Тайна предприятия

Автор: Дмитрий М, 12 Ноября 2010 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»).
Источниками конфиденциальной информации на каждом предприятии, на каждой фирме являются:

1. Персонал, люди.

2. Документы.

3. Публикации.

4. Технические носители информации.

5. Технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности.

6. Продукция.

7. Промышленные и производственные отходы.

Содержание

Введение 3
1. Коммерческая тайна предприятия 5
1.1. Понятие коммерческой тайны 5
1.2. Порядок определения информации, содержащей коммерческую тайну и сроков ее действия 6
1.3. Способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией 7
1.4. Отличие коммерческой тайны от других видов тайн 13
2. Расчетная часть 16
2.1. Расчет баланса времени оборудования 16
2.2. Расчет производственной мощности 17
2.3. Расчет затрат на производство продукции 17
2.4. Калькуляция себестоимости 21
2.5. Расчет технико-экономических показателей 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Коммерческая тайна предприятия.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Коммерческая тайна  — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах  увеличить доходы, избежать неоправданных  расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или  получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»).

     Также коммерческой тайной именуют саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую  или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

     Конфиденциальная  информация — это документированная  информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством  Российской Федерации. По степени обеспечения защиты информация классифицируется по следующему параметру: открытая информация, или информация общего пользования, и информация ограниченного использования (охраняемая информация). В свою очередь охраняемая информация подразделяется на конфиденциальную информацию и информацию, отнесенную к государственной тайне (Закон РФ «О государственной тайне»). Сведения конфиденциального характера утверждены указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. в виде перечня сведений конфиденциального характера.

     Источниками конфиденциальной информации на каждом предприятии, на каждой фирме являются:

     1. Персонал, люди.

     2.  Документы.

     3. Публикации.

     4. Технические носители информации.

     5. Технические средства обеспечения  производственной и трудовой  деятельности.

     6.  Продукция.

     7. Промышленные и производственные отходы.

     Служба  безопасности должна четко знать, у  кого (у какого источника) и где (в  каком подразделении и в каком  виде) присутствует конфиденциальная информация, а также кто способствует неправомерному овладению охраняемыми сведениями.

     По общему мнению, неправомерному овладению конфиденциальной информацией способствуют:

     разглашение конфиденциальной информации ее обладателем (источником);

     утечка  конфиденциальной информации по техническим  каналам;

     несанкционированный доступ к конфиденциальной информации со стороны злоумышленников и других элементов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Коммерческая тайна предприятия

1.1. Понятие коммерческой тайны

     Информация  составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139ГКРФ).

     Одними  из важных источников коммерческой информации являются люди, документы и публикации. От того, как организована работа с людьми и документами, зависит и безопасность фирмы. Целям предотвращения нанесения экономического, финансового и материального ущерба фирме, вызванного неправомерными или неосторожными действиями, а также неквалифицированным обращением или разглашением коммерческой тайны, служат следующие предложения.

     Предложения по обеспечению коммерческой тайны  носят общий рекомендательный характер, не являются нормативным документом, ориентированы в основном на работу с документами, содержащими сведения коммерческого характера, и предусматривают главным образом организационные меры защиты коммерческих секретов.

     Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производственно-технической, научно-исследовательской, опытно-конструкторской и другой деятельностью фирмы, а также с ее технологической информацией, управлением, финансами и т. п., разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которым может нанести ущерб ее интересам.

     К сведениям, составляющим коммерческую тайну, относятся несекретные сведения, предусмотренные перечнем конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну, утвержденным и введенным в действие приказом директора фирмы.

     Коммерческая  тайна является ее собственностью. Если коммерческая тайна является результатом совместной деятельности с другими предприятиями, основанной на договорных началах, то эта тайна может быть собственностью двух сторон. Это обстоятельство должно найти отражение в договоре.

     Следует отметить, что единой установки на обозначение грифа ограничения  доступа к документу, содержащему  коммерческую тайну, нет. Таким грифом могут быть слова: «коммерческая тайна», «секрет предприятия», «тайна предприятия» и др. Подобный ограничительный гриф не является грифом секретности, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законодательством.

