Суть понятия себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие вкладывает денежные средства в производственные ресурсы. Когда предприятие приобретает какое-то средство производства, то цена покупки составляет расход предприятия. Понятие «расход» используют и применительно к количественному (натуральному) выражению того или иного ресурса, необходимого для производства продукции: расход n - количества т (кг) сырья для выпуска единицы продукции и т.д.

Работа содержит 1 файл

глава 1.docx

— 29.95 Кб (Скачать)

1. Суть понятия  себестоимости продукции 

Для осуществления  хозяйственной деятельности предприятие  вкладывает денежные средства в производственные ресурсы. Когда предприятие приобретает  какое-то средство производства, то цена покупки составляет расход предприятия. Понятие «расход» используют и применительно  к количественному (натуральному) выражению  того или иного ресурса, необходимого для производства продукции: расход n - количества т (кг) сырья для выпуска  единицы продукции и т.д.

Расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном  выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства есть затраты предприятия. По экономическому содержанию затраты предприятия  подразделяются на три группы: I) затраты  на производство и реализацию продукции; 2) затраты на расширение производства; 3) затраты на развитие непроизводственной сферы (социально-культурных мероприятий  и объектов). Первая группа затрат представляет собой себестоимость продукции  и отражает затраты простого воспроизводства, т.е. текущего характера.

Такое определение  себестоимости охватывает не все  затраты простого воспроизводства, т.е. производства и реализации продукции. Часть этих затрат в соответствии с этими и другими регламентирующими  документами не включается в себестоимость  продукции, а покрывается, например, за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В соответствии с  действующим законодательством  РФ в себестоимость продукции  предприятия включаются следующие  затраты:

• на подготовку производства: поиск, разведку и подготовку к использованию  природных ресурсов; подготовительные работы в добывающих отраслях, освоение производства новых видов продукции  и т.д.;

• непосредственно  связанные с производством продукции, обусловленные технологией, организацией производства, включая расходы на управление;

• связанные с  совершенствованием технологии, организации  производства, осуществляемые в ходе производственного процесса (кроме  осуществляемых за счет капитальных  вложений), улучшением качества продукции, долговечности, надежности;

• направленные на улучшение  условий труда и техники безопасности, повышение квалификации работающих;

• сбытовые расходы, кроме тех, которые по условиям поставки возмещаются покупателями сверх  цены продукции.

Не включаются в  себестоимость продукции следующие  затраты:

• расходы на упаковку и транспортировку сверх установленной  цены, возмещаемые покупателем;

• штрафы, пени, неустойка, получаемые и уплачиваемые за нарушение  договорных обязательств;

• расходы, кроме  амортизации, связанные с хозяйственным  содержанием зданий социально-культурного  назначения;

• расходы, возмещаемые  из специальных фондов, образуемых путем отчислений части прибыли, а также за счет целевых ассигнований и других источников;

• убытки от аннулированных заказов;

• убытки от стихийных  бедствий;

• выявленные в отчетном году убытки прошлых лет;

• прочие потери и  убытки, в том числе от списания долгов, по которым истекли сроки  исковой давности.

Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают как  часть стоимости этой продукции, так как в нее не включаются накопления, создаваемые на предприятии.

Кроме этого количественного  различия между себестоимостью и  стоимостью существует и качественное отличие. Оно проявляется в том, что затраты потребляемых орудий и предметов труда отличаются от их денежного выражения.

В хозяйственной  практике наряду с понятием себестоимости  используют термин «издержки». Валовые  издержки (издержки производства + издержки обращения) в этом случае соответствуют  затратам на производство и реализацию продукции, т.е. себестоимости продукции. 

В производственно-хозяйственной  деятельности предприятия себестоимость  — важнейший качественный показатель, характеризующий уровень совокупных затрат на производство и реализацию продукции, от которого в значительной степени зависит эффективность  производства. Отражая результат  хозяйственной деятельности, себестоимость  непосредственно влияет на величину прибыли, уровень рентабельности. Она  выступает как исходная база для  формирования цены; является инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления и т.п. Поэтому снижение себестоимости  — одно из условий повышения эффективности  производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 

Для целей учета, анализа и планирования в зависимости  от места возникновения затрат, роли в процессе производства и реализации продукции выделяют различные виды себестоимости.

По принципу возникновения  затрат в процессе хозяйственной  деятельности предприятия и последовательности их формирования различают цеховую  себестоимость, производственную и  полную себестоимость.

Под цеховой себестоимостью понимают затраты цеха на изготовление продукции. Для целей анализа  может определяться себестоимость  продукции (услуг) участка, смены, бригады.

