Целями
создания туристско-рекреационных
зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности,
развитие лечебно-оздоровительных курортов,
развитие деятельности по организации
лечения и профилактике заболеваний. В
туристско-рекреационных зонах может
осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных
грязей и других
природных лечебных ресурсов.
Законы
о туристско-рекреационных зонах
были приняты 19 мая 2006
года Государственной
Думой России. Создание туристско-рекреационных
зон способствует обеспечению благоприятного
инвестиционного климата в России, появлению
конкурентоспособного туристского
продукта, переводу
индустрии отдыха и путешествий на инновационный
путь развития.
Туристско-рекреационные
зоны имеют отличия от особых экономических
зон другого типа:
- могут создаваться
на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.
- на момент
их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании
граждан и юридических лиц.
- в туристско-рекреационных
зонах могут быть расположены объекты
инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты,
находящиеся в различных формах собственности,
включая частную.
- земельные
участки могут относиться к землям особо
охраняемых территорий.
Для
организаций, имеющих статус резидента
туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:
- снятие 30 %
ограничений на перенос убытков на последующие
налоговые периоды.
- возможность
в отношении собственных основных средств
к основной норме амортизации применять
специальный коэффициент.
- может устанавливаться
пониженная налоговая
ставка налога
на прибыль.
3
февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых
экономических зон туристко-рекреационного
типа, приуроченных к уникальным природным
рекреационным объекта: побережью Черного
моря (в Краснодарский и Ставропольские
края), озера Байкал (Республика Бурятия
и Иркутская область), побережье Балтийского
моря (Калининградская область), Горный
Алтай (Республика Алтай и Алтайский край).
Инвестиции
из бюджета на создание инфраструктуры
составят 44,5 млрд рублей, частные инвестиции
планируется привлечь в объеме 271,4 млрд
рублей. До 2026
года будут
созданы 86 тыс. новых рабочих мест, а с
учетом развития придорожного сервиса
их число может вырасти до 207 тыс.
Заключение
Со
времени принятия постановлений
об образовании ОЭЗ прошло от 9 до
4 лет. Наряду с положительными выявились
и отрицательные результаты их деятельности.
На обеспечение функционирования особых
экономических зон из федерального и регионального
бюджетов выделены десятки миллиардов
рублей, однако Федеральное агентство
по управлению особыми экономическими
зонами (РосОЭЗ) не смогло обеспечить их
результативное и эффективное использование.
В ходе прокурорской проверки были установлены
факты размещения средств, выделенных
для развития указанных территорий, под
крайне низкие процентные ставки. Так,
ОАО «Особые экономические зоны», единственным
акционером которого выступает РосОЭЗ,
5 млрд руб. хранило на депозитном вкладе
под 3,5% и 5,5% годовых. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна»
средства размещало по депозитному договору
под 3% годовых. Согласно данным Счетной
палаты Российской Федерации, это значительно
ниже средних ставок по аналогичным банковским
операциям.
В результате ненадлежащего исполнения
РосОЭЗ полномочий в сфере
управления особыми экономическими
зонами, несвоевременного заключения
Минэкономразвития России дополнительных
соглашений по их развитию, а также пассивности
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, указанные проекты
имеют весьма медленное развитие и низкий
социально-экономических эффект. Не всегда
своевременно осуществляются мероприятия
по возведению в особых экономических
зонах объектов инженерной, транспортной,
инновационной и иной инфраструктуры.
В ряде случаев не создаются все необходимые
условия для привлечения в образованные
зоны финансовых инвестиций предпринимателей.
Так, за два года деятельности
особой экономической зоны технического
назначения, расположенной на территории
г. Москвы, зарегистрировано всего
11 предпринимателей, инвестировавших
средства в ее развитие. При
этом свою деятельность непосредственно
на территории самой особой экономической
зоны осуществляет только один из них.
Остальные предприниматели ведут свою
экономическую деятельность вне указанной
зоны. Аналогичная картина наблюдается
и в особой экономической зоне технического
назначения, созданной на территории г.
Томска.
Неблагоприятная ситуация сложилась
в 7 особых экономических зонах
туристско-рекреационного назначения,
созданных в феврале 2007 г. В
5 из них до настоящего времени
не зарегистрировано ни одного
инвестора, не создано рабочих мест, объем
частных инвестиций равен нулю, не производится
каких-либо товаров, не построено и не
сдано в эксплуатацию ни одного объекта.
Одновременно
с этим законодательные ограничения
природоохранной и экологической
направленности не позволяют начать строительство
объектов туристской индустрии и различной
инфраструктуры в границах туристско-рекреационной
зоны Республики Бурятия и Иркутской области.
Необходимый нормативный акт по урегулированию
возникшей проблемы до настоящего времени
не принят.
В целях устранения выявленных
нарушений Генеральной прокуратурой
Российской Федерации внесены
представления Министру экономического
развития Российской Федерации
Эльвире Набиуллиной и руководителю
Федерального агентства по управлению
особыми экономическими зонами Андрею
Алпатову. Им предложено принять меры
по устранению выявленных нарушений законности,
обеспечить эффективное и экономное использование
бюджетных средств, выделенных на обеспечение
функционирования особых экономических
зон, а также рассмотреть вопрос об ответственности
должностных лиц, виновных в допущенных
нарушениях.
Использованная
литература
- Лемешко М.
Свободные зоны не свободны от кризиса.
- Деловые люди, 1994, N 3, с.126;
- Глуховский
М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность.
- Деловые люди,1994, N 3, c.53-54.;
- Смородинская
Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика
и жизнь,1997, N 12;
- Федеральный
закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах
предоставления льгот участникам внешнеэкономической
деятельности";
- Постановление
Правительства России от 21 декабря 2005
г. N 781;
- Постановление
Правительства России от 3 февраля 2007 г.
N67;
- Федеральный
закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.