Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:46, контрольная работа
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.
Введение
1. Сущность и характерные черты СЭЗ
2. Этапы создания свободных экономических зон в России
3. Типы российских СЭЗ
3.1. Зоны свободной торговли
3.2. Экспортно-производственные зоны
3.3. Технико-внедренческие зоны
3.4. Сервисные зоны.
3.5. Комплексные СЭЗ
3.6. Международные СЭЗ
4. Проблемы российских СЭЗ
Заключение
Список литературы:
Содержание
Введение
1. Сущность и характерные черты СЭЗ
2. Этапы создания свободных экономических зон в России
3. Типы российских СЭЗ
3.1. Зоны свободной торговли
3.2. Экспортно-производственные зоны
3.3. Технико-внедренческие зоны
3.4. Сервисные зоны.
3.5. Комплексные СЭЗ
3.6. Международные СЭЗ
4. Проблемы российских СЭЗ
Заключение
Список литературы:
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.
Их создание началось в 1990-х гг. С началом рыночных реформ экономики возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.
Значительную роль в международном экономическом сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.
По состоянию на начало 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.
Какова же ситуация в РФ со свободными экономическими зонами?
Каков механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ? Каково их значение в экономике России и как оценивается функционирование СЭЗ?
Эти вопросы я буду рассматривать в данной работе.
Понятие «свободная экономическая зона» собирательно и условно. По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.
«Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.
2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:
внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
3) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.
В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.
Свободные экономические зоны создаются в целях организации в зонах новых производств, обеспечения полной занятости рабочей силы, развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них являются:
благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;
значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;
существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.
Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать важные долгосрочные общегосударственные программы.
Свободные экономические зоны стали создаваться в России с начале 1990-х гг. С июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет СССР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую АО.
Предпосылки создания СЭЗ
К числу предпосылок, способствующих появлению на территории России свободных экономических зон, относятся:
Федеративное устройство России;
Тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов РФ и далее на уровень органов местного самоуправления;
Стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории.
Создание свободных экономических зон в России можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывает вторую половину 80-х гг. и связан с разработкой концепции создания и функционирования свободных экономических зон, проект которой появился в 1989 г. В ней свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным капиталом. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом. Хозяйственно-правовые льготы
12 декабря 1989 г. было принято постановление Совета Министров СССР о создании СЭЗ «Находка» и «Выборг».
Второй этап (1990-1991 гг.) характеризуется дальнейшим совершенствованием правовой базы и разработкой концепции СЭЗ.
В 1990 г. была создана Международная ассоциация развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ). Она дала следующее определение СЭЗ в России: «Это особые территориально-хозяйственные образования, как правило, открытые для финансово-экономической деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».
МАРСЭЗ была образована с целью поддержки территориальных инициатив и отработки новых форм и методов управления в период перехода к рынку, создания законодательно-нормативных документов, фактических программ.
В 1990 г. был создан специальный орган – Консультативный совет по свободным экономическим зонам при Антимонопольном комитете, на который была возложена ответственность за создание СЭЗ в стране. В этом же году были приняты 3 важных постановления Верховного Совета РСФСР: «О создании зон свободного предпринимательства» №106-1 от 4.07.1990г.; «О некоторых вопросах внешнеэкономической деятельности РСФСР» от 28.08.1990 г.; «О создании зон свободного предпринимательства» №165-1 от 13.09.1990г.
К началу 90-х гг. государственная концепция свободных экономических зон дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие , как только в ходе суверенизации союзных республик вопрос о создании СЭЗ был официально перенесен на республиканский уровень. В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны были утверждены в Ленинграде, Выборге, Находке, а также в Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области.
В 1990-1991 гг Совет Министров и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.
С июля 1990 г по июнь 1991 г. статус свободной экономической зоны был официально закреплен за 11 регионам общей площадью более 1 млн. кв. км, что составляет 7% территории России, и населением 18,5 млн. человек, или 135 от всего населения страны.
Третий этап (1992-1994 гг.). Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Проект закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В результате к осени 1994 г. наметились следующие важные особенности российской политики по отношению к СЭЗ:
1. Урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров территорий, исключающее создание относительно крупных комплексных зон.
2. Формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой.
3. Усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями.
Четвертый этап начался в 1995 г. К этому времени стало очевидно, что СЭЗ в России создаются в условиях крайне неразвитой законодательной базы и перспективы их развития во многом зависят от формирования эффективного законодательства.
В 1998 г. был разработан проект закона «О свободных экономических зонах», одобренный Госдумой в 2000 г. В настоящее время считаются созданными около 20 свободных экономических зон, из них можно выделить 12 крупных СЭЗ, большая часть из которых реально не функционирует.
В соответствии с классификацией СЭЗ по виду деятельности СЭЗ России можно разделить на зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров на складах (до 3 лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы РФ или на территорию РФ.