Свободная экономическая зона в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
В процессе работы рассмотрены основные особенности деятельности таких белорусских СЭЗ, как «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск». Изучены основные показатели деятельности резидентов этих свободных экономических зон, данные представлены в виде таблицы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………21
Список использованных источников…………………………………………...22
Приложение А. Основные модели специальных зон (типовые размеры и состав льгот)………………………………………..............................................24
Приложение Б. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь……………………………………...26

Работа содержит 1 файл

КУрсоВАЯ2.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

     СЭЗ «Могилев» - это особая территория в  границах Республики Беларусь, на которой  действует специальный льготный таможенный и налоговый режим  для различных производств (в  том числе с участием иностранного капитала). Территория СЭЗ «Могилев»  обладает хорошо развитой инфраструктурой  инженерных и транспортных коммуникаций, свободными производственными и  складскими помещениями, а также  землями для нового строительства. 

     Географическое  положение СЭЗ, а также международные  договоры о свободной торговле с  Россией и Украиной, обеспечивают удобный доступ к рынкам этих  стран.

     В настоящее время территория СЭЗ  состоит из шести участков общей  площадью 1318 га. За 6 лет существования  СЭЗ накоплен большой опыт успешного  сотрудничества с инвесторами из разных стран (в том числе Германии, Австрии, Дании, Турции, Литвы).

     СЭЗ "Гродноинвест" состоит из 6-и  участков общей площадью 2187,83 гектаров. В настоящее время в СЭЗ зарегистрированы 50 резидентов с капиталом из 17 стран мира, реализующих инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях.

     Основные  показатели деятельности резидентов свободных  экономических зон Республики Беларусь представлены в приложении Б. 
 
 

 

     

     3. Проблемы и перспективы  развития СЭЗ в  РБ

     Оценивая  реально складывающееся положение  с их формированием в Республике Беларусь, законодательную базу по ним, является целесообразным определить перспективы развития СЭЗ в республике, а также выработать некоторые  положения по совершенствованию  хозяйственного механизма зон, включая  и финансовые аспекты.

     Не  оставив без внимания роль СЭЗ  в мировой практике и значение их для экономики Республики Беларусь, следует в республике разработать  собственную Программу создания и развития СЭЗ, где бы указывались  перечень создаваемых зон, задачи и  цели, этапы становления, приоритетные развиваемые отрасли, объемы инвестиций и источники их привлечения.

     СЭЗ «Брест» является первым проектом, на опыте которого созданы другие зоны. Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулись специалисты в процессе работы по претворению данного проекта в жизнь.

     Во-первых, статичность существующей нормативно-правовой базы. Во время ее создания практического  опыта функционирования таких образований  в стране не имелось и поэтому, некоторые вопросы остались не до конца отрегулированными. Накопленный  ряд проблем, из-за проявляющихся  недостатков отдельных нормативных  актов, потребовал внесение корректировок  и уточнений в существующую нормативную  базу.

     Тревожит  и то, что создание СЭЗ повлекло за собой быстрый рост экономической  преступности, появление новых видов  правонарушений и форм их совершения. И это еще один аргумент в пользу создания четкой нормативной базы.

     Нормативная база должна закреплять механизм защиты внутреннего рынка: на территории СЭЗ  существует реальная угроза создания конкурентов отечественным производителям за счет полученных резидентами льгот, что недопустимо по сути создания СЭЗ.

     Во-вторых, размеры территории СЭЗ. Большая  часть действующих в мире СЭЗ  ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа-  или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Созданная же в Бресте зона занимает такие размеры, что даже не позволяет произвести ее ограждение, что порождает проблему таможенного контроля движения товаров, не говоря уже о создании необходимой  инфраструктуры. Таким образом, завезенный на территорию СЭЗ товар из-за границы  может быть вывезен на территорию РБ без уплаты таможенных пошлин, так  как отсутствие ограждения не позволяет  производить дальнейший контроль их движения.

     В-третьих, существует необходимость определения  приоритетного направления развития свободных экономических зон. К  примеру, на 1999 год из 52 резидентов СЭЗ  «Брест» производством мебели занимались 13, в то время как на территории Брестской области их число приближалось к 200.

