Сущность институционализма и его возможностей в исследовании экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:40, реферат

Описание работы

Термин "институционализм" (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологическим и другим структурам общества. Большое значение в институционализме придается проблеме оформления институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА 4
НЕОКЛАССИКА И НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ 17
НОВЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 185.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА 4

НЕОКЛАССИКА И НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ 17

НОВЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Термин "институционализм" (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологическим и другим структурам общества. Большое значение в институционализме придается проблеме оформления институтов.

      Кроме институтов, в качестве главной и  определяющей силы общественного развития ученые, принадлежащие к этому  направлению, выдвигают социальную психологию народа, народный характер, темперамент, менталитет и даже инстинкты.

      Другими характерными чертами институционализма  являются отрицание способности  капиталистического мира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости  государственного регулирования экономики, критика многих, хотя далеко не всех, принципов маржинализма, рекомендации широко использовать математические методы при анализе психологических  и экономических явлений и  процессов.

      Целью реферата является раскрытие сущности институционализма и его возможностей в исследовании экономических процессов.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить, что такое институт; что представляет из себя институционализм; определить существующие направления и этапы институционализма; выделить отличительные особенности институционализма.

      Объект  исследования – система институционализма, как междисциплинарной науки.

      Предмет исследования – развитие социально-экономических отношений в области институционализма. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

 

      В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл.

      Методология институционалистов предусматривала: 1) широкое использование описательно–статистического метода; 2)историко-генетический метод; 3) как исходное – категорию института (совокупность правовых норм, обычаев, привычек).

      В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институционально-статистическое (Митчелл) направления.

      Веблен является основоположником институционализма. Он связал основу экономики с действием психологического фактора. Коммонс основной упор делал на правовые категории, юридические учреждения, определяющие, по его мнению, развитие экономики. Разработка методов борьбы с экономическими кризисами проводилась Гарвардской школой конъюнктуроведения. Её ведущий теоретик Митчелл ставил задачу создания методов ослабления экономических кризисов. В его теории отсутствовала цикличность, а кризис был заменён рецессией — плавным снижением темпов роста. Митчелл создал теорию регулируемого капитализма. Труды названных американских ученых и их последователей объединяет антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимости государственного вмешательства в экономику.

      В конце XIX - начале XX в. капитализм свободной (совершенной ) конкуренции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла обвальная централизация банковского капитала. В результате американская капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Интересам "среднего класса" был нанесен значительный ущерб.

      Эти обстоятельства привели к появлению  в экономической теории совершенно нового направления — институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппонентом монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты "среднего класса" посредством реформирования в первую очередь экономики.

      В области методологии институционализм, по мнению многих исследователей, имеет  много общего с исторической школой Германии. Например, В. Леонтьев пишет, что выдающиеся представители американской экономической мысли, имея в виду Т. Веблена и У.К. Митчелла, «в своей критике количественных аналитических методов в экономической науке продолжили общую линию немецкой исторической школы. Частично это можно объяснить тем обстоятельством, что на рубеже веков влияние немецкой школы в США было столь же велико, а возможно, и более значительно, чем влияние английской».

      Но  историзм и учет факторов социальной среды для обоснования путей  экономического роста хотя и символизируют  схожесть методологических принципов  институционализма и исторической школы Германии, но отнюдь не означают полной и безоговорочной преемственности  традиций последней. И причин здесь  несколько. Во-первых, находясь под  теоретическим влиянием А. Смита, немецкие авторы второй половины XIX в. всецело поддерживали юнкерские круги Пруссии в их борьбе за утверждение в Германии свободы торговли и других принципов экономического либерализма, включая необходимость неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. Во-вторых, историзм в исследованиях немецкой школы проявлялся преимущественно в утверждении естественного характера рыночных экономических отношений и поддержке положения об автоматическом установлении равновесия в экономике на всем протяжении развития человеческого общества. И, в-третьих, в трудах авторов исторической школы Германии не допускались даже какие-либо намеки на возможность реформирования экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство».

