Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Мною поставлены следующие задачи:
1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций
2. Классифицировать основные виды страхования
3. Определить условия карго – страхования во ВЭД
4. Проанализировать развитие страхования ВЭД у нас в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий…………………..…….5
1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий …………….5
1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании…………………………6
2.Виды страховых услуг для участников ВЭД в мировой и российской практике……………………………………………………………………………8
2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика…………………...8
2.2. Условия карго – страхования во ВЭД……………………………………..10
3.Проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и оптимизации способов и условий схем страхования………………………….12
3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России…………………….…12
3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями …17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

документация.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

     При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие — участник ВЭД.

     Личное  страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.

     Однако  среди многочисленных видов личного  страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма.

     Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.

     Таким образом, современное страхование  предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД  используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием4.

     Как показывает практика, наиболее распространенными  на российском страховом рынке являются следующие виды страхования во ВЭД: туристов, перевозок внешнеторговых грузов (груза и / или транспорта), от валютных рисков, иностранных инвестиций, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и др. 

     2.2. Условия карго  – страхования  во ВЭД и их  характеристика 

     Во  внешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортное страхование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей и привлечение  к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей. Термин «карго» обозначает перевозимый и подлежащий страхованию груз без указания его точного наименования.

     Страхование карго является надежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупные финансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях даже избежать банкротства.

     Страхование грузов, конечно, не может предотвратить  их реальную гибель или исключить  ущерб. Однако страхователь, уплатив  небольшой страховой взнос (премию), получает гарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимости погибшего или поврежденного  при транспортировке груза в  результате наступления страхового случая.

     Страховой интерес к грузу могут иметь  не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например получатель груза. Страховым интересом, т.е. мерой  материальной заинтересованности в  страховании, у страхователя является груз, плата за перевозку и ожидаемая  прибыль.

     Право собственности на груз переходит  от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все  риски, связанные с правом собственности  на груз. В зависимости от обязанностей сторон в договоре поставки устанавливаются  обязанности сторон и в договоре страхования.

     Предметом договора страхования может быть также плата за перевозку, а также  дополнительные сборы транспортных работ и операций по договору перевозки.

     Ожидаемая прибыль от реализации груза в  пункте назначения также может быть одним из видов страхового имущественного интереса в договоре страхования  грузов. Определяется она соглашением  между страхователем и страховщиком исходя из действительной стоимости  груза в месте его получения. В международной страховой практике размер ожидаемой прибыли для  целей страхования составляет, как  правило, 10—20 % стоимости грузов.

     Вторая  группа рисков связана с целенаправленным воздействием человека на перевозимые  грузы: представителей транспортных, экспедиторских, складских организаций, а также  третьих лиц, не имеющих отношения  к перевозке грузов — злоумышленников, участников военных действий и народных волнений. К таким рискам относятся: кража, ограбление, акты вандализма и другие противоправные действия.

     Для установления оптимального размера  обязательства по выплате в договорах  страхования грузов может устанавливаться  франшиза. Франшиза — это часть ущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя. Он остается на собственном удержании страхователя и не подлежит возмещению страховщиком. Франшиза в договоре страхования позволяет: обеспечить интерес страхователя за сохранность застрахованного имущества; существенно сократить расчеты между сторонами по незначительным, мелким ущербам (бой, повреждение таких грузов, как стекло, керамика и т.п., разлив, россыпь товаров, перевозимых в неупакованном виде); снизить размер подлежащей уплате страховой премии.

     Порядок заключения договора страхования определяется правилами страхования грузов, которые  разрабатывает страховая организация  самостоятельно и согласовывает  со страховым надзором. Следовательно, эти правила могут быть специфическими для каждой страховой организации. Однако существуют общие принципы, характерные для практики страхования  грузов большинства страховщиков. В  соответствии с ними лицо, заинтересованное в заключении договора транспортного  страхования грузов, должно направить  страховой компании письменное заявление, содержащее определенную информацию о  грузе и другие известные страхователю сведения, которые могут иметь  значение для определения степени  риска. А риски, которые принимает  на себя страховщик, чрезвычайно разнообразны. 

     3.ПРОБЛЕМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ  ВЭД СО СТРАХОВЫМИ  КОМПАНИЯМИ И ОПТИМИЗАЦИЯ  СПОСОБОВ И УСЛОВИЙ  СХЕМ СТРАХОВАНИЯ

     3.1. Особенности развития  страхования ВЭД  в России 

     В каждой стране имеются национальные особенности развития как страхования  в целом, так и внешнеэкономического страхования в частности. Такие  особенности могут быть обусловлены  государственным устройством, политической ситуацией, экономическим состоянием в стране. Остановимся на основных особенностях внешнеэкономического страхования  в России и рассмотрим их на всех уровнях системы внешнеэкономического страхования: государства, страховых  компаний и институтов страховой  инфраструктуры.