     В-четвертых, проблема конвертации валют существенно  сдерживает поток инвестиций. Уровень  чистых валютных поступлений от экспорта может оставаться невысоким из-за необходимости импортировать в  большом объеме  производственных материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий. Хотя, одной из задач стоящих  перед зоной является увеличение валютных поступлений путем наращивания  экспорта товаров (работ, услуг).

     В-пятых, СЭЗ «Брест» проводила регистрацию  в качестве резидента предприятий  без иностранных инвестиций, что  противоречит самой цели создания СЭЗ (привлечение в страну иностранных  инвестиций). Это влечет за собой  негативные последствия. Таких резидентов СЭЗ «Брест» можно разделить  на две группы: первая – это те, которые зарегистрировались впервые, вторая – те, которые уже осуществляли хозяйственную деятельность на территории РБ и прошли регистрацию в качестве резидента СЭЗ «Брест». От первых ожидать притока инвестиций и  современных технологий не приходится, т.к. согласно действующему законодательству для белорусских субъектов хозяйствования минимальный вклад в уставный фонд составляет 10 млн. рублей. Что касается вторых, то тут ситуация еще более удручающая. В плане инвестиций, от таких резидентов республика не получила ровным счетом ничего, так как произошел простой переток капитала внутри страны, а вот налоговых и таможенных платежей данные субъекты хозяйствования стал производить меньше. Исходя из произведенных расчетов, только налоговых платежей эти резиденты стали уплачивать в 2-5 раз меньше, при этом объемы их деятельности увеличились незначительно. Таким образом, бюджет недополучил несколько миллиардов рублей.

     Учитывая  изложенное, в целях упорядочения получения льгот резидентами  свободных экономических зон  и повышения эффективности привлекаемых инвестиций необходимо:

     1.  Формирование на республиканском уровне четкой концепции в   области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

     2. Разработка и принятие соответствующей  законодательно-нормативной базы, регулирующей  процесс создания и функционирования  СЭЗ в стране;

     3.  Инвестирование бюджетных средств  в инфраструктуру СЭЗ, с пониманием  того, что реальный эффект для  страны может быть получен  лишь в перспективе;

     4.   Определить приоритетные виды  деятельности, которые следует развивать  в СЭЗ, увязав их с Правительственными  программами развития экспортного  потенциала и импортозамещения;

     5.  Разработать механизм защиты  внутреннего рынка, чтобы не  допустить использования резидентами  зон льготного статуса для  конкурентной борьбы с национальными  производителями. Одним из составляющих  механизма может стать установление, при реализации продукции на  внутренний рынок страны, дифференцированного,  в зависимости от вида товара, налога с оборота;

     6.  В целях привлечения реальных  инвестиций, установить на территории  зон льготный валютный, налоговый,  таможенный режимы только для  иностранных и совместных предприятий.  При этом весь необходимый  капитал иностранные участники  обязаны ввозить из-за границы.

     Что касается предприятий-резидентов РБ, то, исходя из интересов государства, более  целесообразным является предоставление им льгот по производству высоко технологичной  продукции [2].

     Рассмотренные недостатки в области организации  и управления свободными экономическими зонами в РБ, не исчерпывают круга  проблем, с которыми сталкиваются как  специалисты, так и субъекты хозяйствования (резиденты СЭЗ) в процессе функционирования СЭЗ. Но для более успешного становления и функционирования свободных экономических зон в нашей стране будет способствовать выполнение хотя бы вышеизложенных  предложений. 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, в числе приоритетных направлений  инвестиционной деятельности СЭЗ названы: высокотехнологичные и импортозамещающие  производства; переработка сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающая промышленность; производство строительных материалов; легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая  промышленность; транспорт; машиностроение и металлообработка. Всего в программу  развития белорусских СЭЗ включено около 600 инвестиционных проектов предприятий-резидентов СЭЗ. Почти половина свободных территорий СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» требует инфраструктурного обустройства, а для СЭЗ «Брест» и «Витебск»  этот показатель существенно выше. Следует отметить, что созданные в стране СЭЗ имеют достаточно выгодное экономико-географическое положение – находятся в непосредственной близости от разветвленной сети автомобильных и железнодорожных дорог, включая международные транзитные коридоры, а также международных аэропортов, что обеспечивает оперативную отправку и получение грузов.