      Институционализм, таким образом, являет собой качественно  новое направление экономической  мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической  теории, и прежде всего основанные на математике и математическом аппарате маржинальные принципы экономического анализа неоклассиков (в части выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка), а также методологический инструментарий исторической школы Германии (для исследования проблем «социальной психологии» общества).

      Во  многом похожее суждение высказывает  М. Блауг, по мнению которого, «пытаясь определить суть «институционализма», мы обнаруживаем три черты, относящиеся к области методологии:

      1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цен;

      2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или «вера в преимущества междисциплинарного подхода»;

      3) недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям».

      Институты — достаточно двусмысленная категория. Ученые, писавшие на эту тему, не дали четкого определения, что такое  институты. Более того, с точки  зрения экономических перспектив институты  определялись по-разному. Например, Эльстер пишет, что институт можно охарактеризовать как законопринудительный механизм, изменяющий поведение с использованием силы, и это самый поразительный его аспект.

      Другое  определение дает Д. Норт, который под институтами понимает правила игры в обществе или, более формально, созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

      Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или  экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с  целью обеспечения порядка и  устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и, таким образом, определяли издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что «институты — набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества».

      Формальные  институты часто создаются, чтобы  служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в  рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь  негативный эффект у других.

      Общественные  институты, исполняющие идеологические или духовные потребности, часто  влияют на общественные организации  и экономическое поведение. Попытки  государства манипулировать общественными  институтами, например нормами, в своих  целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

      Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые  инвестиции. Формальные законы могут  меняться быстро, но принуждение и  неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить  Россия, приспосабливающая экономические  институты капитализма, подходящие для рыночной модели. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются  властями, часто они развиваются стихийно.

      Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное  время, т. к. трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

      В основе термина «институционализм» лежит одно из толкований понятия  «институт». Институт рассматривается  институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» идеологии институционализма относятся самые разнообразные категории и явления:

  1. общественные институты, т.е. семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция, юридическо-правовые нормы и др.;
  2. общественная психология, т.е. мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки. Формой проявления общественной психологии являются и экономические категории: частная собственность, налоги, кредит, прибыль, торговля и др.

      Своё  название это направление получило после того, как американский экономист  У. Гамильтон в 1916 г. впервые применил термин "институционализм". По некоторым оценкам, отсчет времени возникновения институционального направления экономической мысли следует начинать с даты опубликования монографии Т. Веблена «Теория праздного класса», т.е. с 1899 г. Однако, учитывая появившиеся позднее не менее значимые публикации Дж. Коммонса и У. Митчелла, обозначившие зарождение как бы новых течений в рамках институционализма, период четкого формирования идей и концепций этого направления экономической теории в единое целое приходится все же на 20-30-е гг. XX в.

      Институционалисты широко используют социологию, соединяя её с политэкономией, дополняя экономическую  науку социологическими категориями. Идея синтеза социологического и  экономического анализа лежит в  основе их концепций. Термин "институционализм" (англ. institutionalism от лат. institutio — образ действия, обычай, направление, указание) был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления. По определению У. Гамильтона, институт — это "словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев", "способ мышления", ставший привычкой для группы людей или обычаем для народа. У. Гамильтон утверждал, что "институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань институтов". В основу системы взглядов институционалисты положили принцип естественного отбора институтов, представленный Т. Вебленом как содержание эволюции общественной структуры, основа общественного прогресса.

      Таким образом, согласно логике институционалистов, способ мышления, словесный символ, обычаи и привычки выступают как  первопричина социально-экономического развития общества. Реально существующие экономические отношения оказываются  производными, преподносятся как  проявление воплощённых в институтах нравов людей, их способа мышления. Экономический строй общества в  подобных интерпретациях предстаёт  в искажённом виде.

Информация о работе Сущность институционализма и его возможностей в исследовании экономических процессов