Свободные экономические зоны

Автор: m*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
изучение теоретических основ свободных экономических зон;
рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы;
анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.

Содержание

Глава 1. Теоретический аспект функционирования свободных экономических зон. 4
1.1. Сущность СЭЗ. 4
1.2. Классификация СЭЗ. 6
1.3. Организация СЭЗ. 13
Глава 2. Место и роль свободных экономических зон в России. 21
2.1. Организация и функционирование СЭЗ в России. 21
2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ 27
Глава 3. Проблемы функционирования СЭЗ в России. 34
Заключение. 37
Список использованной литературы: 39

Работа содержит 1 файл

Басов мировая экономика курсовая.docx

— 88.41 Кб (Скачать)

     Принцип конкурентных преимуществ создание таких предпочтений активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

     Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы руководящих правил ведения бизнеса.

     Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде, чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и т.д.

     Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

     Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

     Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения. [8]

     Этапы создания СЭЗ.

     Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет  констатировать, что в наиболее общем  виде весь проект создания СЭЗ может  быть разделен па четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.

     Предынвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны. Существенным для данного этапа станет подробный анализ специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании собранной на этом этапе информации и будет вероятнее всего приниматься общее решение по конкретной СЭЗ.

     Второй  этап предынвестиционного периода предполагает уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Желательно на этом этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых па развитие территории. Для этого этапа необходима опережающая переговорный процесс кропотливая работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйства.

     Инвестиционный  период продолжительностью до года может осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать «переговорным». В это время требуется достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно дол жен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

     Второй  этап инвестиционного периода предполагает уже создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.

     Операционный  период - это, конечно, наиболее трудный для планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного его использования такая зона должна либо разрастаться в больший промышленный район, либо переключиться на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В любом случае, это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла зоны - периода развития.

     Стартовый этап операционного периода отличается от этапа саморазвития тем, что изменяет систему мотивации со стороны  инвесторов. На первом этапе инвесторы  приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые  они могут здесь получить (включая  стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень важно определить, что «вопросы использования земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого  действующим законодательством  страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная  деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает  эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно  сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.[7]

 

Глава 2. Место и роль свободных  экономических зон  в России.

2.1. Организация и  функционирование  СЭЗ в России.

    На  наш взгляд, в зависимости от цели и задач СЭЗ целесообразно  разделить на следующие основные типы:

  • комплексные зоны производственного характера;
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
  • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

    Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

    Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

    К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том  числе - СЭЗ в Находке, Калининградской  области, Санкт-Петербурге и др.

    Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

    К внешнеторговым зонам относятся, в  частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево.

    Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

    К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в  Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики  и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования  в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

    На  выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для  транспортных, экспортно-импортных  зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным  сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая  сила. Организация туристическо-рекреационных  зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических  курортов, привлекательных для туризма  ландшафтов, развитой инфраструктуры.

    Процесс создания свободных зон в нашей  стране, начавшийся еще в конце  80-х годов, может быть разделен на несколько этапов.

    На  первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило  зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана  так называемая единая государственная  концепция свободных зон. Свободные  зоны рассматривались как элемент  государственной внешнеэкономической  политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными  партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с  высокой концентрацией предприятий  с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться  в регионах с развитым научно-техническим  потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

    К началу 90-х годов государственная  концепция свободных зон дополнилась  множеством региональных инициатив. Эти  инициативы получили свое развитие, как  только в ходе суверенизации союзных  республик рассмотрение вопроса  о создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов народных депутатов  об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались  в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и  Читинской областях, в Алтайском  крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской  автономной области.

    В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный  Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. (Заметим  при этом, что в положениях зоны именовались "свободными экономическими зонами", а не "зонами свободного предпринимательства", как в вышеупомянутых постановлениях об их учреждении.) Набор  предоставленных зонам льгот  был практически одинаковым, а  сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования.[6]

    Хотя  принятые решения способствовали притоку  в зоны иностранного капитала (росло  число совместных предприятий в  Находке, Калининграде, на Сахалине), они  не были до конца продуманы ни с  точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.

    Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда  они охватывали не только небольшие  территории, но и обширные области  и целые края, были заведомо нереальными  из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.

    Во-вторых, массовая раздача зональных преференций  отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения  новых зональных структур, когда  та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или  просто российская глубинка) объявляла  о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под  массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования  на своих территориях свободных  зон. Такая активность местных властей  отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы  различных проблем, нахлынувших, как  им представлялось, из центра.

Информация о работе Свободные экономические зоны