Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:55, контрольная работа
В самом общем виде модернизация определяется как усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Одновременно отмечается, что модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы. Если в целом с приведенным определением можно согласиться, то с утверждением о том, что "модернизируются в основном машины, оборудование, технические процессы", можно и поспорить. По крайней мере, применительно к рассматриваемой теме можно смело утверждать, что модернизации подлежит прежде всего общество и его основа - экономика России
Введение
3
1.
Сущность процессов модернизации и основные причины модернизации российской экономики
4
2.
Теории постиндустриализации общества
7
3.
Основные направления модернизации российской экономики
11
4.
Государственное регулирование процессов модернизации российской экономики
14
Заключение
20
Список литературы
21
Президентом России Дмитрий Медведев 18 июня 2009 на первом заседании комиссии по модернизации российской экономики обозначены главные направления технологического прорыва, где будут сосредоточены основные ресурсы государственной поддержки:
● Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива;
● Ядерные технологии;
● Космические технологии, связанные с телекоммуникациями, включая и ГЛОНАСС, и программу развития наземной инфраструктуры;
● Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства;
● Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
Эти векторы технологического развития носят стратегический характер, поскольку здесь у России есть значимый научно-производственный задел.
Модернизацию следует понимать не только как замену устаревшего оборудования на более современное, но и как технологическую перестройку, позволяющую повышать эффективность производства и выпускать новые конкурентоспособные виды продукции. Именно инновационная составляющая процесса модернизации позволит преодолеть технологическую отсталость промышленности и обеспечить перспективы развития этого сектора экономики.
Существует несколько возможных решений для первого направления модернизации - технического обновления устаревшей материальной базы производства. Оно может осуществляться с использованием международного опыта создания центров коллективного пользования производственным оборудованием. Такие центры уже действуют в России, но это направление необходимо усилить, тем более, что во всем мире оно получило широкое распространение, доказав свою эффективность. Например, до 20% лазерного производственного оборудования, устанавливается в центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов. Причем, не только малые и средние, а также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.
Обеспечение доступа к современным технологиям является весьма актуальным не только для малых и средних предприятий. В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов для переоснащения производства, этот подход при сравнительно небольших затратах, обеспечит доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям, независимо от их масштабности и объемов производства.
Использование новейших компьютерных технологий в машиностроении – еще одно важнейшее направление политики экономической модернизации России. Эффективность этого направления подтверждена мировой практикой: использование новейших компьютерных технологий означает переход к новому уровню инженерного дела в судостроении, космической промышленности, авиации и других отраслях. Использование подобных компьютерных технологий позволяет на годы опережать своих конкурентов.
При определении факторов и условий осуществления модернизации следует учесть ее многовариантный характер. В России также можно предложить рассмотреть разные варианты модернизации экономики. В виде двух крайних вариантов предлагаются следующие: от ставки на высокие технологии и преимущественное инвестирование в наукоемкие производства, прежде всего на основе ВПК, до другого сценария, где акцент делается на первоочередное развитие гражданских отраслей, потребительского сектора, ресурсосберегающих технологий преимущественно традиционного типа. В последнем случае развитие потребительского сектора становится мощным стимулятором для развития инвестиционного сектора, однако этот путь более длительный с точки зрения вхождения в постиндустриальную эпоху. По мнению Рустамова Э.[5], в России должен быть реализован некий средний вариант в виде своеобразной смеси элементов этих двух крайних вариантов модернизации, то есть в виде рационального сочетания элементов разных технологических укладов.
4. Государственное регулирование процессов модернизации российской экономики.
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Основной целью государственного регулирования экономики, отражающей реализацию социально-экономических функций государства, является обеспечение устойчивого экономического роста. Отечественная государственная политика экономического роста должна разрабатываться с учетом имеющегося природного, научного и «человеческого» потенциала, задач догоняющего развития и устойчивого роста, формирования социально-ориентированной системы инновационного типа.
Анализ сложившихся направлений экономической политики стимулирования роста позволил выявить ее ключевые ограничения: во-первых, недостаточно глубоко и системно проработаны угрозы, связанные с кризисом основного и человеческого капитала, сохранения Россией статуса «сырьевого» придатка в мировой экономике; во-вторых, отсутствуют эффективные инструменты, направленные на преодоление сырьевой ориентации экономики, способствующие развитию национальной инновационной системы и активизации инвестиционного процесса.
Основные приоритеты государственного стимулирования экономического роста в рамках перехода России на постиндустриальную фазу развития должны находиться в плоскости решения задач активизации инвестиций в основной и человеческий капитал, модернизации и диверсификации структуры экономики, формирования эффективной инновационной системы, создания условий, повышающих эффективность институциональных факторов. Взаимосвязь инвестиционного и инновационного процессов вытекает из определяющей роли инвестиций для различных стадий инновационного цикла.
