Таможенный Союз и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года. Таможенный союз предусматривает также образование «Единой таможенной территории».

Содержание

І. Введение
ІІ. 1. Как работает Таможенный Союз?
2. Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз
3. Товарная структура торговли Казахстана со странами Таможенного Союза
ІІІ. Заключение
IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Таможенный союз и Казахстана.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

В структуре импорта в Казахстан  также существенных изменений нет.

По-прежнему в импорте из России лидируют минеральные продукты (нефть  и нефтепродукты, руды и концентраты, кокс и др.) – 26%.

На втором месте находится крупная  группа – металлургическая продукция (металлопрокат, трубы, прутки и многое другое). Эта группа аккумулировала в 2012 г. около 15%. 13% импорта занимает группа машин и оборудования. Четвертое место принадлежит группе «Транспортные средства» – 10%. И 8% приходится на готовые пищевые продукты.

Вывод можно сделать такой: вывозится и завозится в Казахстан из стран  ТС приблизительно те же товары и в той же пропорции, что и до создания таможенного союза. Также необходимо отметить, что в экспортных операциях Казахстана, прежде всего, фигурируют сырьевые и промышленные товары, то есть выгоду от создания ТС и упрощения движения товаров будут получать, прежде всего, крупные казахстанские промышленные производители (в сферах нефть и газ, металлургия, горнодобыча, химическая промышленность). Но к сожалению, о изменении структуры Казахстанского экспорта в сторону потребительских товаров пока говорить не приходиться. Так как, Казахстан все еще является страной, который экспортирует в большей степени сырье.

Торговая активность Китая по отношению к Казахстану

Еще одной из задач было ограничение  импорта товаров из Китая, но согласно данным Таможенного комитета товарооборот с Китаем лишь немного замедлил свой рост в 2010 году, но в 2011 году уже перегнал свой докризисный максимум, а в 2012 г. оно составляет 17%, то есть на втором месте после России и Белоруссии.

Структура импорта товаров из Китая  до и после создания таможенного  союза также практически не изменилась. Китай по-прежнему активен в импорте  различных машин и оборудования, не драгоценных металлов и изделий из них (металлопрокат, трубы, прутки и проч.), транспортных средств, пластмасс, пластмассовых изделий, текстильных товаров, обуви и много чего прочего. Создание ТС существенно не повлияло на внешнеторговую активность Китая по отношению к РК.

Плюсы и минусы создания Таможенного союза

Далее хотелось бы рассмотреть основные плюсы и минусы создания таможенного  союза для Казахстана, и наконец-то понять, во благо Казахстану таможенный союз или во вред.

Плюсы:

  • Упрощение декларирования в рамках ТС.
  • Потенциальный рост транзитных торговых операций (Китай-Европа).     
  • Развитие логистического рынка Казахстана.
  • Упрощение транзита казахстанских товаров через Россию и Беларусь.
  • Рост поступлений в бюджет из-за роста таможенного тарифа
  • Рост инвестиций через создание совместных предприятий на территории Казахстана
  • Выход казахстанских производителей на новые рынки (РФ, РБ) и повышение конкурентоспособности нашей продукции
  • Значительные политические плюсы – интеграция с сильным партнером
  • Упрощение движения человеческих ресурсов, приток специалистов в Казахстан

Минусы

  • Рост таможенных тарифов вызовет рост на товары импортируемых из третьих стран
  • Рост цен из-за выравнивания казахстанских и российских цен
  • Ужесточение конкуренции вследствие снижения цен на российские и белорусские товары может ударить по некоторым казахстанским рынкам
  • Ломка привычных механизмов и процессов движения товаров
  • Отсутствие единых стандартов и тех регламентов

На мой взгляд, в стратегическом аспекте подобная интеграция будет очень полезна, и является закономерным продолжением и без того тесного сотрудничества с Россией. Было бы глупо отбрасывать тот факт, что мы на протяжении всех лет независимости активно работаем с Россией, которая является одним из основных партнеров Казахстана, не только в торговле, но и во многих других сферах. Россия намного ближе к Казахстану, чем например другой сильнейший игрок в регионе – Китай. И вполне закономерно, что идея такого союза возникла с Россией, а не с Китаем.

В макроэкономическом плане ТС также несет больше плюсов чем, минусов, так как у нас появляется более упрощенный вариант транзита и продажи наших основных товаров (нефть, сырье, зерно и прочие) основным потребителям (ЕС, Россия).