     Государственная монополия до 1992 года действовала  в России на все страхование, а  не только на внешнеэкономическое: действовали  две государственные страховые  компании: «Росгосстрах», страховавший внутристрановые риски, и «Ингосстрах», страховавший преимущественно внешнеэкономические  риски.

     Страховой рынок в условиях отсутствия конкуренции  развивался чрезвычайно медленно. В  результате «к началу 1997 года Россия имела  высокомонополизированный, малоуправляемый, фактически не развивающийся и неконкурентоспособный  по мировым стандартам рынок страхования»5.

     Страхование крупных внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных  средств у российских страховых  компаний все равно достается  иностранным государствам в лице западных перестраховочных компаний.

     До  введения в действие редакции Закона об организации страхового дела в  Российской Федерации от 10 декабря  2003 г. российский страховой рынок был фактически закрыт для деятельности иностранных страховых компаний. Основным способом сотрудничества с российскими страховщиками оставалось перестрахование. Но, являясь специфической сферой страховых отношений, перестрахование требует хорошо организованной системы контроля за качеством оказываемых страховых услуг, а также за превентивными мероприятиями у российских страхователей. Эти необходимые условия работы иностранных страховщиков были практически невыполнимыми без разрешения их деятельности на территории России.

     В настоящее время началась постепенная  либерализация российского страхового рынка в отношении допуска  иностранных страховщиков к осуществлению  прямого страхования, в том числе  обязательных видов страхования.

     В российском страховании наблюдается  традиционно для постсоветского страхового рынка высокая доля обязательного  страхования: около 53% в общем объеме поступлений страховых премий в 2010 году.

     Поддержание высокой доли обязательного страхования  в России — это вынужденная  мера со стороны государственного регулирования: внешнеэкономическое страхование  пока может развиваться, прежде всего, в обязательной форме, а в дальнейшем, вместе с развитием страховой  культуры участников внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) будет использоваться добровольная форма.

     Выделим основные особенности российского  страхового рынка на уровне страховых  компаний.

     Во-первых, российский страховой рынок —  это растущий рынок. Общая сумма  страховых выплат по всем видам страхования  за 1 квартал 2010 года составила 172,9 млрд. рублей (105,4%) по сравнению с 2009 годом  на 15,5%. Наибольшим темпом увеличивались  выплаты по страхованию имущества (прирост составил 44,3% ). Выплаты по личному страхованию и страхованию  ответственности росли на уровне 17% по каждому виду.

     На  развитых мировых рынках накопительное  страхование жизни является ведущей  страховой отраслью, в России же доходы от реального страхования  жизни очень низкие. Хотя перспективы  данного вида страхования являются очевидными, в том числе исходя из примера развивающихся и сходных исторически с нашим страховых рынков Восточной Европы и Прибалтики. Поэтому ведущие страховые эксперты прогнозируют постоянный рост в этой сфере. Приблизительно к 2013 году сборы премий по накопительному страхованию жизни и по рисковым видам страхования должны сравняться на уровне 24 млрд. долларов США. Тогда можно будет говорить о новом этапе развития российского страхового рынка в масштабах мирового страхования.

     Во-вторых, структура премий и выплат крупных  и средних страховых компаний России говорит о постепенной  универсализации их деятельности, то есть об образовании мультифункциональных страховых компаний. Не только исторически  сложившиеся «универсалы» такие, как: «УралСиб», «РОСНО», «АльфаСтрахование», но и кэптивы: «СОГАЗ», «Капиталъ  Страхование», «Прогресс», — диверсифицируют  свой портфель и выходят на свободный  рынок.

     В-третьих, практически все существующие виды внешнеэкономического страхования  в России заимствованы у западных стран. При этом число видов услуг, предоставляемых российскими страховыми компаниями (около 100), значительно уступает зарубежным конкурентам (3 000 в США, 400–600 в странах Европы).

     Разнообразие  внешнеэкономических рисков требует  разработки специализированных страховых  продуктов по их преодолению. К созданию новых страховых продуктов объективно вынуждают постоянно растущие риски  в сфере ВЭД. Систематическое  развитие новых страховых продуктов  — инновационность — как один из основополагающих принципов маркетинга в страховании должно охватывать все сферы страховой деятельности: от заключения договора страхования  до поиска новых сфер инвестиций и  современных методов управления.

     Недостаточная развитость третьего уровня системы  внешнеэкономического страхования  — инфраструктуры — приводит к  вынужденной концентрации российского страхового рынка. Количество страховых компаний постепенно сокращается. В 1997 году в России работали около 2 400 страховщиков. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на 10 июня 2010 года в государственном реестре страховщиков значится 685 компаний, включая перестраховочные. Многие компании исчезают с рынка, не выдерживая конкуренции, или становятся дочерними обществами (региональными подразделениями) крупных страховщиков, переходя в них целыми коллективами.

Информация о работе Сущность и виды страхования внешнеэкономических связей