Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:26, доклад
Бумажная» наука, начало которой можно датировать еще временами папируса, все более вытесняется «наукой электронной»(e-science), опирающейся на современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). И обусловлено это тем, что на рубеже тысячелетий мир переживает бурное развитие Интернета, который все активнее проникает в различные сферы общественной жизни.
Быстрое расширение использования ИКТ в сфере НИОКР, отражающее ее интенсивное электронное развитие, вызвало глубокие изменения в научной и опытно-конструкторской деятельности . В отличие от западных стран, где электронное развитие сферы исследований и разработок- предмет многолетнего и обстоятельного изучения, в России, из-за молодости «электронной науки», в ее познании делаются лишь первые шаги
Введение
Значение технико-информационной отрасли в мировом хозяйстве
Доля отрасли в мировом и внутреннем валовом продукте
Основные показатели
Динамика основных показателей
Взаимосвязи с другими отраслевыми комплексами
Ресурсы экономики знаний. Интеллектуальный капитал.
Процессы управления знаниями
Структура отрасли
Страны лидеры
Тенденции и перспективы технико-информационной отрасли в России
Используемая литература
Южный Федеральный Университет
Экономический факультет
По Мировой Экономике
г. Ростов – на – Дону
Тема: технико-информационные отрасли мирового хозяйства
План:
Введение
«Бумажная»
наука, начало которой можно датировать
еще временами папируса, все более
вытесняется «наукой
Быстрое расширение
использования ИКТ в сфере
НИОКР, отражающее ее интенсивное электронное
развитие, вызвало глубокие изменения
в научной и опытно-
Значение технико-информационной отрасли в мировом хозяйстве
Для развитых стран ХХ век завершился периодом активного перехода к экономике знаний- стадии хозяйственного развития, на которой решающую роль в производстве товаров и услуг играют интеллектуальные ресурсы и формирующиеся на их основе возможности компании. Отличительная черта новой экономики заключается в том, что знания становятся непосредственной производительной силой. Информационные технологии преобразуют материальную основу современного производства и распределения, производительность все в большей мере зависит от применения знаний. Современная практика свидетельствует о появлении нового раздела науки управления и нового вида знаний- управление интеллектуальными ресурсами. Производство, усвоение и распространение новых знаний будут возможны только при адекватном изменении их форм и методов управления организациями, которые на разных этапах и с нарастающим темпом станут проводниками технологической революции, науки и инноваций.
Доля отрасли в мировом и внутреннем валовом продукте
В развитых странах доля отраслей (высокотехнологичных, теле- коммукационной связи, финансовых и деловых услуг), предъявляющих повышенный спрос на знания, в валовом внутреннем продукте в среднем составляет 30-35%, в России- только 12%. Именно такие отрасли характеризуются высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций , внешнеторгового оборота. При этом инвестиции в фундаментальные исследования рассматриваются как высокоэффективное направление расходования государственных средств.
Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. Долл.. Объемы мировой торговли лицензиями на объекты интеллектуальной собственности ежегодно увеличивается на 12% и к настоящему времени превышает 500 млрд. долл. Например США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия- 530 млрд. долл., Япония- 400 млрд. долл. Затраты на НИОКР составляют в США – 2,55% ВВП, в Германии- 2,26%, в Японии- 2,78%, во Франции- 2,05%, в Италии- 1,13%, в Великобритании – 2,05. В России доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте составила на 2001г. 1,16%
Основные показатели
Главными предпосылками формирования экономики знаний и создания систем управления ими следует считать: превращение знаний в фактор производства наряду с такими факторами, как труд, природные и материальные ресурсы; повышение доли сферы услуг и опережающий рост «знаниеемких» услуг для бизнеса; повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; развитие и широкомасштабное использование новых информационно- коммуникационных технологий; превращение инновации в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятия, регионов и национальных экономик.
В свою очередь научно-технический потенциал определяет возможности той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
На научно технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы: наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально- техническое обеспечение НИОКР, прежде всего выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок а также уровень развития отрасли.
Система индикаторов экономики, основанной на знаниях (основные показатели):
Динамика основных показателей
Различия в национальных расходах на НИОКР и ИКТ, по величине которого Россия заметно отстает от развитых стран ( в ЕС они составляют в среднем 1,93% и 6,2% ВВП) изначально детерминируют дифференциацию в состоянии национальных ИКТ- инфраструктру в сфере НИОКР.
