Таможенный Союз и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года. Таможенный союз предусматривает также образование «Единой таможенной территории».

Содержание

І. Введение
ІІ. 1. Как работает Таможенный Союз?
2. Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз
3. Товарная структура торговли Казахстана со странами Таможенного Союза
ІІІ. Заключение
IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Таможенный союз и Казахстана.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

І. Введение

ІІ. 1. Как работает Таможенный Союз?

     2. Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз

     3. Товарная структура торговли Казахстана со странами Таможенного Союза

ІІІ. Заключение

IV. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного  пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года.

28 ноября 2009 года встреча Д. А.  Медведева, А. Г. Лукашенко и  Н. А. Назарбаева в Минске  ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

Таможенный союз создан в целях  обеспечения свободного перемещения  товаров во взаимной торговле и благоприятных  условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон.

Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Таможенный союз предусматривает также образование «Единой таможенной территории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как работает Таможенный Союз?

Таможенный союз – это тесная форма интеграции, при которой  барьеры во взаимной торговле отменены и унифицированы. Таможенный союз стимулирует развитие и двустороннего сотрудничества. С целью максимального использования экономического потенциала ежегодно проводятся форумы межрегионального сотрудничества, которые являются импульсом для углубления взаимодействия и развития отношений как между государствами в целом, так и отдельными регионами, отраслями и предприятиями в частности. К примеру, в рамках Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России 18 сентября 2012 года в городе Павлодаре и бизнес-форума было подписано более 20 договоров между хозяйствующими субъектами на общую сумму 2 млрд долларов США. 
У Казахстана с партнерами по Таможенному союзу имеется большой потенциал совместного сотрудничества не только в традиционных секторах экономики, но и таких перспективных отраслях, как космос, биотехнологии, нанотехнологии, машиностроение и атомная промышленность. По многим направлениям определенное партнерство уже началось. Ведется совместная работа казахстанскими и российскими научными центрами в области энергосбережения, нанотехнологий, биотехнологий, сейсмологии, охраны окружающей среды и в здравоохранении. В этих областях Казахстан предлагает совместно с российской стороной разрабатывать и реализовывать соответствующие проекты мирового масштаба. 
Например, высокотехнологичной отраслью является атомная энергетика. Несмотря на определенные проблемы в мировой атомной энергетике, она продолжает развиваться. В Казахстане есть производство топливных таблеток, в перспективе совместная разработка новых реакторных технологий. И такую кооперацию можно рассматривать по многим отраслям. Одной из них является промышленность, так, государствами – участниками ЕЭП начата разработка подходов по осуществлению согласованной промышленной политики в сфере автомобилестроения, предусматривающих эффективные условия развития промышленных автосборочных производств на Едином экономическом пространстве. Сегодня уже реализуются совместно с Россией два проекта производства легковых автомобилей. Участниками проекта от российской стороны является АвтоВАЗ и «Соллерс», от казахстанской – АО «АЗИЯ АВТО» и ТОО «СарыАркаАвтопром». Суть проектов заключается в организации производства автомобилей полного цикла, включающего в себя сварку, окраску и сборку, а также организацию компонентных производств. 
Или еще один пример: в Астане построено и успешно работает совместное предприятие с «Дженерал электрик» по производству дизельных локомотивов нового поколения. Произведено уже более ста тепловозов, они поставляются на экспорт. В прошлом году было принято решение о вхождении в этот проект российского «Трансмашхолдинга». Казахстан всячески поддерживает такую кооперацию. В конце текущего года участники этого проекта АО «Казахстан темир жолы», «Дженерал электрик», «Трансмашхолдинг» начнут строительство нового завода. Помимо машиностроения, для Казахстана «чувствительными» сферами, по которым необходимо координировать наши усилия, являются также производство трубной продукции, производство стекла, цемента, а также продукции базовой неорганики. По каждому из них применяются аналогичные подходы. 
Еще одним примером является сборочное производство в Республике Казахстан тракторов АО «СемАЗ», ТОО «Агротехмаш». АО «СемАЗ» совместно с белорусским предприятием осуществляет сборочное производство тракторов «Белорус». ТОО «Агротехмаш» совместно с российским предприятием ЗАО «Петербургский тракторный завод» производит тракторы марки К-744Р1 «Кировец». 
И таких примеров достаточно много. Это говорит о том, что Таможенный союз, первоначально предложенный политической волей глав государств Беларуси, Казахстана и России, сейчас уже подтверждает свою экономическую обоснованность и дальнейшую перспективу.

  1. Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз

Главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. По плану, в июле 2010 года были отменены таможенное оформление и контроль на внутренних границах ТС. Это обеспечил свободное перемещение товаров и снятие ограничений во взаимной торговле способствовало увеличению товарооборота.

К примеру, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7–7,5 миллиарда рублей. Устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году, по расчетам экспертов, дополнительный прирост ВВП государств — участников Таможенного союза на 15–20 процентов.

Создание единой таможенной территории – это фундамент выстраивания единого экономического пространства. Следующие этапы – формирование единого транспортного, энергетического и информационного рынков. Одновременно для повышения мощности банковско-инвестиционных систем разрабатываются меры по переходу на расчеты в национальных валютах и стимулированию инновационной активности.

