Сущность и структурные
элементы экономической системы
Среди множества механизмов согласования
экономического поведения (механизмов
координации) всегда существует ряд
механизмов, которые, во-первых, доминируют
по отношению к остальным, и во-вторых,
отличаются устойчивостью. Так, в одной
системе координация может осуществляться
главным образом посредством цен, в другой
– посредством централизованных (государственных)
заданий. Совокупность преобладающих
и устойчивых механизмов экономической
координации образует экономическую систему.
Экономическая система
всегда складывается таким образом,
чтобы отвечать на три вопроса: Что
производить? Как производить? Для кого
производить? Конечно, эти вопросы выступают
в неявном виде, но все, кто создает мысленный
набросок некоторой экономической системы
(например революционеры и реформаторы),
должны найти ответы на эти три вопроса. Что производить? означает определение
номенклатуры и объема выпускаемой продукции
(сколько производить хлеба, мяса, автомобилей,
компьютеров и т. д.); Как производить? определяет способы
организации производства и выбор технологии,
и вопрос Для кого производить? требует ответа
о том, кто станет потребителем выпускаемой
продукции. Механизмы экономической координации
в любой системе должны решать эти вопросы
– иначе система окажется внутренне противоречивой
и неустойчивой.1
Сущностные признаки
разных форм и видов собственности
проявляются в экономических
системах. Экономическая система
отражает особую структуру общества,
возникающую из практики хозяйствования
данного народа в конкретных условиях.
В ней представлены хозяйственные навыки,
традиции, духовное состояние народа,
господствующие у него ценности и своеобразие
понимания им мира. Уже одно это не допускает
наличия одинаковых систем; они всегда
конкретны, идентичны культуре, которую
окружают.
Экономическая система
обладает особыми свойствами, которые
нужно учитывать при реформировании
экономики. С одной стороны, она
выглядит как открытая система, обменивающаяся
веществом и энергией с внешней
средой: не препятствует обмену мировым
опытом, утверждению общих закономерностей
развития производства, допускает обновление
своих элементов, смену моделей. С другой
стороны, как срез культурного слоя конкретной
цивилизации экономическая система ориентирована
прежде всего на воспроизводство данного
типа цивилизации. Поэтому она предстает
жесткой замкнутой системой: возможности
использования модели, выработанной в
одной экономической системе, в других
системах ограничены, чтобы воспрепятствовать
разрушению этнических связей и целостности
цивилизации. Роль естественного ограничителя
выполняют нравственные устои, господствующие
ценности и традиции, поддерживающие стабильность
данного общества и оберегающие его от
утраты способности к самовоспроизводству.2
Из прочих видов
систем (например, технических) экономическая
система выделяется своими функциями:
производством, обменом и распределением
благ в обществе, доведением их до конечного
потребителя. Нет ни одного человека, который
не участвовал бы в этом процессе. Это
участие может быть прямым либо косвенным.
Например, пенсионеры вовлечены в выполнение
функций экономической системы предоставлением
своих сбережений либо банкам, вкладывая
в них деньги, либо акционерным обществам,
приобретая их акции и облигации. Практически
все трудоспособное население либо служит
в государственных учреждениях, либо имеет
свой бизнес, либо работает по найму, а
иногда и совмещает некоторые из видов
деятельности. Таким образом, одни и те
же люди выступают и как производители,
и как потребители благ, создаваемых внутри
экономической системы.
С каких бы позиций
мы не рассматривали экономическую
систему, в ней всегда присутствуют
три основных субъекта экономики: домохозяйства
(частные хозяйственные ячейки, нацеленные
на удовлетворение своих собственных
потребностей; продавая свой труд, предоставляя
в пользование имущество и капитал, они
получают денежный доход и направляют
его на потребление), фирмы (предпринимательская
структура; они реализуют ресурсы, полученные
от домашних хозяйств, производя массу
товаров и услуг и обеспечивая ими все
разнообразие индивидуальных и общественных
потребностей нации) и государство (совокупность
органов, реализующих общенациональные
интересы; производит общественные блага,
главным образом на бесплатной основе,
собирает налоги и расходует их на национальные
нужды, выпускает в обращение деньги и
контролирует их движение в экономической
системе). В развитых государствах данная
триада субъектов хозяйствования всегда
дополняется четвертым элементом – иностранным
сектором (экспортно-импортные операции
за границей).
Элементы структуры
экономической системы можно
представить в виде следующей
схемы.
