Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Мною поставлены следующие задачи:
1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций
2. Классифицировать основные виды страхования
3. Определить условия карго – страхования во ВЭД
4. Проанализировать развитие страхования ВЭД у нас в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий…………………..…….5
1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий …………….5
1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании…………………………6
2.Виды страховых услуг для участников ВЭД в мировой и российской практике……………………………………………………………………………8
2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика…………………...8
2.2. Условия карго – страхования во ВЭД……………………………………..10
3.Проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и оптимизации способов и условий схем страхования………………………….12
3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России…………………….…12
3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями …17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

документация.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

     Наибольшее  число страховых компаний сосредоточено  в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих  к ним областях. Крупнейшие страховые  компании, ориентированные на внешнеэкономическое  страхование, такие как: «Ингосстрах», «РОСНО», «УралСиб» имеют головные офисы в Москве. Это обусловлено  не только сосредоточением квалифицированных  кадров в этих регионах, но и тем, что в них велики объемы заключаемых  внешнеэкономических сделок и наилучшим  образом развита страховая инфраструктура.

     В целом проблемы национального перестраховочного  рынка негативно сказываются  на состоянии страхового рынка России, что приводит к передачи основной доли перестраховочной премии за рубеж. Более десяти лет в России работают такие всемирно известные перестраховочные компании, как: «Muenich Re», «Cologne Re», «Swiss Re», а также брокеры: «Marsh & McLennan», «AON», «Heath».

     Институт  независимых посредников в России также недостаточно развит. Как страховых  агентств, так и страховых брокеров не хватает. Институт страховых брокеров в России получил свое развитие только с началом рыночных преобразований. При этом специализированные страховые  брокеры находятся только в начальной  стадии развития. Объем размещаемых  брокерами рисков увеличивается  год от года, но еще значительно  уступает объему операций выше названных  представительств западных страховых  брокеров. Интенсивное развитие института  независимых страховых посредников в ближайшие годы могло бы положительно отразиться на состоянии страхового рынка в целом. 

     3.2 Схема взаимодействия  участников ВЭД  со страховыми  компаниями 

     Осуществление ВЭД сопряжено с возникновением различного рода рисков. Схема взаимоотношений  участников ВЭД со страховой компанией (СК) по страхованию внешнеторговых грузов состоит из нескольких этапов:

  1. Предварительный этап.
  2. Этап заключения договора
  3. Этап исполнения договора6

     На  первом этапе экспортер (импортер), в обязательства которого входит страхование грузов, обращается в  выбранную им СК с письменным заявлением, в котором указываются его  намерения, сведения о характере  груза и способе его перевозки, страховая сумма, маршрут перевозки, вид транспорта и условия страхования. В ходе переговоров, предшествующих заключению договора, СК знакомит страхователя с условиями страхования, из которых  последний выбирает то, которое его  устраивает. Страхователь в свою очередь  предоставляет страховщику всю  информацию, необходимую для оценки риска. В случае непредставления  этой информации СК имеет все основания  отказаться от заключения договора. Кроме  того, страховщик перед заключением  изучает груз, определяет его состояние.

     На  втором этапе заключается договор  страхования внешнеторговых грузов, который содержит:

  1. преамбулу, включающую дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, а также определение сторон как контрагентов;
  2. общие положения со ссылкой на правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон по договору страхования
  3. предмет договора, в качестве которого выступает страхование грузов страхователем согласно прилагаемой описи, являющейся неотъемлемой частью контракта. Здесь указываются условия страхования, страховая сумма, вид транспортировки, род упаковки, число мест и вес груза, условие о перевозке товара по определенному маршруту с указанием пунктов отправления и назначения, перегрузки и хранения;
  4. размер страховой премии и порядок ее внесения, где фиксируются ставки вознаграждения, выплачиваемого страхователем страховщику за принятые на себя риски, а также указываются сроки вступления договора в силу и сроки начала и окончания ответственности страховщика
  5. обязанности сторон.
  6. порядок и условия осуществления страховых выплат, где указывается перечень документов и сроки, по которым происходит страховое возмещение
  7. суброгационные требования предполагают фиксацию передачи страхователем страховщику при наступлении страхового случая и после выплаты последним страхового возмещения пава требования возмещения убытков с третьих лиц виновных в причинении ущерба;
  8. дополнительные условия, предусматривающие возможность изменения страховых сумм и взносов;
  9. срок действия договора;
  10. порядок разрешения спора в арбитражном суде;
  11. прочие условия и реквизиты сторон.

     Иногда  в договор страхования включается договора о франшизе, предполагающие, что определенная часть убытков  страхователя не подлежит возмещению страховщиком, устанавливается в  виде определенного процента стоимости  застрахованного имущества.

     В доказательства заключения договора карго-страхования  выдается страховой полис, подписанный  страховщиком, в котором отражаются основные условия страхования, зафиксированные  в договоре.

     В случае если требуется систематически страховать партии грузов, причем условия  страхования для разных партий идентичны, а различаются только объекты  страхования, страховая сумма и  страховой платеж, то заключается  генеральный договор страхования  грузов. После отправки груза страхователь направляет страховщику заявление  о его отправки.

     Этап  исполнения договора страхования груза  связан с наступлением страхового случая, т.е. свершившегося события предусмотренного договором страхования или законом, с наступлением которого возникает  обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения. При  наступление страхового случая страхователь предоставляет страховщику всю  необходимую информацию (чаще всего  письменную) об ущербе (незамедлительно, в трех дневной срок), а так  же документы, подтверждающие наличие  страхового случая (протокол о ДТП, коммерческий акт и т.п.). При этом страхователь обязан принять необходимые  меры, разумные и доступные в сложившихся  обстоятельствам, по предотвращению и  уменьшению ущерба по грузу.

