Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:26, доклад
Бумажная» наука, начало которой можно датировать еще временами папируса, все более вытесняется «наукой электронной»(e-science), опирающейся на современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). И обусловлено это тем, что на рубеже тысячелетий мир переживает бурное развитие Интернета, который все активнее проникает в различные сферы общественной жизни.
Быстрое расширение использования ИКТ в сфере НИОКР, отражающее ее интенсивное электронное развитие, вызвало глубокие изменения в научной и опытно-конструкторской деятельности . В отличие от западных стран, где электронное развитие сферы исследований и разработок- предмет многолетнего и обстоятельного изучения, в России, из-за молодости «электронной науки», в ее познании делаются лишь первые шаги
Введение
Значение технико-информационной отрасли в мировом хозяйстве
Доля отрасли в мировом и внутреннем валовом продукте
Основные показатели
Динамика основных показателей
Взаимосвязи с другими отраслевыми комплексами
Ресурсы экономики знаний. Интеллектуальный капитал.
Процессы управления знаниями
Структура отрасли
Страны лидеры
Тенденции и перспективы технико-информационной отрасли в России
Используемая литература
Ресурсы экономики знаний. Интеллектуальный капитал.
Основными ресурсами
развития в современной экономике
все больше становятся люди и знания,
которыми они обладают, нематериальные
активы и растущая профессиональная
компетенция кадров. Нематериальные
активы организации часто полностью
отождествляются с
Нематериальные активы компании
Рыночные активы |
Интеллектуальная собственность |
Человеческий капитал |
Инфраструктурный капитал |
Марка обслуживания |
Патенты |
Образование |
Корпоративная культура |
Марки товара |
Авторские права |
Профессиональная классификация |
Управленческие процессы |
Корпоративные марки |
Программное обеспечение |
Связанные с работой знания |
Информационные технологии |
Покупательская приверженность торговой марке фирмы |
Права на дизайн |
Связанные с работой умения |
Сетевые системы связи |
Корпоративное имя |
Производственные секреты |
Отношения с финансовыми кругами | |
Портфели заказов |
Ноу-хау |
Требуемые стандарты | |
Механизмы распределения |
Товарные знаки |
||
Деловое сотрудничество |
Знаки обслуживания |
||
Франшизные соглашения |
|||
Лицензионные соглашения |
Человеческий капитал- это знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся к нематериальному человеческому капиталу. Инвестирование в человеческий капитал означает рост «ума» организации, ее научных кадров. Способности человеческого разума к эмоциям и интуиции- величайшее преимущество человеческого капитала.
Организационный капитал- это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты бренды, культура организации, отношения с клиентами. Он воплощает суммарные знания и человеческий капитал, накопленные в организации.
Потребительский (клиентский) капитал- это знания о клиентах, потребителях, капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с потребителями и клиентами
Процессы управления знаниями
В ХХ в. Прослеживается три фазы управления организациями
Каждая фаза организационных изменений- это ответ на вызовы времени, повышение уровня сложности производства и продукции, развитие экономических отношений.
Новая фаза наступила в управлении на пороге XXI в., когда начался переход от организационных рационализации, основанной на накопленном опыте и приведение в действие материальных активов, к управлению знаниями с использованием современных информационных технологий, компьютерных систем и гибких организационных форм.
Современная
система управления с учетом реальных
возможностей рыночной экономики может
создавать условия для
Этап |
Характеристика этапа |
1.Определить |
Определение, какие знания имеют решающее значение для успеха |
2.Собрать |
Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации |
3.Выбрать |
Формирование потока собранных, упорядоченных знаний |
4.Хранить |
Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память |
5.Распределить |
Знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования |
6.Применить |
Практическое использование |
7.Создать |
Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных |
8.Продать |
На основе интеллектуальных ресурсов создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия |
В системах управления интеллектуальными ресурсами могут превалировать различные компоненты- от организационных механизмов (внутрифирменных регламентов или стандартов), которые обеспечивают передачу, сохранение знания внутри организации, до развитых информационных систем (корпоративных порталов и хранилищ знаний), при этом данная система управления может быть внутрифирменной (корпоративной) или функционирующей в соответствии с интересами рынка. В последнем случае знания будут использоваться покупателями.