Низкая эффективность инновационных и инвестиционных процессов в России, во многом связанна с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений инновационного развития, оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием передовых исследований, отсутствием действенных механизмов поддержки инновационной деятельности. Задачи стимулирования роста на основе инвестиционных и инновационных факторов должны решаться синхронно в рамках единой инновационно-инвестиционной стратегии. При этом приоритет отдается преимущественно не «горизонтальным» мерам государственного регулирования (устранение инфраструктурных ограничений, стимулирование предпринимательской инициативы и т.д.), а «вертикальным», ориентированным на активизацию деятельности новых и перерабатывающих секторов с высокой степенью обработки конечной продукции.
Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, адекватная политика экономического роста разрабатывается исходя из ряда положений. Во-первых, устойчивые и высокие темпы экономического роста должны, прежде всего, ориентироваться на долгосрочную перспективу и отражать стратегические решения властей в данной области. Во-вторых, устойчивый рост сопровождается структурными сдвигами, отражающие современные тенденции развития. В-третьих, требуемые темпы и качество роста обусловлены необходимостью сокращения разрыва в уровне социально-экономического развития между Россией и развитыми странами. В-четвертых, следует учитывать качество не только роста, но и непосредственно инструментария и мер разрабатываемой стратегии и политики в данном направлении. Осуществление любых мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Наконец, ключевым фактором экономического роста «нового качества» становятся инвестиции в развитие человеческого капитала, создающие предпосылки для постоянной адаптации экономической системы к непрогнозируемым изменениям НТП, перспективных направлений инновационного развития.
Одно из ключевых условий обеспечения экономического роста в ряде стран на основе инвестиционных и инновационных факторов выступает государственное вмешательство. При этом, по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны – усиление централизованного регулирования, с другой – активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.
Софинансирование инвестиционных и инновационных проектов со стороны государства осуществляется при сохранении управления проектами в руках бизнеса, активно привлекаются различные бизнес-посредники, поскольку зачастую правительственные чиновники не обладают достаточной квалификацией для оценки качества представляемых проектов и связанных с ними рисков. Государственная помощь также может предоставляться в виде услуг, а не денежных субсидий (обучение персонала; содействие сертификации продукции; обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР и т.д.).
Необходимо отметить, что серьезные шаги в этом направлении сделаны.
15–16 декабря 2011 г. в Институте научной информации по общественным наукам Российской Академии наук проведена XII Международная научная конференция «Модернизация России: ключевые проблемы и решения». В ходе конференции состоялось конструктивное обсуждение задач и механизмов воплощения общенациональных, региональных и отраслевых стратегий модернизации России в приоритетных проектах и программах инновационного и технологического развития. Большое внимание было уделено проблемам стратегического партнерства экспертного сообщества, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования, общественных, политических организаций и СМИ, ответственных за модернизацию нашей страны и решение ключевых задач инновационного и технологического развития России.
Для обсуждения в дискуссионной части конференции были рассмотрены вопросы модернизации в сферах науки, образования, экономики и экологии. Была затронута тема российских национальных интересов и конкурентоспособности, а также становления России как современного социального государства с единым мировоззрением и духовно-нравственными принципами. Немалое внимание было уделено разработке и реализации проектов развития российских городов и регионов.
В настоящее время при Президенте России сформирована и действует Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. Её основные задачи: «а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России; в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России».
Параллельно функционирует правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Основные задачи: «обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг».
Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе. Выступления руководителей страны, политиков, представителей бизнеса, специалистов разного уровня теперь не обходятся без почти уже ритуального использования модернизационно-инновационной терминологии. Но, анализ инновационных и инвестиционных процессов в России демонстрирует их низкую эффективность, во многом связанную с ослаблением инициирующей и координирующей роли государства в разработке и реализации приоритетных направлений научно-технического развития, известной оторванностью научных исследований от нужд производства, недостаточным финансированием технологических разработок, особенно со стороны крупного бизнеса, отсутствием действенных механизмов стимулирования инновационного процесса. Так, по данным Счётной палаты РФ, в первом полугодии 2010 года Правительство практически не расходовало средства на ускорение процессов модернизации и создание условий, необходимых для решения инновационных задач. Федеральное правительство в июле 2008-го года утвердило Федеральною целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», рассчитанную на 2009-2013 годы. Но в этой программе не было указано конкретных планов развития ни в экономической, ни в научно-технических сферах. Таким образом, пять приоритетных направлений развития российской экономики не подкреплены ни одним из федеральных планов, что препятствует как выделению бюджетных средств, так и привлечению частного капитала в эти направления и затрудняет сотрудничество научно-исследовательских кругов с государственными и частными компаниями.
Не преодолены бесчисленные правовые и административные барьеры, отсутствуют эффективные, современные государственные и частные институты управления модернизационными и инновационными проектами, льготы и другие стимулы инновационной активности, прозрачная и понятная система финансирования, необходимые кадры. Причём решать эти проблемы надо комплексно, во взаимной связи, а не выборочно последовательно, растянуто во времени, по существу – бесконечно… Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.
Информация о работе Сущность процессов модернизации российской экономики