     Страховщик  в свою очередь проводит осмотр и  обследование застрахованного груза, после чего выплачивает страховое  возмещение. Для определения размера  ущерба используются акта осмотра груза, экспертизы и документы, а так  же счета на производственные расходы.

     В целом входе описанного взаимодействия участника ВЭД со страховыми компаниями обе стороны извлекают экономический  эффект:

     1. страхователь:

    • получает от страховщика возмещение на груз в минимальные строки;
    • освобождается от необходимости введения исково-претензионной работы с перевозчиком;
    • получает полную фактическую стоимость поврежденного или утраченного груза;
    • получает возмещение условия форс-мажора;

     2. страховщик получает страховую  премию, хотя вероятность утраты  груза не велика7.

     Рассмотрев  данную схему страхования, возникает  вопрос – насколько эффективны эти  схемы страхования и какие  методы и способы существуют, чтобы  оптимизировать данные схемы. Для начала определимся с недостатками страхования  для самих страховых компаний:

     Во  – первых, иногда участники ВЭД  подают не точную, а иногда и поддельную информацию о грузе. Поэтому возникают  сложности при выплате суммы  страхового ущерба при наступлении  страхового случая;

     Во  – вторых, чаще всего страховая  компания не рассматривает определенные обстоятельства, влияющие на доставку груза (это политические и форс - мажорные);

     В – третьих, при заключении крупных  страховых сделок более мелкие страховые  компании не в силах выплачивать  по страховому ущербу. В альтернативу этому многие компании прибегают  к кредитованию, что очень неэффективно и затратно.

     Но  существуют также недостатки для  самих страхователей

     Во  – первых, качество обслуживания страховых  компаний нуждается в улучшении. Это касается и системы менеджмента  и контроля качества предоставляемых  услуг;

     Во  – вторых, чаще всего у страховых  компаний не налажены связи с банками. Некоторые участники ВЭД иногда не в состоянии выплачивать по страховой премии. А если бы были налажены связи страховых компаний с банками, то было бы проще как  самим участникам ВЭД, так и страховым  компаниям.

     Зачастую  вопросы государственного страхования  и кредитованию экспортных кредитов сосредоточены в одном учреждении, как, например, в Экспортно – импортном  банке США. Кроме того, страховые  операции экспортных фирм могут осуществлять и другие организации, как, например, Корпорация по страхованию частных  инвестиций за рубежом, имеющая свои отделения в 140 странах мира.

     Во  всяком случае структуры, осуществляющие страхование экспортных кредитов, находятся  под полным контролем государства. Это нормальная зарубежная практика.

     Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что  страхование участников ВЭД в  РФ должно быть закреплено как основными  правилами ведения самого процесса страхования, так и законодательными актами и нормами. Если все это  будет предусмотрено, тогда сами участники ВЭД создадут для себя наилучшие условия своей деятельности.

 

      Заключение 

     В наше тяжелое неспокойное время  учащаются кризисы, периоды стагнации, поэтому предприятие должно быть уверено в завтрашнем дне. На этом фоне основным помощником предприятиям как участникам ВЭД выступает  страхование ВЭД предприятийСтрахование позволяет участникам ВЭД застраховывать свою ответственность от рисков, которые  угрожают различным имущественным  интересам участника ВЭД.

     Существенной  особенностью страхования в ВЭД  является то, что для его поведения  необходимо соблюдение определенных условий  как на стадии лицензирования тех  или иных видов страховой защиты, так и при их проведении.

     Значение  страхования неизменно растет с  каждым днем. Предприятия хотят защитить свою ответственность и сохранить  результаты своей деятельности, уменьшить  негативные последствия. Рынок страховых  услуг достаточно емкий.

     Наиболее  динамично развивающимся видом  страхования ВЭД является карго-страхование  участников ВЭД. Предприятия, которые  осуществляют ВЭД, производят обмен  результатами своей деятельности и  торговли товарами и услугами. Это  достигается путем транспортировки  товара от продавца к покупателю. В  этот момент могут произойти различные  непредвиденные обстоятельства под  влиянием негативных факторов, будь то политические, климатические, экономические  и демографические. Поэтому продукция  может быть, вовремя не доставлена к заказчику. Для этого участники  страхуют свою ответственность путем  карго-страхованием. Карго-страхование  предусматривает покрытие груза  только на время его передвижения. 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Архипова  А.Ю. Международные экономические  отношения. Международный бизнес: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571с.
  2. Ахвледиани Ю.Т.- Страхование ВЭД: учебник для студентов и вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономические специальности /М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-255с.
  3. Балабанов И.Т., Балабанова А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 1998.- 382 с.
  4. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / под ред. Е.П.Пузаковой.-М.: Экономистъ, 2005.-495с.
  5. Ечкалов Д.И. Особенности внешнеэкономического страхования в России // Страховое ревю – 2005. –  235 с.
  6. Зайцева М.А., Литвинова Л.Н. Страховое дело: Учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Зайцевой. Мн.: БГЭУ, 2001. – 298 с.
  7. Зайцева М.А. Страхование во ВЭД: учеб. пособие / Минск: БГЭУ, 2007.-383с.
  8. Никитина Т.В. Страхование коммерческих и финансовых рисков: Учеб. пособие. СПб.: Санкт – Петербург, 2003. – 273 с.
  9. Рудаков А.П. Страхование ВЭД. Учебное пособие – Москва: АТиСО, 2008. – 288с.
  10. Самсонова И.А. Страхование. Учеб. пособие – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. -256с.
  11. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 823с.
  12. Чиненов М,В. Страхование ВЭД: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Мировая экономика».- М.: Издат-во «Омега - Л», 2007. – 244с.

Информация о работе Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей