Свободные экономические зоны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:26, реферат

Описание работы

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.

Содержание

Введение …………………………………………….……………………….………3 Классификация, цели и задачи СЭЗ………………………………………….…..4-5
Характеристика СЭЗ в России ………………………………………………….6-10 Заключение ………………………………………….……………………….…11-12
Использованная литература ……………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Реферат по региональной экономике.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

    Целями  создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

    Законы  о туристско-рекреационных зонах  были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

    Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

  • могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.
  • на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.
  • в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.
  • земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

    Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

  • снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
  • возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.
  • может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

    3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа, приуроченных к уникальным природным рекреационным объекта: побережью Черного моря (в Краснодарский и Ставропольские края), озера Байкал (Республика Бурятия и Иркутская область), побережье Балтийского моря (Калининградская область), Горный Алтай (Республика Алтай и Алтайский край). 

    Инвестиции  из бюджета на создание инфраструктуры составят 44,5 млрд рублей, частные инвестиции планируется привлечь в объеме 271,4 млрд рублей. До 2026 года будут созданы 86 тыс. новых рабочих мест, а с учетом развития придорожного сервиса их число может вырасти до 207 тыс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Со  времени принятия постановлений  об образовании ОЭЗ прошло от 9 до 4 лет. Наряду с положительными выявились и отрицательные  результаты их деятельности. На обеспечение функционирования особых экономических зон из федерального и регионального бюджетов выделены десятки миллиардов рублей, однако Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) не смогло обеспечить их результативное и эффективное использование. В ходе прокурорской проверки были установлены факты размещения средств, выделенных для развития указанных территорий, под крайне низкие процентные ставки. Так, ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого выступает РосОЭЗ, 5 млрд руб. хранило на депозитном вкладе под 3,5% и 5,5% годовых. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» средства размещало по депозитному договору под 3% годовых. Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, это значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям.

       В результате ненадлежащего исполнения  РосОЭЗ полномочий в сфере  управления особыми экономическими  зонами, несвоевременного заключения Минэкономразвития России дополнительных соглашений по их развитию, а также пассивности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные проекты имеют весьма медленное развитие и низкий социально-экономических эффект. Не всегда своевременно осуществляются мероприятия по возведению в особых экономических зонах объектов инженерной, транспортной, инновационной и иной инфраструктуры. В ряде случаев не создаются все необходимые условия для привлечения в образованные зоны финансовых инвестиций предпринимателей.

       Так, за два года деятельности  особой экономической зоны технического  назначения, расположенной на территории  г. Москвы, зарегистрировано всего  11 предпринимателей, инвестировавших  средства в ее развитие. При  этом свою деятельность непосредственно на территории самой особой экономической зоны осуществляет только один из них. Остальные предприниматели ведут свою экономическую деятельность вне указанной зоны. Аналогичная картина наблюдается и в особой экономической зоне технического назначения, созданной на территории г. Томска.

       Неблагоприятная ситуация сложилась  в 7 особых экономических зонах  туристско-рекреационного назначения, созданных в феврале 2007 г. В  5 из них до настоящего времени  не зарегистрировано ни одного  инвестора, не создано рабочих мест, объем частных инвестиций равен нулю, не производится каких-либо товаров, не построено и не сдано в эксплуатацию ни одного объекта.

    Одновременно  с этим законодательные ограничения  природоохранной и экологической  направленности не позволяют начать строительство объектов туристской индустрии и различной инфраструктуры в границах туристско-рекреационной зоны Республики Бурятия и Иркутской области. Необходимый нормативный акт по урегулированию возникшей проблемы до настоящего времени не принят.

       В целях устранения выявленных  нарушений Генеральной прокуратурой  Российской Федерации внесены  представления Министру экономического  развития Российской Федерации  Эльвире Набиуллиной и руководителю  Федерального агентства по управлению  особыми экономическими зонами Андрею Алпатову. Им предложено принять меры по устранению выявленных нарушений законности, обеспечить эффективное и экономное использование бюджетных средств, выделенных на обеспечение функционирования особых экономических зон, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях. 
 
 
 
 
 
 

    Использованная  литература

  1. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3, с.126;
  2. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди,1994, N 3, c.53-54.;
  3. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь,1997, N 12;
  4. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности";
  5. Постановление Правительства России от 21 декабря 2005 г. N 781;
  6. Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N67;
  7. Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Информация о работе Свободные экономические зоны в России