Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее видов, методов. Рассматривается также антимонопольное регулирование экономики.
В соответствии с целью работы решались следующие основные задачи:
выявить сущность конкуренции и ее функции;
провести ее классификацию;
выявить условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;
Введение 3
1.Сущность и функции конкурентной борьбы 6
1.1 Экономический закон конкуренции 6
1.2 Функции конкуренции 7
2.Виды и методы конкуренции 9
2.1 Виды конкуренции 9
2.2 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции 9
2.3 Методы ведения конкурентной борьбы 19
3. Антимонопольное регулирование экономики 26
3.1 Первые антимонопольные законы 27
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 33
34
Курсовая работа
Тема: «Сущность конкуренции и ее современные формы»
Выполнил: студент Ф.И.О
Проверил:
Воронеж 2011
Содержание
Введение
1.Сущность и функции конкурентной борьбы
1.1 Экономический закон конкуренции
1.2 Функции конкуренции
2.Виды и методы конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции
2.3 Методы ведения конкурентной борьбы
3. Антимонопольное регулирование экономики
3.1 Первые антимонопольные законы
3.2 Современное антимонопольное регулирование
Заключение
Список литературы
Приложение
Конкуренция - важный элемент механизма саморегулирования рыночной экономики и одновременно конкретная форма ее функционирования.
В переводе с латинского это слово означает «сходиться», «сталкиваться». Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства, выгодную позицию на рынке и т.п. Она является той рыночной силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, которое уравновешивает рыночные цены.
Конкуренция отражает связь между производством и реализацией продукта. Эта связь есть причинно-следственная, существенным, необходимым и повторяющихся, т.е. объективным экономическим законом. Закон конкуренции отражает причинно-следственная связь между возможностями создать продукт, необходимый потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя, а потом уже для производителя. Есть много типов, видов, форм конкуренции. Различают следующие основные виды конкурентной борьбы: конкуренция продавцов; конкуренция покупателей; конкуренция продавцов и покупателей; совершенная (чистая) конкуренция, несовершенная конкуренция и т.д.
Среди методов ведения конкурентной борьбы различают ценовую, неценовых, добросовестный и недобросовестную конкуренцию. Ценовая конкуренция осуществляется маневрированием ценам с целью более выгодного использования рыночной конъюнктуры. Для этого используют обычно такие виды цен, как монопольно высокая цена, престижная цена («снятия сливок»), цена лидера, психологическая цена, цена проникновения.
Неценовой конкуренции основывается на технических преимуществах, высшей качества и большей надежности товара, более эффективных методах сбыта, использовании различных форм маркетинговой коммуникации, улучшении условий оплаты и т.п. Добросовестной конкуренции - это такое соперничество, при котором соблюдаются правовых и этических норм взаимоотношений с партнерами. Недобросовестная конкуренция включает техническое шпионаж, переманивания специалистов-профессионалов, подкуп работников предприятия-конкурента, ложную рекламу (черные технологии) и т.д.
Как показывает практика, существование конкуренции угрожает монополия. Поэтому конкуренция требует защиты, прежде всего со стороны государства. Эту функцию выполняет антимонопольный комитет, руководствуясь антимонопольным законодательством. Антимонопольное законодательство содержит нормативные акты, которые определяют организационные и правовые основы развития конкуренции, меры предупреждения, ограничения и прекращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Актуальность отмеченных вопросов, недостаточная их изученность и большая экономическая значимость предопределили выбор темы курсовой работы.
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее видов, методов. Рассматривается также антимонопольное регулирование экономики.
В соответствии с целью работы решались следующие основные задачи:
выявить сущность конкуренции и ее функции;
провести ее классификацию;
выявить условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции;
дать общую характеристику конкуренции в экономике России;
выявить факторы ее возникновения;
дать обоснование необходимости регулирования конкуренции;
сформулировать важность и методы антимонопольного регулирования экономики.
Объектом исследования в курсовой работе является национальная экономика России. Предметом исследования выступает конкуренция.
Нормативной базой исследования послужили Конституция РФ, Законы Российской Федерации.
Информационная база исследования формировалась на основе данных Государственного комитета по статистике РФ, материалов сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка литературы из 15 наименований.
В первой главе последовательно изучаются сущность и функции конкуренции.
Во второй главе даны виды конкуренции, методы конкурентной борьбы, а также условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
В третьей главе дано обоснование необходимости антимонопольного регулирования экономики.
1.1 Экономический закон конкуренции
Функционирование рынка обеспечивается через механизм конкуренции. Конкуренция - это рыночное соперничество товаропроизводителей за более выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, за получение наибольшей прибыли.
Конкуренция представляет собой экономическую войну всех против всех. Можно выделить три основных фронта этой борьбы:
1. конкуренция среди продавцов (за выгодные рынки сбыта). Все хотят продать свои товары подороже. Побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;
2. конкуренция среди покупателей. Все хотят купить товары по низкой цене. Покупает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;
3. конкуренция между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.
Эта рыночная борьба за выживание и экономическое процветание выступает как закон, ибо в нем выражаются существенные, повторяющиеся, причинно-следственные связи между рыночными явлениями.
Закон конкуренции - это закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции - объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. В каждый момент времени под угрозой банкротства находится фирма, у которой самая высокая удельная цена выпускаемой продукции. Каждая фирма вынуждена осуществлять мониторинг конкурентоспособности конкурентов и проводить комплексную диагностику своего потенциала с тем, чтобы своевременно обновлять модели выпускаемой продукции. Кто опоздал, тот обанкротился. Ничто не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства[1].
1.2 Функции конкуренции
Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
1) регулирующую;
2) аллокационную;
3) инновационную;
4) адаптационную;
5) распределительную;
6) контролирующую.
Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее производства - индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете, речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения, выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.
Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействия на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики[2].
2.1 Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
1. функциональную (конкуренция определенного товара);
2. видовую (по цене и качеству);
3. межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4. внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в III томе «Капитала»;
5. совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.
Совершенная конкуренция - абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы несовершенства конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П. Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.
2.2 Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции
Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. Прибыль - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:
прибыль = TR - ТС.
Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).
Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.
Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.
Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).
Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:
Информация о работе Сущность конкуренции и ее современные формы