После переходного периода, когда  оформятся правила ведения бизнеса в новых условиях, значительно увеличится инвестиционная привлекательность создания новых совместных производств. Казахстан более привлекателен по условиям создания и ведения бизнеса, поэтому следует ожидать, что наша страна будет являться более привлекательной для иностранных инвесторов. Явный пример недавний визит в Казахстан и достигнутые договоренности с представителями из Вьетнама. Но существуют и проблемы и минусы интеграции. О них нельзя забывать, их нужно признавать, с ними нужно работать. Многие негативные моменты, связанные с деятельностью ТС возникают из-за ломки старых механизмов работы и недоработанностью, а часто и отсутствием новых механизмов. Такие проблемы свойственны любому переходному периоду. На мой взгляд, подобный период может продлиться еще 3-5 лет, прежде чем, создастся относительно работоспособный набор документов, принципов и стандартов позволяющий эффективно решать поставленные перед союзом задачи. Другой важный минус – угроза снижения конкурентоспособности казахстанских товаров по отношению в белорусским и российским. Подобный рост конкурентной борьбы можно рассмотреть с двух противоположных аспектов. Согласна, что на некоторых рынках казахстанским предпринимателям станет сложнее работать, но с другой стороны, рост конкуренции заставит улучшать свои бизнес процессы казахстанским предпринимателям. Как показывает история экономики, конкуренция несет больше плюсов, чем минусов и является движущей силой прогресса. Прежде всего, от конкуренции выигрывают потребители. Также следует учитывать, что казахстанский рынок не настолько емок, чтобы российские товаропроизводители ринулись на него стройными рядами. Мы интересны российским партнерам, прежде всего, как потребители промышленных товаров (машины, оборудование, расходные материалы для горнодобывающей, нефтегазовой, сельского хозяйства и других отраслей) и как крупный поставщик сырья. Это видно и по структуре импорта и экспорта с Россией и Белоруссией.

Рост цен еще один минус, активно  обсуждаемый в прессе. В его  основе лежат две основные тенденции: рост цен на товары из третьих стран из-за повышения таможенных тарифов; вторая тенденция – спекуляция на более низких ценах в Казахстане по сравнению с Россией. Касательно первой тенденции в  среднем величина тарифа для республики увеличилась на 4.4%. Это не критичное увеличение таможенного тарифа и нельзя говорить о масштабном увеличении внутренних цен из-за этого. Если рассмотреть вторую тенденцию роста цен со стороны казахстанских производителей, то она наоборот несет для них позитивный характер. Некоторые наши товары дешевле российских, а значит, у наших производителей имеется реальное конкурентное преимущество перед российскими или белорусскими. Здесь опять-таки видно, что таможенный союз дает преимущества для местных производителей, когда российские покупатели могут приобретать большую часть их продукции. Я думаю никто не будет спорить, что для продавцов подобное расширение возможностей сбыта очень выгодно. С другой стороны страдают от этого местные потребители, так как закон спроса и предложения выравнивает наши цены с российскими.

В целом, я смотрю на интеграционные процессы с Россией позитивно. Наши экономики и так, достаточно сильно переплетены, интеграция является вполне закономерной. В макроэкономическом плане Казахстан больше получает, чем проигрывает. Прежде всего, выигрывают крупные промышленные предприятия Казахстана (нефть и газ, горнодобыча, металлургия, химическая промышленность и проч.). Основные минусы и проблемы из-за создания ТС вытекают из-за: недоработки или отсутствия новых механизмов, сейчас идет переходный период; из-за недостаточной конкурентоспособности некоторых наших товаров и проблем в регулировании цен. На мой взгляд, нужно признавать эти проблем, работать с ними и постепенно прийти к эффективным механизмам функционирования союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Перспективы Таможенного союза  в значительной степени будут  зависеть от модели поведения России, которой предстоит избежать искушения  стать первой скрипкой в этом трио. По плану, уже в июле 2011 года у трех стран появилась общая таможенная граница. Сейчас, по официальным заявлениям, главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Но важным остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Как показывает практика, распределение денег часто приводит к обидам и трениям. 18 ноября 2011 года в Москве главами государств принята Декларация о Евразийской экономической интеграции. Констатируя создание Таможенного союза трех государств, вступление в силу с 1 января 2012 года международных договоров, формирующих правовую основу Единого экономического пространства, обеспечивающих свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, главы государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству. Кроме того, стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и на этой основе создать Евразийский экономический союз. В целом, постепенная интеграция и формирование Единого экономического пространства позволит создать благоприятные условия для экономического роста государства и социально-экономической стабильности населения. 
Такие же цели, только в мировом масштабе, преследует предложенный главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым проект G-Global. Первоначально предложенные для обсуждения вопросы реформирования мировой экономики и валютно-финансовой системы за короткий период с момента создания G-Global переросли в интерактивные дискуссии обсуждения широкой проблематики инновационного развития, ядерной и экологической безопасности, межэтнической и межрелигиозной толерантности, геополитики, а также интеграционные аспекты развития отношений. В этой связи созданный на евразийском пространстве Таможенный союз обсуждается не только местной, но и мировой общественностью, что ставит нас в выгодное положение с точки зрения рассмотрения новых идей по углублению дальнейшей интеграции.

Таким образом, учитывая процессы мировой  глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики стран Таможенного Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

    1.   http://www.keden.kz  - Официальный сайт таможни РК.
    2.   Исследовательский центр BRIF http://www.brif.kz

2. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 г. № 1, 1996 г. № 3.

3. Тримбетов С. “О союзе трех центрально-азиатских государств”.

4. Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г.

 

 

 


Информация о работе Таможенный Союз и Казахстан