Задачи постоянного роста постоянного роста и расширения базовой компетенции организации требуют внесения серьезных изменений в организационные структуры компаний. Появились новые должности: директор по управлению знаниями; вице- президент по управлению интеллектуальным капиталом; менеджер по интеллектуальным активам; директор по обучению; брокер знаний (координатор предложения и спроса на знания); технолог управления знаниями; аналитик управления знаниями и т.д. Особое внимание уделяется на новаторские команды, создаваемые для поиска и разработки новых знаний , придатия им потребительского вида. Для активизации управления интеллектуальными ресурсами изменения вносятся и в традиционные структуры: работа с клиентами, информационные системы, конструкторско- технологические службы, подразделения стратегического планирования финансов, трудовых ресурсов, управления.
Ни одна модель не является идеальной организационной формой, и построение большей части учреждений со временем может меняться. Растет популярность матричной организации в случаях, когда требуется координация использования знаний в сложной и нестабильной среде. Можно указать на сетевую организацию, для которой характерно гибкое, иногда временное взаимодействие между производителями, поставщиками и даже потребителями. Основные компоненты этой динамичной структуры могут быть смонтированы или размонтированы в соответствии с изменившимися конкурентными условиями. Определенные особенности характерны для этой деятельности в виртуальных организациях, в консорциумах, стратегических альянсах, многие из которых создаются специально для крупномасштабного применения знаний. Методы управления интеллектуальными ресурсами и внедрения инноваций различают также от принадлежности компаний к той или иной отрасли.
Структура отрасли:
Это преимущественно небольшие и средние компании.
Инновации в основном зарождаются у компании поставщиков.
Конкуренция осуществляется на основе дифференцирования продукции и цен. Инновации связаны с обработкой и направлены в первую очередь на снижение издержек.
Доминирующие факторы соперничества- экономия на увеличении масштабов производства и рыночная доля
Основной фактор производства- знание.
Инновации основаны главным образом на приложениях информации коммуникационных технологий.
Здесь главную роль играют исследования и разработки.
Значительная часть инновационных прорывов происходит в нанотехнологиях, биотехнологии и микроэлектронике.
Компании в основном небольшие и средние, а основная роль отведена проектированию и инженерным работам.
При анализе вопросов управления интеллектуальными ресурсами надо учитывать новейшую мировую тенденцию- значительное повышение доли творческих работников в общей численности занятых. В современной экономике творчество и конкурентоспособность идут рука об руку. Творчество можно рассматривать и как отличительную черту организаций или их подразделений, имеющие гибгие структуры и делающих акцент на совместной работе. Для таких организаций характерны состязательность, свобода, партнерство как источники новых идей и знаний.
Страны лидеры
В настоящее время эффективно на рынках ИТ работают две группы стран:
1 - передовые страны с развитой фундаментальной наукой (США, Великобритания, ФРГ, Япония и некоторые др.);
2 - страны, использующие инновации и технологии первых стран (Тайвань, Китай, Южная Корея и др.).
Эти две группы пока эффективно дополняют друг друга и владеют основной долей мировых рынков ИТ. Но появилась и третья группа стран:
3- страны, которые сумели прорваться на мировые рынки со своими конкурентоспособными высокими технологиями (Финляндия, Швеция, Норвегия, Ирландия, Израиль).. Такую возможность им обеспечила чрезвычайно эффективная модернизация систем воспитания, образования, науки, ИТ.
В таблице
приведены темпы роста ВВП
в Финляндии, Швеции и ЕС почти
за 15 лет. Откуда следует, что до 1994 года
эти страны имели отрицательные
темпы прироста ВВП. Объяснялось
это, главным образом, огромными
социальными затратами, которые
снижали возможности
Тенденции и перспективы технико-
Заслуги российского образования и науки в создании современного супер-оружия и развитии космических исследований очень значительны. В остальных областях экономики успехи отечественных технологий менее заметны. Тем не менее тезис о высоком научно- образовательном потенциале России стал привычным политическим оборотом и не подвергается сомнению. Настолько привычным, что отсутствие ярких успехов российской экономики не препятствует его устойчивому использованию.
Обращает на себя внимание тот факт, что вскоре после триумфального полета Юрия Гагарина руководство страны сочло положение науки в стране неудовлетворительным. В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 24.09.1968 г. «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки техники» выражалось беспокойство состоянием науки.
В постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.08.1983 г. «О мерах по ускорению научно- технического прогресса в народном хозяйстве», было отмечено, что организация научной работы в стране не в полной мере отвечает поставленной задаче, что результаты значительной части законченных исследований не находят применения в народном хозяйстве.
Неудовлетворительно обстояли дела в системе образования. Существующая на тот момент система переподготовки и повышения квалификации рабочих , а также их практика в высших, средних специальных заведениях слабо нацелена на освоение передовой техники и технологий.
Информация о работе Технико-информационные отрасли мирового хозяйства