В ноябре 2009 года главы государств ЕврАзЭС приняли важнейшие международные документы: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Договор о статусе суда Сообщества.

Вступление в  силу Таможенного кодекса Таможенного союза коренным образом повлияло на ведение бизнеса в Казахстане независимо от того, крупная ли это компания-экспортер сырьевых ресурсов, или это компания - субъект малого и среднего бизнеса, работающий только на внутреннем рынке. Экономика Казахстана из-за своей специфики - экспортно-сырьевой ориентированности, неразвитости собственной обрабатывающей промышленности, слабого развития внутреннего потребления и транспортной удаленности от развитого мирового рынка - в наибольшей степени подвержена влиянию факторов такого характера.

Правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств – участников Таможенного  союза, его проект базируется и на нормах международного таможенного  права, в частности Киотской конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Прежде всего, необходимо отметить: правовые предписания Кодекса относятся  исключительно к сфере таможенного  регулирования на единой таможенной территории и не вторгаются в иные сферы национального правового регулирования наших государств – о налогах, административного, уголовного и иные. Отличительная черта документа в том, что его нормы максимально ориентированы на содействие внешней торговле и на упрощение таможенных операций и таможенных процедур.

В частности, правовые предписания включают предварительное информирование; очистку товаров в любом национальном таможенном органе, уполномоченном принимать и регистрировать таможенную декларацию; взаимную административную помощь таможенных органов.

Кодекс предусматривает широкое применение участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами информационных технологий, которые позволят значительно ускорить перемещение товаров через таможенную границу, упростят таможенную очистку товаров, повысят эффективность таможенного контроля. Применение информтехнологий будет обеспечивать и реализацию комплекса антикоррупционных мер.

Конструктивная критика вступления Казахстана в Таможенный союз, в  основном, связана с нерешенностью  многих нормативно-правовых вопросов, прежде всего, вопросов технологического регламента торговли. Эта критика исходит в основном от тех, кто практически работает в бизнесе, и в первую очередь, от тех, кто занимается логистикой. Казахстанские бизнесмены заинтересованы в том, чтобы процедуры перемещения, продвижения и реализации товаров, капитала и рабочей силы были максимально понятными, прозрачными и упрощенными. Многие из их замечаний являются существенными и должны быть учтены в работе комиссии Таможенного союза.

Есть и критика со стороны определенных бизнес-кругов, которые не хотят менять существующий формат бизнеса и поэтому борются с этим, в том числе используя информационную неосведомленность общественности в этом вопросе.

Одним из опасений критиков Таможенного  союза является то, что Россия будет использовать свое доминирующее экономическое положение для обеспечения более выгодных для себя правил в рамках Таможенного союза. Наиболее часто упоминаемым является пример о том, что до российского уровня поднимутся пошлины на ввозимые автомобили, что будет выгодно российским производителям, но ударит по потребителям в Казахстане. В принципе сравнительный анализ может сделать любой человек, зайдя в крупный магазин. Минимум треть предлагаемой продукции наверняка произведена в Беларуси и России. Думаю, казахстанских товаров в таком изобилии в крупных городах России и Беларуси отсутствует. Так как, Казахстан за I полугодие сократил экспорт $3,3 млрд ($4,2 млрд – за 6 месяцев 2012 года). В то время, как импорт напротив увеличился на 5,9%, с $7,5 млрд до $8 млрд. Также последнее время появились заявления о том, что это Таможенный Союз - второй Европейский союз или попытка восстановить СССР? Насчет первого заявления, на мой взгляд, Таможенный Союз еще не дотягивает в политическом плане. Европа интегрировалась в сфере мощнейшего рынка самоуправления, там очень высокая национально-парламентская культура. Таможенный Союз предстанет перед попыткой повторения Европейского союза, но с гораздо более низкой политической, экономической и культурной полярностью. Является ли Таможенный союз восстановлением СССР? В каком-то смысле - да, потому что если иметь в виду такие плюсы Союза, как объединенная экономика, свободное перемещение капиталов, товаров, людей, то происходящее можно расценивать как восстановление советских стереотипов. Главное здесь - отсутствие общей идеологии, то есть, каждая страна по-своему диктует свои правила и интересы.

Общее таможенное пространство несет  в себе и угрозы и большие возможности  в приобретении новых рынков сбыта  в России и Белоруссии. Используя свое территориальное преимущество – расположение между Россией и Китаем – Казахстан сможет получать неплохие доходы от этого.

Вместе с тем, новая нормативно-правовая база и вводимые нормы и нормативы  торговли в рамках Таможенного союза значительно повлияли на оптово-розничную торговлю.  Это означает начало заката челночно-рыночной торговли в Казахстане. Первоначально произошло и рост цен на дешевый импорт, так как «серый» импорт значительно уменьшится.

