Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.
Глава 1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон. 4
1.1. Сущность СЭЗ. 4
1.2. Классификация СЭЗ. 6
1.3. Организация СЭЗ. 13
Глава 2. Место и роль свободных экономических зон в России. 21
2.1. Организация и функционирование СЭЗ в России. 21
2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ 27
Глава 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России. 34
Заключение. 37
Список использованной литературы: 39
В
конце 1991-начале 1992 гг., когда российское
руководство приняло курс на широкое
открытие экономики в целях ее
стабилизации, выборочная либерализация
предпринимательского климата на уровне
отдельных зональных территорий
во многом лишалась своего смысла. Принятые
в этот период в Российской Федерации
нормативно-правовые акты по регулированию
внешнеэкономической
К осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина, она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта).
Напротив,
другие крупные территории активизировали
усилия по лоббированию эксклюзивных
правительственных решений, гарантирующих
им либо воссоздание прежних, либо получение
принципиально новых
Правовое
регулирование отечественных
Общие вопросы, касающиеся режима свободных (особых) экономических зон, находят отражение в распоряжениях и постановлениях правительства, указах Президента РФ, международных договорах и других нормативных актах.
Учитывая
важное стратегическое географическое
положение Калининградской
В частности, Закон
Закон закрепляет предоставление в СЭЗ национального режима в сфере банковской деятельности, предусматривая, однако, что администрация СЭЗ по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития особой экономической зоны и инвестиционной деятельности, определяя, что “инвестиционная деятельность коммерческих организаций любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ”.
Налоговые льготы, валютное регулирование и валютный контроль Закон также подчиняет соответственно налоговому законодательству РФ и законодательству Калининградской области. Порядок въезда, выезда и пребывания на территории Калининградской области иностранных граждан и лиц без гражданства также определяется законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.
Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных контрактов в соответствии с законодательством РФ о труде [49,ст.25].
В целом Закон носит рамочный, отсылочный характер и закрепляет в основном принцип предоставления деятельности инвесторов в ОЭЗ на основе национального режима.
Рассмотрев типы СЭЗ на территории РФ, историю организации, правовые основы функционирования необходимо указать роль государства в процессе управления и регулирования СЭЗ.[10]
Сложившаяся в России экономическая ситуация требует выработки собственных жестко прагматичных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания свободных экономических зон (СЭЗ), исходящих из конкретных задач реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт. При этом в процессе формирования новой концепции государственного регулирования процессов создания СЭЗ необходимо исходить из принципа оптимальной вариантности проработки всех проблем и средств их решения.
Рациональное
ведение государственной
Процесс государственного регулирования процесса создания СЭЗ следует рассматривать на межгосударственном, общенациональном, региональном, а также «внутризональном» (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа) уровнях. На каждом из этих уровней государственное регулирование имеет свою специфику.
На
межгосударственном уровне государственное
регулирование процесса создания СЭЗ
– это определенные правила «экономической
игры», которые каждое государство
устанавливает на своей территории
для осуществления деятельности
по созданию, функционированию и развитию
СЭЗ и которые обязательны
для всех участников этой деятельности
при достигнутой степени
Таким образом, создавая международную СЭЗ и обеспечивая ее эффективное функционирование, органам управления необходимо учитывать как все позитивные, так и негативные стороны во избежание разрушительных структурных и других перекосов в национальной экономике стран – членов СЭЗ.
На
общенациональном уровне управление СЭЗ
происходит посредством выработки
государственными органами законодательной
власти свода соответствующих законов
и создания необходимой нормативно-
Сфера государственного управления процессами создания СЭЗ на региональном уровне должна охватывать те проблемы, предвидеть и решать которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В такого рода регламентировании нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами разных уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых, социальных и др.
Последний уровень, на котором должно осуществляться государственное регулирование процесса создания СЭЗ, «внутризональный», т.е. в рамках каждой конкретной СЭЗ конкретного типа. Для создания и нормального их функционирования необходимо обеспечение определенных предварительных условий, иными словами, принципов государственного регулирования в рамках конкретной «зоны», а именно: наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания «зон»; создание центрального банка «зоны»; создание специального залогово - страхового инвестиционного фонда; разграничение функций между руководством «зоны» и местными органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставления различных льгот; утверждение государственными органами программы развития конкретных экономических зон; делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления СЭЗ, отдельными предприятиями, расположенными в «зонах», определенных прав, которыми обладают вышеупомянутые органы управления.
Таким образом, становится очевидной необходимость государственного регулирования процессов создания СЭЗ не только на уровне национальной экономики, но и на уровне регионов, а также каждой конкретной «зоны» конкретного типа.
В ходе изучения проблемы государственного регулирования процессов создания СЭЗ на «внутризональном» уровне необходимо рассмотреть объекты и субъекты государственного управления.
Объектами государственного управления являются непосредственно СЭЗ различных типов.
Субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ — ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т.п.). В комплексе проблем разработки государственного регулирования процессов создания СЭЗ особое место занимают вопросы выбора организационно-правовых форм субъектов СЭЗ.
Международный
опыт показывает, что это связано
с выбором адекватных форм собственности
или их оптимального сочетания. Преобладание
в конкретной стране той или иной
формы собственности
Помимо
этого государственное
Для
достижения целей и задач, стоящих
перед государственным
Одновременно возможно и необходимо осуществление таких методов косвенного воздействия, как налогообложение, налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны», введение импортных депозитов, госкредиты, регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита и т.д.
Естественно, создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенными особенностями и определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный и трудовой потенциал, развитие инфраструктуры и т.д.