Производственная  себестоимость включает цеховую  себестоимость и общезаводские  затраты, а также затраты на управление предприятием.

К затратам на управление относятся:

• содержание работников аппарата управления, материально-техническое  и транспортное обслуживание их деятельности;

• эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений, сооружений;

• затраты на командировки;

• оплата услуг связи, вычислительных центров;

• оплата консультационных, аудиторских, информационных услуг;

• содержание и обслуживание технических средств управления;

• затраты организации  по приему и обслуживанию представителей других организаций (представительские  расходы).

Полная себестоимость  продукции включает производственную себестоимость и внепроизводственные  расходы, т.е. расходы, связанные с  процессом реализации продукции. Для определения суммы таких расходов составляется смета по типовой для РФ номенклатуре статей расходов: расходы на тару и упаковку готовой продукции; расходы на транспортировку (расходы на доставку продукции до станции отправления, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных организаций); комиссионные сборы (отчисления, уплачиваемые посредническим организациям в соответствии с договорами и установленными нормами); прочие расходы по сбыту.

В зависимости от цели (планирования, учета, анализа) могут  использоваться следующие разновидности  себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции.

Производственную  себестоимость валовой и товарной продукции определяют по формулам: 

Св= Зпр – Зн ± Об ± Ои,; Ст = Св± Они, 

где Сц, Сг — производственная себестоимость валовой и товарной продукции;

3пр — производственные  затраты;

Зн — затраты, не включаемые в состав валовой продукции;

Об — изменение  остатков расходов будущих периодов (прирост «—»; сокращение «+»);

Ои — изменение остатков предстоящих расходов (прирост «+», сокращение «—»);

Они — изменение  остатков незавершенного производства (прирост «—»; сокращение «+»).

Полная себестоимость  товарной продукции определяется по формуле: 

Стп = Ст + Рв, 

где Рв — внепроизводственные расходы.

Полная себестоимость  реализованной продукции рассчитывается по формуле: 

Сср= Стп ± Ог, 

где Ог — изменение остатков годовой продукции на складе.

Из общей величины себестоимости товарной продукции  может быть выделена себестоимость  сравнимой товарной продукции. К  ней относится продукция, изготовлявшаяся  в прошлом году и изготавливаемая  в данном периоде.

Все вышеперечисленные  виды себестоимости продукции принимают  форму: плановой, расчетной и отчетной (фактической) себестоимости.

Плановая себестоимость  отражает максимально допустимую величину затрат на следующий плановый период. Она включает только те затраты, которые  при данном уровне техники и технологии, организации производства и труда  являются для предприятия необходимыми. Плановую себестоимость определяют по плановым прогрессивным нормам и  нормативам использования оборудования, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.

Расчетная себестоимость  используется в технико-экономических  расчетах по обоснованию различных  проектов внедрения новой техники, инвестиционных проектов.

Отчетная (фактическая) себестоимость отражает степень  выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления  плановой величины себестоимости по отдельным составляющим с фактическими. Фактическая себестоимость может отличаться от плановой. Экономия, т.е. снижение фактической себестоимости по сравнению с плановой, свидетельствует о лучшем использовании всех видов ресурсов. Эти достижения будут зафиксированы при разработке плановых заданий на следующий период. Превышение фактической себестоимости над плановой возникает при ухудшении работы предприятия и требует тщательного анализа причин, приведших к такой ситуации.

Все перечисленные  виды себестоимости отражают текущие  затраты предприятия на производство всего объема продукции. В основе их формирования лежит группировка  затрат по экономическим элементам.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в  денежной форме текущие затраты  на ее производство и реализацию. Себестоимость  производимого товара, выполняемой  работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды — по статьям и по элементам  затрат. Элементы — это одноименные виды расходов — материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие (например, налоги, включаемые в себестоимость, командировочные).

2. Прибыль предприятия

http://economics.wideworld.ru/economic_theory/organization_profit/

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской  деятельности предприятий и в  общем виде представляет собой разницу  между ценой продукции и еесебестоимостью, а в целом по предприятию — разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимость реализованной продукции.

Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Балансовая прибыль  планируется раздельно по всем видам:

o прибыль от реализации товарной продукции;

o прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного

o характера;

o прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

o прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем  вычета из общей суммы выручки  от реализации продукции в действующих  ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость  продукции.

Прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера  определяется аналогично, раздельно  по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных  и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого  имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого  имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и  расходов определяется разными способами, в частности на основе опыта прошлых  лет.

Валовая прибыль  предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

Информация о работе Суть понятия себестоимости продукции