Функциональная структура экономической
системы предусматривает согласование
взаимодействия человека, природы и продукта,
создаваемого с их участием.
Отраслевая структура
выражает производственно-технологические
связи в хозяйстве, которые в процессе
общественного разделения труда обособляются
в вертикальные и горизонтальные структуры.
По вертикали формируются отрасли единого
технологического передела исходного
или сопутствующего сырья, а по горизонтали
(регионам) – отрасли, связанные единством
территориальных интересов.
Воспроизводственная структура экономики
формируется с целью получения макроэкономических
параметров при формировании прогнозных
горизонтов развития страны на перспективу.
Институциональная структура экономики
представлена формами организации и управления
производством, которые закреплены хозяйственным
законодательством.
Социальная структура фокусирует
изменения, происходящие среди групп и
слоев населения.3
Модели организации
экономических систем
Развитие общественного производства,
открытость экономических систем для
постоянного обмена с внешней средой способствуют
обогащению оригинала новым материалом,
что вызывает потребность во внутрисистемных
изменениях. Результатом их может стать
обновленная модель экономики. В экономической
науке используется понятие «экономическая
модель» - слепок с реальной действительности,
результат познания, в той или иной степени
соответствующий оригиналу.
Рассмотрим эти модели с учетом
следующих признаков: преобладающая
форма и виды собственности; экономическая
власть и способы ее осуществления;
формы хозяйствования; место и
роль, отводимые рынку; экономическая
роль государства.4
- Традиционная система. В некоторых так называемых слаборазвитых
странах действуют традиционные, основанные
на обычаях, экономические системы. Традиции,
передающиеся от поколения к поколению,
определяют, какие товары и услуги, как
и для кого производить. Перечень благ,
технологии производства и распределение
базируются на обычаях, освященных временем.
Технический прогресс проникает в эти
системы с большими трудностями, так как
он вступает в противоречие с традициями
и угрожает стабильности существующего
строя.5
Можно выделить ряд черт такой экономики:
экономическая деятельность не воспринимается
как первичная ценность; индивид принадлежит
своей изначальной общности; экономическая
власть соединена с политической властью.6
- Командная система. В такой экономической системе, длительное функционирование
которой возможно лишь в условиях общественной
собственности, все решения по использованию
ресурсов в целях производства необходимых
товаров и услуг принимают центральные
органы планирования. При таком подходе
к управлению экономической системой
теоретически возможно учесть все социальные
и политические приоритеты, в частности,
исключить безработицу, реализовать желаемое
распределение доходов между членами
общества и т.д. Однако на практике все
обстоит гораздо сложнее. Для составления
и реализации такого плана необходимо
собрать и переработать огромную информацию
об альтернативных товарах, технологических
процессах, о расходе ресурсов, об издержках,
о потреблении. В условиях обязательного
выполнения планов предприятия лишаются
возможности отвлекать средства на научные
разработки, техническое усовершенствование
своего производства. В результате тормозится
техническое развитие всей экономики.
Кроме того, поскольку предприятия не
приобретают ресурсы самостоятельно,
а получают их от государства, у них отсутствует
стимул использовать передовые ресурсосберегающие
технологии производства продукции. В
связи со всеми вышеперечисленными и иными
проблемами командная экономика в своем
«чистом» виде не существует.7
- Рыночная экономика. Основным механизмом рыночного
хозяйства является механизм свободного
образования цен, учитывающий взаимодействие
между спросом и предложением. В «чистой»
рыночной экономике, обязательным условием
существования и функционирования которой
является частная собственность, нет специального
органа, который указывал бы, какие товары
и каким образом производить предпринимателю,
где и какие покупать необходимые для
этого ресурсы. Все они свободны в принятии
решений. Более того, в «чистой» рыночной
экономике полностью отрицается необходимость
государственного регулирования механизмов
рынка, в частности, установление фиксированных
цен на товары и услуги. Единственным регулятором
экономических отношений здесь служит
цена на все товары и услуги, свободно
устанавливаемая в результате взаимодействия
спроса и предложения. И производители,
и покупатели, будучи свободными в принятии
экономических решений, действуют с позиций
принципа рациональности. Рационализм
предпринимателя состоит в том, что он
никогда не будет производить товар, если
на него нет спроса на рынке или его производство
не обеспечит ему необходимую прибыль.
