Сущность конкуренции и ее современные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее видов, методов. Рассматривается также антимонопольное регулирование экономики.
В соответствии с целью работы решались следующие основные задачи:
 выявить сущность конкуренции и ее функции;
 провести ее классификацию;
 выявить условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;

Содержание

Введение 3
1.Сущность и функции конкурентной борьбы 6
1.1 Экономический закон конкуренции 6
1.2 Функции конкуренции 7
2.Виды и методы конкуренции 9
2.1 Виды конкуренции 9
2.2 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2.3 Методы ведения конкурентной борьбы 19
3. Антимонопольное регулирование экономики 26
3.1 Первые антимонопольные законы 27
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Сущность конкуренции и ее современные формы.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 1.

Рис. 1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

     цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 2);

     цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 3);

     цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 4);

     цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 6).

Рис. 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Рис. 3. Самоокупаемая конкурентная фирма

Рис. 4. Конкурентная фирма, несущая убытки

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

Рис. 6. Прекращение производства конкурентной фирмой[3]

Выход в свет работ «Теория монополистической конкуренции» (Э. Чемберлин, 1933) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкурен­ции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу оп­ределенного товара. Она проявляется в виде монополии (один про­давец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыноч­ный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не раз­меры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, диффе­ренциация продуктов.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С од­ной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и т.д. Более того, стремле­ние победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господ­ствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, обра­зованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две раз­личные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю) - исключительное право государства, предприятия, организации, тор­говца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государ­ству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей сво­бодную конкуренцию, стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в эконо­мике возникают следующие виды монополий:

1.        естественная монополия, которой обладают собственники и хо­зяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие ме­таллы, земля и др.);

2.        искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдель­ных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму.

Случайная фор­ма возникает неожиданно, когда появляется исключительная воз­можность производить и продавать товар при лучших условиях про­изводства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших пред­приятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синди­каты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо от­расли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль, привело к образова­нию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинирован­ные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монопо­лий появилась во второй половине XX в., когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо ос­новными продавцами.

Появление монополий явилось результатом концентрации про­изводства (укрупнения производства за счет дополнительного вов­лекаемого капитала) и централизации производства (слияние мел­ких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе кон­курентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70-м годам XIX в., монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895-1910 гг. и кризиса 1900- 1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое явление, монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феода­лизме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они не были типичным явлением, а были просто исключением. В текущем столетии они получили широкое распро­странение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входя­щими в монополистические объединения), а также внутри моно­полий.

Характер борьбы внутри монополий определяется формой мо­нополии: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн. Внут­ри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техни­ческим развитием, то они борются за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения по­лучают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприяти­ях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих пред­приятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенство­ваний. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товара ведется систематически. Часто более сильные участ­ники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощ­ные участники, у которых издержки производства выше, добива­ются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен. Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота - это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в при­былях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответствен­но, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, на­оборот, усиливаются. А все вместе хотят иметь крупную квоту. В то же время происходит борьба между ними. Усиливающиеся участни­ки требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие - сохране­ния прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода дей­ствия соглашения о квотах, за величину штрафа за увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.

В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединен­ных предприятий в области производства. Лишая участников воз­можностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вы­зывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзой­ти друг друга в области производства. А это, в конечном счете, при­водит к тому, что по истечении известного периода квоты участни­ков синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и взду­вать цены. Примером может служить синдикат «Продамет», кото­рый выплачивал премии за недовыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.

Внутри трестов борьба несколько отличается. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они обладают возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за контроль над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в них или иных трестах реорганизации означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы круп­нейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.

В концернах главной формой борьбы являются схватки за овла­дение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных от­раслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах доволь­но сходна.

Конкурентная борьба между монополиями-производителями и монополиями-потребителями определенных продуктов может при­обретать весьма острый характер. Например, образование монопо­лии в отрасли, производящей средства производства, может выз­вать со стороны трестов-потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на мо­нополию продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удает­ся, то тресты-потребители могут приступить к организации самосто­ятельного производства соответствующих средств производства - первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальней­шем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрез­мерным повышением цен на сталь, он повел наступление на стале­литейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий США 11-е место.

Таким образом, сопротивление и давление монополий-потре­бителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на моно­польные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-замените­лей с товарами, ставшими объектами монополий. Так, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнер­гией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конку­ренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные мате­риалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюми­ний), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих не-монополизированных товаров.

Информация о работе Сущность конкуренции и ее современные формы