Расходы на ИКТ. 2003г. (%от ВВП) |
Расходы на НИОКР. 2002г. (%от ВВП) |
Число Исследователей на 1 тыс. занятых.2002г. | |
США |
8 |
2.67 |
8.6 |
Дания |
6.5 |
2.52 |
7 |
Финляндия |
6.6 |
3.46 |
16.4 |
Германия |
6 |
2.52 |
6.8 |
Италия |
5.1 |
1.11 |
2.8 |
Нидерланды |
6.8 |
1.89 |
5.5 |
Новая Зеландия |
14.4 |
1.18 |
7.6 |
Япония |
8.8 |
3.12 |
9.9 |
Швеция |
11.3 |
4.27 |
10.8 |
Швейцария |
10.2 |
2.57 |
6.3 |
Великобритания |
9.7 |
1.88 |
5.5 |
Россия |
3.7 |
1.3 |
6.3 |
Весьма наглядным является показатель интенсивности использования ИКТ для распространения публикаций и результатов научной деятельности.
Использование западноевропейскими
учеными для публикации и распространения
результатов научной
Отрасль науки |
Доли ученых, имеющих индивидуальную веб- страницу |
Доли ученых, публикующих полнотекстовые версии статей на индивидуальных страницах |
Доли рабочих и дискуссионных материалов доступных в интернете |
Астрономия/ физика |
52,4 |
49 |
52, |
Химия |
60,7 |
20,7 |
44,2 |
Науки, связанные с ИТ |
81,7 |
63,2 |
55,8 |
Психология |
71,2 |
25,4 |
26,6 |
Экономика |
77,4 |
74,8 |
73,2 |
Все отрасли |
69,4 |
48,4 |
56,6 |
ИКТ позволяют снизить трудоемкость усилий и обеспечить наиболее эффективную эксплуатацию дорогостоящего оборудования. Масштабы использования онлайновых инструментов сбора и анализа информации существенно варьируются по дисциплинам в зависимости от того насколько в каждой из них применяются первичные данные.
Доля лиц, использовавших онлайновые методы сбора и анализа данных, среди западноевропейских ученых
Отрасль науки |
Использование онлайновых баз данных |
Проведение интервью и др. видов соц.обследований |
Сбор данных с помощью научных инструментов |
Использование онлайновых инструментов для анализа данных |
Использование возможностей удаленных компьютеров |
Астрономия/физика |
80,9 |
6,4 |
87,3 |
83,4 |
26,8 |
Химия |
51,6 |
8,2 |
47,2 |
52,9 |
18,5 |
Науки, связанные с ИТ |
38,8 |
35 |
20,4 |
40,8 |
14,6 |
Психология |
17,3 |
44,9 |
12,6 |
35,5 |
1,9 |
Экономика |
78,65 |
26,7 |
5,3 |
50,2 |
6,3 |
Все отрасли |
53,4 |
25 |
32,3 |
52 |
12,3 |
Число научных статей, включенных в базу данных цитат- индекса (SCI) Института научной информации (ISI)
Всего |
На одного ученого | |||
1993г. |
2001г. |
1993г. |
2001г. | |
США |
178011 |
228015 |
||
Япония |
39310 |
64073 |
||
Великобритания |
6207 |
60438 |
||
Германия |
31419 |
57231 |
||
Франция |
23722 |
41397 |
0,13 |
0,18 |
Россия |
18251 |
20356 |
0,01 |
0,06 |
Испания |
8648 |
19809 |
0,11 |
0,14 |
Дания |
3711 |
7136 |
0,16 |
0,24 |
Финляндия |
3235 |
6747 |
0,13 |
0,13 |
Норвегия |
2377 |
4503 |
0,11 |
0,13 |
Венгрия |
1554 |
3624 |
0,07 |
0,13 |
Словения |
377 |
1184 |
0,08 |
0,18 |
Исландия |
112 |
316 |
0,07 |
0,10 |
И сегодня инвестиции в знания в развитых странах растут быстрее чем в основные фонды. Из всего объема знаний, которыми располагает человечество, измеренных в физических единицах, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% процентов ученых подготовленных за всю историю цивилизации являются нашими современниками. Это наиболее яркие признаки перехода к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль
Неизмеримо возросла скорость материализации и внедрения знаний. Так период между изобретением и его применением составлял для фотографии- 100 лет, паровой машины- 80, телефона- 50, самолета—20, радара – 15, атомной бомбы – 6 лет, лазера – 2 года, факса – 3 месяца
Взаимосвязи
с другими отраслевыми
За последние 20 лет объемы продаж в наукоемком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Результаты научных исследований и разработок широко внедрялись в практику авиа- космической индустрии, автомобилестроения, энергетики, образования, здравоохранения, в производство сложного высокоавтоматизированного оборудования, полупроводников, медицинских приборов и средств диагностики, систем с высокой разрешающей способностью, элементов искусственного интеллекта, в создание новых полимерных материалов, конструкционной керамики, сверхлегких сплавов, оптоволоконные вещества и т.д.
Информация о работе Технико-информационные отрасли мирового хозяйства