     В общем виде решаемые СЭЗ задачи можно  сгруппировать в следующие блоки:

  1. Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала за счет действия специального льготного экономического механизма, стабильной законодательной базы, упрощения различных организационных процедур; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
  2. Задачи социального блока: создание новых рабочих мест и повышения занятости населения; повышение квалификации рабочей силы за счет изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; удовлетворение населения высококачественными товарами.
  3. Задачи научно-технического блока: привлечение передовых технологий; ускорение инновационных процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов [19].

     Подводя итоги, следует отметить важность создания свободных экономических зон, которые  в условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции  помогают не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области  передовых технологий, внедрения  достижений науки и техники в  производство, укрепления конкурентоспособности, повышения уровни жизни.

     Но следует обратить внимание на то, что создание СЭЗ – капиталоемкий процесс. В то же время более чем из 700 действующих в мире зон (около 400 – торгово-складского и свыше 300 – производственного типа) всего только 30 функционируют успешно. Это означает, в частности, что при решении вопроса о создании СЭЗ далеко не излишни повышенные осторожность, терпеливость и скрупулезность в проведении предварительных расчетов.  

 

     Список  использованных источников 

     
  1. Игнатов В.,  Бутов В. Свободные экономические  зоны. - Москва: Ось-89, 1997.
  2. Абрамчук С.Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития. Научное издание. Брест: - издательство С.Лаврова, 1999. Издание 2-е.
  3. Данько Т.П., Окрут  З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. – Москва. ИНФРА-ч, 1998.
  4. Абрамчук С.Н. Государственное регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь. Научное издание. Брест. – Издательский дом С. Лаврова, 2001.
  5. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» - стратегия устойчивого развития (из опыта работы) / В.Ф. Бык – Гомель : УО «ГГУ им. Ф. Скорина», 2003.
  6. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь -  Режим доступа: http://www.investbelarus.by
  7. Официальный сайт СЭЗ «Витебск» - Режим доступа: http://www.fez-vitebsk.com/by/
  8. Официальный сайт президента РБ – Режим доступа:  http://www.president.gov.by.
  9. «Экономическая газета».  Выпуск газеты №36(556) от 24.05.2002 / статистика.
  10. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал, 1995, №11, с. 34-35.
  11. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
  12. Концепция создания СЭЗ на территории Республики Беларусь: Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1415,23 октября 1997г. // Собрание Декретов, Указ Президента и  Постановлений Правительства Республики Беларусь, - 1997. – №26. – С.302 – 309.
  13. Плескачевский Ю. М. Гомельщина – свободная экономическая зона // Гомельская правда. – 1990. – 4 авг.
  14. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь – Режим доступа: www.mfa.gov.by
  15. Конкурентная среда свободных экономических зон / Соболенко И. А. Под ред. В. М. Руденкова. – Мн.: Право и экономика, 2004. (Серия «Мировая экономика»).
  16. Данько Т. П., Округ З. М. Свободные экономические зоны. -М.: Инфра-М, 1998г.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008
  18. Байнев В. Ф. Экономика региона: учеб. Пособие для студентов специальности «Государственное управление и экономика» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. Ф. Байнев, С.А. Пелих; под ред. С.А. Пелиха.Минск: ИВЦ Минфина,2007.—272 с.
  19. Официальный сайт СЭЗ «Могилёв» - Режим доступа: http://www.fezmogilev.com/
  20. Официальный сайт СЭЗ «Гродноинвест» - Режим доступа: http://www.grodnoinvest.com/
  21. Официальный сайт СЭЗ «Минск» - Режим доступа: http://www.fezminsk.by/
  22. Официальный сайт СЭЗ «Брест» - Режим доступа: http://www.fez.brest.by/
  23. Официальный сайт СЭЗ «Гомель-Ратон» - Режим доступа: http://www.gomelraton.com/
  24. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009

Информация о работе Свободная экономическая зона в республике Беларусь