Свободная экономическая зона в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.
Методы исследования: описание, систематизация, классификация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
В процессе работы рассмотрены основные особенности деятельности таких белорусских СЭЗ, как «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск». Изучены основные показатели деятельности резидентов этих свободных экономических зон, данные представлены в виде таблицы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………21
Список использованных источников…………………………………………...22
Приложение А. Основные модели специальных зон (типовые размеры и состав льгот)………………………………………..............................................24
Приложение Б. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь……………………………………...26

Работа содержит 1 файл

КУрсоВАЯ2.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

     Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий беспошлинного складирования  товаров на период поиска покупателей. Изначально «свободные порты» создавались  для развития местного рынка, а затем  и для содействия расширению международной  торговли.

     Таким образом, первому этапу развития СЭЗ присущи наиболее простые, по своему хозяйственному механизму зоны («свободные порты», «зоны свободной торговли», «специальные таможенные зоны»). Что касается временной характеристики данного этапа, то, с определенной доли условности, его можно определить как середина XVI-го – 30-е годы XX столетия.

     Второй  этап развития СЭЗ (60-е – 70-е годы XX-го столетия) характеризуется упразднением «свободных портов», вследствие монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств, и созданием на их территориях, а так же в других торговых центрах новых СЭЗ, где всё большее значение приобретала переработка товара.

     В течение длительного времени  СЭЗ была присуща преимущественно  коммерческая деятельность. В экономических  зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же улучшения общего вида или внешнего оформления, что  позволяло повысить их качество. И  только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров  в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, учитывающие прибавочную  стоимость товара. Следовательно, СЭЗ  из собирающих центров и пунктов  распределения всё чаще становились  местами обработки и трансформации  товаров. При этом действовали льготные условия их экспорта из СЭЗ.

     Третий  этап развития СЭЗ начался в 80-е  годы XX-го столетия благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать создание зон комплексного назначения, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми сразу ставится несколько задач. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.

     Четвертый этап (начинается с 90-х гг. XX-го века) характеризуется массовым созданием узкоспециализированных и научно-технических зон, которые являются наиболее прогрессивным типом свободных экономических зон, соединившим в себе научную и инновационную деятельность.

     Для четвертого этапа также характерно возникновение транснациональных  зон, которым предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. 

     2. СЭЗ в экономике  Республики Беларусь

 

     2.1. Цели и задачи  создания СЭЗ в Республики Беларусь

     Планы создания в республике свободной  экономической зоны разрабатывались  давно. Еще в феврале 1992 года было принято постановление Правительства  №100 «О создании свободной экономической  зоны в районе . Бреста». Однако, новое с трудом пробивает себе дорогу, и только в 1994 году Верховный совет одобрил в первом чтении законопроект «О свободных экономических зонах», а в программу неотложных мер по выводу страны из кризиса был включен пункт о создании вблизи Бреста СЭЗ.

     Принятый  же в декабре 1998 года Закон «О свободных  экономических зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем  государстве. [2, с.43]

     Целями  и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:

  • Увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвесторов;
  • Обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
  • Содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • Стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Развитие и расширение сферы работ и услуг;
  • Развитие инфраструктуры территорий;
  • Получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования в проведение реформ в республике [13].

     В Республике Беларусь действуют 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного  и регистрационного режимов. Они  созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет. Важное  место, со своими  особенностями финансово-хозяйственного механизма, занимают свободные экономические зоны “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон” и “Витебск”, которые имеют опыт работы от 6 до 9 лет. В стадии становления находится деятельность зон “Могилев” и “Гродноинвест”, образованных в 2002 году [15].  

     2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»

     Свободная экономическая зона создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года. Занимает специально отведенную территорию общей площадью 71 кв. км (7081 га). СЭЗ граничит с Республикой  Польша – по реке Буг на протяжении 10 км. С южной стороны примыкает  к г. Бресту и отдалена от него железнодорожной магистралью Брест – Белосток - Калининград. Имеет выгодное географическое положение. СЭЗ “Брест” состоит из двух районов: первый располагается северо-западнее Бреста в примыкании к государственной границе РБ у пограничного автоперехода “Кукурыки-Козловичи”, второй - восточнее Бреста, в районе действующего аэропорта в примыкании к автодороге Берлин-Варшава-Минск-Москва. Территория СЭЗ утверждена решением Брестского облисполкома № 596 от 24.03.97

     В декабре 2001 г . в состав зоны включены производственные площади 5 крупнейших заводов г. Бреста: электромеханического, электролампового, радиотехнического, машиностроительного и завода "Цветотрон". Эти предприятия располагают свободными производственными площадями с развитой инфраструктурой более 50 тыс. кв. м.

     Арендная  плата за землю устанавливается  Администрацией согласно законодательству Республики Беларусь с учетом места  размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и составляет 0,3-1,0 у.е. за 1 кв. м в год.

     Анализ  работы предприятий СЭЗ "Брест" показывает, что объем производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность работающих, экспорт  ежегодно возрастают в 1,2-1,5 раза.

     По  состоянию на 10.01.2006 г. осуществляют свою деятельность 95 предприятий, в т.ч. – с иностранным капиталом.

     Общий объем инвестиций превышает 260 млн. дол. США. СЭЗ представлен капитал  из 22 стран. Основные страны-инвесторы  – Германия, Россия, Польша.