Таблица 1

Коммерческая  тайна

Определения Содержание
Субъект Предприятия, организации, коллективы, граждане
Объект Понятие применимо  к широкому спектру интеллектуальной и промышленной собственности
Характеристики 1. Активный ресурс

2. Конфиденциальная  информация

3. Особая  форма собственности

4. Товар  рыночной новизны

Ценность Реально (потенциально)создает  преимущества в конкурентной борьбе
Требования 1. Потенциально  полезная

2. Не  общеизвестная

Срок  действия Определяется  жизненным циклом товара
Защита 1. Правовая

2. Организационная

3. Инженерно-техническая

     Коммерческая  тайна - не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью, разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которым может нанести ущерб их владельцам.

     К коммерческой тайне не относятся:

     1.  Охраняемые государством сведения.

     2. Общественные на законных основаниях  сведения.

     3. Общедоступные сведения, патенты,  товарные знаки.

     4. Сведения о негативной стороне  деятельности.

     5.  Учредительные документы и сведения  хозяйственной деятельности. 

1.2. Порядок определения информации, содержащей коммерческую тайну и сроков ее действия

     Определение необходимости проставления грифа  «Коммерческая тайна» («КТ») производится на основании перечня, упомянутого выше:

     на  документе — исполнителем и лицом, подписывающим документ, а на издании — автором (составителем) и руководителем, утверждающим издание к печати.

     Сроки действия коммерческой тайны, содержащейся в документе, определяются в каждом конкретном случае исполнителем или лицом, подписавшим документ, в виде конкретной даты или «до заключения трудового договора», или «бессрочно».

     На  документах, делах и изданиях, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, проставляется гриф «Коммерческая тайна» («КТ»), а в документах и изданиях, кроме того, — номера экземпляров.

     Гриф  «Коммерческая тайна» и номер  экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания и на первой странице сопроводительного письма к этим материалам.

     На  обратной стороне последнего листа каждого экземпляра документа, содержащего коммерческую тайну, печатается разметка, в которой указывается: количество отпечатанных экземпляров, номер, фамилия исполнителя и его телефон, дата, срок действия коммерческой тайны, содержащейся в документе (конкретная дата или «до заключения трудового договора», или «бессрочно»), фамилия машинистки.

     Решение вопроса о снятии грифа «Коммерческая  тайна» возлагается на создаваемую в установленном порядке специальную комиссию, в состав которой включаются представители службы безопасности и соответствующих структурных подразделений.

     Решение комиссии оформляется составляемым в произвольной форме актом, который утверждается директором или его замести-телем по направлению. В акте перечисляются дела, с которых гриф «КТ» снимается. Один экземпляр акта вместе с делами передается в архив, а на дела постоянного хранения — в государственный архив.

     На  обложках дел гриф «КТ» погашается штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта, послужившего основанием для его снятия.

     Аналогичные отметки вносятся в описи и  номенклатуры дел.  

1.3. Способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией

     Сведения, составляющие коммерческую тайну фирмы, могут быть получены злоумышленниками в результате таких действий, как разглашение, утечка либо несанкционированный доступ.

     Каждое  из этих действий обладает определенными  свойствами и особенностями.

     Разглашение

     Под разглашением коммерческой таймы имеются  в виду противоправные, умышленные или неосторожные действия должностных или иных лиц, приведшие к преждевременному, не вызванному служебной необходимостью, оглашению охраняемых сведений, подпадающих под эту категорию, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам или обработка их на некатегорированных ЭВМ.

     Под открытым опубликованием вышеуказанных  сведений имеется в виду публикация материалов в открытой печати, передача по радио и телевидению, оглашение на международных и внутрироссийских съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, при публичной защите диссертаций и других публичных выступлениях, свободная рассылка, вывоз материалов за границу или передача их в любой форме иностранным фирмам, организациям или о т -дельным лицам вне сферы прямых служебных обязанностей.

     Необходимость и возможность открытого опубликования этих сведений, а также их объемы, формы и время опубликования определяются директором или его заместителями по направлениям по заключению постоянно действующей экспертной комиссии.

     Меры  по ограничению открытых публикаций коммерческой информации не могут быть использованы во вред принципу гласности и для сокрытия от общественности фактов бесхозяйственности, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений.

     Использование для открытого опубликования сведений, полученных на договорной или доверительной основе или являющихся результатом совместной производственной деятельности, допускается лишь с общего согласия партнеров.

     Передача  информации сторонним организациям, не связанным прямыми служебными контактами, должна регулироваться, как правило, договорными отношениями, предусматривающими обязательства и ответственность пользователей, включая возмещение материальных затрат на предоставление информации и компенсацию за нарушение договорных обязательств.

Информация о работе Тайна предприятия