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг  с торговыми и посредническими  фирмами. Данные отношения опосредствуются  особыми видами договоров - договорами поручения и комиссии.

     Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической  деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят  возмездный характер.

     В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению  другой стороны (комитента) обязуется  за вознаграждение совершить для  комитента одну или несколько  сделок от своего имени (на товар или  услугу).

     Среди услуг, оказываемых посредниками, можно  отметить покупку и продажу товаров  от собственного имени, но за чужой  счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными  и страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных  операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений  с таможней, представительство в  арбитражных судах, складирование  и погрузку, проведение рекламных  и других мероприятий по продвижению  товаров на заграничные рынки  и др.

     Посредники  могут быть специализированные и  универсальные. Наиболее полное развитие идея универсализации получила в  рамках торговых домов, в деятельность которых может входить предоставление широкого спектра услуг в стране и за рубежом.

 

     

     Глава III. Встраивание национальной экономики Республики Беларусь в современные процессы мирового рынка

     3.1. Тенденции развития национальной экономики Республики Беларусь

     После провозглашения в 1991 году независимости в Республике Беларусь  начался  трудный  процесс  интеграции  в  мировое  экономическое пространство на правах  самостоятельного участника мировых рынков  товаров, капитала, труда, технологий. Республика Беларусь, являясь малой открытой экономикой, не может оставаться вдалеке от мировых тенденций. Неприятие мировых изменений может повлечь за собой крайне негативные последствия. Уже сейчас можно отметить отставание страны от мировых лидеров, несмотря на значительный экономический рост. Даже простой анализ экономического роста страны даёт следующий результат – основой роста ВВП в последние годы является не качественное улучшение продукции и вход на новые рынки, а рост объёмов производства всё той же устаревшей продукции, за счёт повышения стоимости экспортной продукции и широкомасштабной интервенцией государственных инвестиций в экономику.

     При этом все недостатки выбранной модели компенсируются внешними заимствованиями, что уже к 2013 году приведёт к сложностям в обслуживании внешнего долга, так  как подойдёт срок выплат по основному  долгу. Кредитный рейтинг страны неуклонно падает, что не позволит в дальнейшем получать заимствования  по приемлемым процентным ставкам и  на приемлемых условиях. Всё это  происходит на фоне резкого ухудшения  торгового баланса, справиться с  которым не получится даже девальвацией, так как основа национального  экспорта – это переработка либо использование импортных составляющих. Сюда относятся основные отрасли  хозяйства: нефтехимия, машиностроение и энергетика. По разным данным, в  стоимости экспортной продукции  от 60% до 90% составляет импорт. Проблемы на валютном рынке не позволяют национальным производителям полноценно и эффективно работать в этой нише.

     Уже на данный момент прогнозируемый рост ВВП в 2011 году будет больше, чем на 1 процент, ниже роста ВВП за 2010 год. [7]

     

     Рисунок 3.1.

     Источник: [http://www.gfmag.com]

     По  данным МВФ, на долю промышленности РБ приходится почти 42% ВВП. На сферу услуг  порядка - 40%. Это значит, что именно эти сектора необходимо выводить на более высокий уровень. Как  уже было сказано, в промышленности существует прямая зависимость от импортной  продукции, и пока проблема на валютном рынке РБ не решена, эта задача очень  сложная. Таким образом, неплохой вариант- развитие сферы услуг, для чего не нужно так много валюты и импортной продукции.

     Но  нерешенной остается проблема с государственным  долгом, который через несколько  лет напрямую коснется белорусов.

     

     Рисунок 3.2.

     Источник: International Monetary Fund (IMF) - World Economic Outlook October 2010

     В начале 2011 года процент задолженности  от ВВП незначительно снизился. Но эти данные показывают ситуацию до кризиса в апреле, и картина  к концу 2011 года будет довольно печальной  для страны.

     Таким образом, намечается глубокий, системный  кризис экономики, выйти из которого можно лишь следуя самым современным  тенденциям мировой экономики, максимально  быстро реагируя на изменения.

     3.2. Пути имплементация новейших мировых тенденций

     Учитывая  мировой опыт и исследования в  сфере скорости реагирования на внешние  изменения среды, можно сделать  вывод, что предприятия с меньшим  уровнем административного планирования со стороны государства быстрее  адаптируются к новым условиям. Меньший административный контроль означает и большую предпринимательскую и инвестиционную активность, это позволяет сделать экономику более открытой для ведущих мировых инновационных компаний.

     Как видно из графика, Республика Беларусь сильно отстаёт от развитых стран  по такому показателю, как удельный вес сферы услуг в экономике. При этом, в 2000-х, услуги составили более 2/3 мирового ВВП, тогда как в начале 80-х они составили лишь половину мирового ВВП. Эта тенденция не может быть незамечена.

     

     Рисунок 3.3.

     Источник: International Monetary Fund (IMF) - World Economic Outlook October 2010

     После анализа современных тенденций  мирового рынка, в данной работе выделено 3 основных направления, в рамках которых  Республика Беларусь сможет наиболее быстро встроиться в мировое хозяйство.

     Это:

     Развитие информационной отрасли – полноценное развитие и стимулирование сектора высоких технологий, предоставляя широчайшие права автономии субъектам хозяйствования. Кроме того, необходимо предоставить весь спектр возможных долгосрочных льгот для такого рода предприятий, а со стороны законодательства – обеспечить прозрачные и простые правила ведения бизнеса в этой сфере. Научное знание стало непосредственным производственным ресурсом, не само по себе, а интегрированное в информационно-лицензионно-патентные  сети  постиндустриальных  стран.  Интернационализация  НИОКР –  одна  из  существенных  сторон  глобализации.  В них же замкнуты и 90% инвестиционных потоков.

     Встраивание в международные производственные цепи; ещё в советские времена, Республика Беларусь занималась переработкой сырья и материалов, полученных из других союзных республик. Страна являлась сборочным цехом СССР. Сейчас предприятия  стали отдельными от поставщиков  субъектами хозяйствования. В этих условиях ведение хозяйственной  деятельности усложнилось. Принимая во внимание транснационализацию, как  одну из главных тенденций мирового рынка, можно сделать вывод, что  важным направлением деятельности отечественных  промышленных предприятий может  стать не развитие собственных брендов  как таковых, полагаясь на свои силы и ресурсы, а поиск и встраивание  в глобальные производственные цепи.

Информация о работе Тенденции развития мировой экономики