     СЭЗ принимает инвестиции на создание в  первую очередь предприятий высоких  технологий, а также фармацевтической (медицинские препараты и оборудование), автомобильной, пищевой, электронной  и машиностроительной отраслей промышленности. Приоритет отдается инвестициям  на организацию экспортного и  импортозамещающего производства.

     Сегодня на предприятиях-резидентах СЭЗ производится переработка древесины, мебель, плита МДФ, кондитерские изделия, мясные продукты, переработка рыбы, люминесцентные светильники, краски и лаки, машины дорожной разметки, швейные изделия, электротехнические изделия, термоустойчивое листовое стекло, пластмассовые изделия и другие виды продукции [9].

     Льготы  и привилегии, которыми пользуются резиденты СЭЗ «Брест», весьма разнообразны. В частности:

  • При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ «Брест» таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются;
  • Продукция собственного производства резидентов зоны, вывозимая за ее пределы, освобождается от уплаты таможенных пошлин;
  • Иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных на территории СЭЗ «Брест»;
  • На территории СЭЗ в отношении инвестиций не допускаются такие принудительные меры, как национализация, реквизиция, конфискация либо аналогичные по своему действию меры;
  • На товары, произведенные на территории СЭЗ, не устанавливаются квоты, не вводится лицензирование при вывозе их за пределы республики;
  • Резиденты СЭЗ, прибыль которых образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налогов на прибыль в течении первых пяти лет с момента объявления ими прибыли. Резиденты СЭЗ, поставляющие не менее 70% своей продукции на экспорт, в последующие пять лет уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки налога;
  • В течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ «Брест», не подлежат налогообложению;
  • Минимальная заработная плата устанавливается на уровне не менее 120% от соответствующей заработной платы в среднем по Республике Беларусь.

     Характерной особенностью функционирования свободной  экономической зоны "Брест" в 2001г. является рост количества предприятий  с иностранными инвестициями. Если в 1997г. их доля в общем количестве резидентов составила 50%, то к концу 2001г. – 77,1%. По состоянию на 1.01.2002г. резидентами  СЭЗ стали 83 предприятия, в т.ч. 64 с иностранными инвестициями. 86,4% действующих  предприятий относятся к промышленности.

     Анализ  инвестиционных проектов СЭЗ свидетельствует  о повышенном интересе к ней преимущественно  малого и среднего зарубежного и  отечественного бизнеса. Так, 85,8% резидентов инвестировали1 в производство до 1 млн.долл., из них 94,4% – это инвестиции до 0,5 млн.долл.. Превалируют проекты легкой, пищевой и деревообрабатывающей отрасли, промышленности с неглубокой степенью переработки исходного сырья, объемом инвестиций от 0,5 до 2 млн.долл. и численностью рабочих мест до 200 человек. В большинстве случаев для их реализации достаточно аренды небольших производственных помещений площадью от 100 до 2000 кв.м или земельных участков размером 0,5 – 1 га.

     Внешнеторговый  оборот СЭЗ в 2000г. по сравнению с 1999г. увеличился в 2,4 раза, а в 2001г. возрос еще в 1,9 раза. При этом государства  СНГ последние три года занимали меньший удельный вес в товарообороте, чем страны вне СНГ. В 2001г. их доля составила 46,8%. Увеличение товарооборота  обусловлено ростом как импорта, так и экспорта. Экспорт резидентов зоны ориентирован на Россию, импорт –  на страны вне СНГ, причем данная тенденция  в последние годы возрастает. Так, если в 1997г. доля экспорта в РФ составляла 84,5% от всего его объема, то в 2001г. этот показатель увеличился до 95,3%. Аналогично импорт товаров из стран вне СНГ  увеличился с 92,7% в 1997г. до 96,4% в 2001г. Основа экспорта СЭЗ – мебель (64,2% от общего объема), а также готовые и консервированные продукты из рыбы (11,5%), в импорте преобладают сырье для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, станки, машины и оборудование. "Инвестиционный" импорт составил в 2001г. 10,7 млн. долл., в то время как отрицательное сальдо торгового баланса равно 10,8 млн. долл.

     Динамично развиваясь, свободная экономическая  зона "Брест" стала одним из составляющих экономического потенциала области (экспорт –12,5%, объем произведенной  продукции (работ, услуг) – 8%, создано  около 4600 рабочих мест).

     Цель, поставленная при организации СЭЗ "Брест", достигнута лишь наполовину. Причины такого положения кроются, во-первых, в отсутствии стабильного законодательства по СЭЗ и как следствие - в невозможности привлечь крупных инвесторов; во-вторых, в недостаточном инвестировании со стороны государства средств в развитие инфраструктуры. Согласно упомянутой Концепции, в инфраструктуру СЭЗ в течение первых трех лет должно было быть вложено не менее 6 млн.долл., фактически эта величина составила 2,8 млн.долл.. На 1.01.2002г. она равнялась 4 млн.долл..

     И наконец, третья причина - отрицательный  в целом инвестиционный имидж  страны.

     Бюджетный эффект от создания СЭЗ, рассчитанный по прямым доходам, составил 16,9 млн.долл. Фактически он значительно выше, т.к. в нем не учтены налоги, оплаченные резидентами СЭЗ косвенным путем при приобретении сырья, материалов, оплате услуг по аренде помещений, строительных работ и т.д.

     Степень финансового участия в реализации проекта СЭЗ характеризуется  следующими данными: республиканский  бюджет – 81,5%, фонд развития СЭЗ – 15,8%, бюджетная ссуда – 2,7%. 

     2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»

Информация о работе Свободная экономическая зона в республике Беларусь