Сущность понятия «рынок труда»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и
функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в
том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к
труду.

Содержание

1.Сущность понятия «рынок труда»
2.Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь.
3.Договорное регулирование заработной платы

Работа содержит 1 файл

Рынок труда.docx

— 37.42 Кб (Скачать)

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает  негативное воздействие на многие стороны  хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической  структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие  людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают  экономическое содержание. Вынужденная  неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций  в поисках стабильного места  работы и нормального заработка.

Рынок труда представляет собой  такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую  профессионального образования  и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных  значительную часть времени и  сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные  профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и  соответственно невостребованными  рыночной экономикой.

Цель регулирования рынка труда  в переходной экономике заключается  в содействии расширению спроса и  поддержке эффективного предложения  рабочей силы, с тем чтобы: развить  трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для  улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному  равенству путем улучшения как  способности к занятости, так  и возможности для занятости  в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную  и активную. Пассивная политика регулирования  рынка труда включает следующие  меры:

* регистрацию ищущих работу;

* определение размера пособий  по безработице и организацию  системы их выплат;

* осуществление неденежных форм  поддержки безработных и членов  их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах  с переходной экономикой.

Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной  реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке труда  нацелена на повышение конкурентоспособности  работника в борьбе за рабочее  место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она  представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных  учреждений и нацеленных на поддержание  занятости, повышение мобильности  рабочей силы, создание новых рабочих  мест, а также содействие более  быстрому возвращению безработных  к активному труду,

Одним из эффективных направлений  активной политики на рынке труда  является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка  труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда путем  распространения информации, позволяющей  сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место  с подходящими условиями труда  и уровнем заработной платы.

Для устранения несоответствия структуры  свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и  работников, находящихся под угрозой  увольнения.

В условиях характерного для стран  с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного  роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

В Республике Беларусь, согласно Положению  «О содействии Государственной службой  занятости безработным в организации  самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам  предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в  Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого  вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда  занятости на эти цели и не может  превышать 150 минимальных заработных плат [10].

В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного  периода, пока не появятся новые рабочие  места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры [10].

Республика Беларусь признаёт приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.

В документы и нормативные акты, регулирующие функционирование рынка  труда, вносятся своевременные изменения  и дополнения в соответствии с  проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений  и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной  службы».

 

 

 

3.

Договорное регулирование  оплаты труда.

Договорное регулирование  является важнейшей составной частью системы социального партнерства.  В законе «Об оплате труда Украины»  оно отражено в ст. 14-20.

В рамках Генерального соглашения предметом тарифного являются:

 
дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производств, работ  и деятельности в производственных отраслях в зависимости от тяжести  труда;

 

единые для всей территории Украины минимальные савки компенсационных  доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда;

 
единые тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по общим  профессиям и должностям;

 

единую тарифную сетку  по оплате труда  в бюджетной сфере.

 

Тарифным соглашением  на отраслевом уровне, а также территориальном  и коммунальном уровне, регулируются следующие нормы:

 

 
нормирование и оплата труда, установление для предприятий отрасли (подотрасли), территории минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией  на основе единой тарифной сетки по минимальной границе и минимальным  размерам доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных  профессиональных групп и категорий  работников отрасли (подотрасли), территории; 

единые для разных категорий  работников соответствующей отрасли, территории минимальные размеры  доплат и надбавок исходя из специфики  условий труда 

отраслевое и региональное соглашение не могут ухудшать положение  трудящихся по сравнению с генеральным  соглашением

 

Исходя из действующего законодательства, раздел «Оплата труда» в коллективном договоре должен включать:

 
размеры месячных (часовых) тарифных ставок работников, которые выполняют неквалифицированные  работы и не тарифицируются по разрядам;

 

размеры месячных (часовых) тарифных ставок рабочих первого  разряда; 

тарифные сетки для  оплаты труда рабочих или единая тарифная сетка для оплаты труда  всех работников;

 

порядок присвоения квалификационных разрядов рабочим и тарификации  работ;

 
схемы должностных окладов руководителей, специалистов, служащих; 

 

 

Литература:

1. Котляр А. О понятии рынка труда. // Вопросы экономики, 1998 г., №1.

 

2. Киян Л.П. Маркетинг рынка труда. – Воронеж, 1995 г., стр. 66 – 88.

 

3. Экономика труда и

социально-трудовые отношения/ Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М.:

Изд-во Черо, 1996.

 

4.

 

Экономическая теория: учебник.

2-е изд. Перераб. И  доп. / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П.Гурко  и др.; Под ред.

Н.И.Базылева, С.П.Гурко. –  Мн.: БГЭУ, 1997. – 350

    

5. Закон Украины «Об  оплате труда»

 

 

 


Информация о работе Сущность понятия «рынок труда»