Что касается угрозы безработицы в  связи с Таможенным союзом, то эта проблема носит разнонаправленный характер. С одной стороны, закрытие вещевых рынков, так называемых «барахолок», приведет к значительному высвобождению занятых на этих рынках работников. А с другой стороны, функционирование Таможенного союза потребует создания новых торгово- логистических центров, что приведет к созданию новых рабочих мест. Тем более что это позволяет высвобожденным работникам получить не только новое место работы, но и определенные социальные гарантии, например, гарантированный оклад, отчисления в пенсионный фонд, оплачиваемый отпуск и многое другое. Не секрет, что сегодня многие такие работники в основном работают нелегально, не имея даже гарантий по оплате труда, полностью завися от честности и порядочности нанимающего их работодателя.

Все страны-члены Таможенного союза  рассматривают вступление в силу договора о Таможенном кодексе как  начало периода перехода к реальной работе Таможенного союза. В рамках Таможенного союза начинают действовать  единые таможенные тарифы, принят Договор о Таможенном кодексе. Кроме того, активно прорабатывается вопрос уже о следующем этапе интеграции – формировании нормативно-правовой базы единого экономического пространства.

Однако достаточно большое количество вопросов, по-прежнему, остаются еще нерешенными - это и проблема укрепления границ стран-членов союза, графики отмены таможенного контроля на границе, необходимость законодательного согласования налоговых кодексов и многое другое.

Успешность проекта по созданию Таможенного союза во многом зависит от того, насколько коротким и результативным будет переходный период, так как существующая пока еще правовая неясность и неразбериха могут растянуть эти процессы на долгие годы и свести на нет усилия по его созданию.

С 1 января 2010 года страны Таможенного союза также перешли к универсальной системе тарифного и нетарифного регулирования, механизмов контроля и требований соблюдения, санитарных и фитосанитарных мер.

Формирование Таможенного союза  осуществляется с точки зрения долгосрочных перспектив, для создания зоны свободной торговли и новых условий для партнерского сотрудничества.

  1. Товарная структура торговли Казахстана со странами Таможенного союза

Если рассмотреть структуру всей внешней торговли Казахстана (со всеми странами), то влияние ТС становиться заметно особенно сильно. Так в общем экспорте из Казахстана доля экспорта в страны ТС с 2008 года имеет тенденцию к снижению (например в 2007 г. экспорт в Россию и Беларусь занимал около 10% от суммарного экспорта из Казахстана, в 2011 г. уже лишь 8,7%, а в 2012 г. 7,4%). Это указывает на то, что с началом функционирования ТС наша торговая политика по отношению к России и Белоруссии не претерпела кардинальных изменений: как мы вывозили туда около 9% своего экспорта до создания ТС, так и вывозим после. Рост объемов экспорта из Казахстана в страны таможенного союза лишь частично объясняется причинами создания ТС, основными же причинами являются те же механизмы, что обеспечивали и рост всего казахстанского экспорта (оживление мировой экономики, благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках).

По последним данным статистики, сальдо по внешней торговле Казахстана со странами Таможенного союза за I полугодие понизилось на $4,7 млрд. В прошлом году этот показатель за 6 месяцев сократился на $3,4 млрд, что в итоге составило 40,3%.

Также, внешняя торговля Казахстана со странами Таможенного союза за 6 месяцев сократилась на 4,0%. В целом доля Казахстана в Таможенном союзе составила 16,9%. Для сравнения, в прошлом году эта доля была 20%. При этом, Казахстан за первое полугодие сократил экспорт, а импорт страны, напротив, увеличился.

Совсем другая ситуация складывается с импортом товаров из России и  Белоруссии в Казахстан. Сразу после  создания ТС импорт в Казахстан из России стал резко увеличиваться. Так если в 2007 г. импорт из России составлял около 36,7% от всего импорта в Казахстан, то в 2011 г. стал практически 46%, а в 2012 г. 39,4%, общий объем внешней торговли здесь уменьшился на 4,2%, экспорт сократился на 21,7%, а импорт увеличился на 5,7%. Сальдо составило минус $4,5 млрд. 
То есть импорт Казахстана стал еще больше обеспечиваться товарами из России. При явном росте товарооборота в рамках таможенного союза, его создание не сильно изменило позицию России и Белоруссии в экспортной структуре Казахстана, но достаточно сильно повлияло на структуру импорта в Казахстан. Казахстанский импорт еще больше стал обеспечиваться товарами из России. Несколько иная картина обстоит с Беларусью. С этой страной у Казахстана, напротив, произошел рост внешней торговли на 3%. Казахстан стал чаще импортировать, демонстрируя рост на 10,5%, но серьезно сократил экспорт – на 30,1%. Сальдо составило минус $256,9 млн. Исходя из этого, можно определить, что Казахстан больше покупает, чем продает. Товарная структура экспорта из Казахстана изменилась, но не кардинально. Лидирующее положение по-прежнему принадлежит минеральным продуктам (т.е. сырьевым продуктам: прежде всего нефтепродуктам, рудам и концентратам). Также популярны в России и Белоруссии казахстанская продукция химической и металлургической отрасли. Также следует отметить рост доли в экспорте такой группы, как вычислительная техника. По большому счету, в экспорте из Казахстана в ТС принципиальных изменений не наблюдается.

Информация о работе Таможенный Союз и Казахстан