В то же время рационализм покупателя
определяется тем, что он не будет приобретать
товары, которые ему не нужны. Таким образом,
специфика рыночного механизма такова,
что каждый его участник преследует субъективную
цель, но в целом единство всех субъективных
устремлений создает объективные закономерности
очень эффективных экономических отношений
в обществе. Появляется, как выразился
Адам Смит, «невидимая рука» рынка.8
- Смешанная экономика. К счастью, общество не обязано выбирать только из двух предельных вариантов. Можно пойти на компромисс, позволив государству действовать не как диктатору, а скорее как мудрому родителю, предоставляющему своим детям много свободы, но одновременно принимающему
меры, которые помогают им избежать многих
ловушек. Для изучения функционирования
смешанной экономики выделим из нее частный
сектор и общественный сектор. Частный
сектор состоит из структур бизнеса, являющихся
частной собственностью. Здесь решения
принимаются в ответ на сигналы рынка.
Общественный сектор включает государственные
учреждения, органы местной власти и общественные
организации. Их капитал – общественная
собственность, поэтому на их политику
правительство может влиять через финансирование.
Существование общественного сектора
позволяет государству иметь важное средство
контроля над экономикой. Более того, решения
о том, что производить, могут основываться
исходя скорее из потребностей, а не из
спроса.9
В реальной действительности, следовательно,
любая экономика является смешанной и
обладает чертами как командного, так
и рыночного хозяйства, хотя одни больше
тяготеют к командным методам, в то время
как другие опираются преимущественно
на рыночные механизмы управления.10
Достоинством смешанной экономики является
эффективность использования ресурсов
и экономическая свобода производителей
при одновременном решении с помощью государства
нерешаемых с помощью рынка проблем, в
частности, проблемы социальной защиты
и поддержки населения страны.11
Таким образом, любая развитая рыночная
экономика представляет собой, по существу,
смешанную экономику с различными формами
собственности и очень сильной регулирующей
функцией государства.12
Основные виды и модели рыночной экономики
Современная рыночная система представляет
собой многообразие смешанных форм экономики.
В чистом виде рыночная экономика, функционирующая
исключительно по стихийно действующим
законам товарно-денежного хозяйства,
в современной мировой практике не наблюдается.
На основе обобщения опыта экономически
развитых стран наиболее эффективным
типом признается «смешанная» рыночная
экономика. Этот вид рыночной экономики
при наличии различных форм собственности
и преобладании ее частной формы характеризуется
вмешательством государства в экономическую
жизнь общества и ее субъектов. Особенно
это вмешательство характерно для сферы
перераспределения доходов. Оно может
практически осуществляться через цены,
налоги, денежное обращение, кредитную
политику, таможенные пошлины, валютный
курс, трансфертные платежи(возвратные
платежи для малообеспеченных – пенсии,
пособия и т.п.).13
Вначале нужно отметить, что существующие
рыночные системы и направленность их
развития зависят:
- от географического положения;
- от наличия природных ресурсов;
- от исторических условий развития;
- от традиций населения и его обычаев;
- от уровня развития производительных сил;
- от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои
подходы, отличительные особенности
рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных
моделях есть общие черты, к числу которых
относятся:
- наличие многообразных форм собственности;
- преобладание свободных цен на товары и услуги;
- развитая система свободной конкуренции;
- распространение предпринимательской деятельности;
- определенная система государственного
регулирования экономики.
Можно выделить шесть характерных
моделей рыночной экономики, используемых
в современных условиях.14
Американская модель.
В США правительство играет важную роль
в управлении экономикой страны, однако
абсолютное большинство решений принимается
исходя из ситуации на рынке и особенностей
ценообразования на нем.15
Эта модель получила название «либеральная
модель капитализма». Ее характерными
особенностями являются:
- малый удельный вес государственной собственности;
- минимальная регулирующая роль государства в экономике;
- всемерное поощрение предпринимательства;
- резкая дифференциация на богатых и бедных;
- большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.16
Японская модель.
Отличается развитым планированием и
координацией деятельности правительства
и частного сектора. Экономическое планирование
государства носит рекомендательный (индикативный)
характер. Планы представляют собой государственные
программы, ориентирующие и мобилизующие
отдельные звенья экономики на выполнение
общенациональных задач.17
К основным чертам японской модели относятся:
- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;
- составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.;
- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
- незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных
прав граждан в случае болезни, безработицы,
ухода на пенсию. Обязанности по решению
социальных задач работающих во многом
возлагаются на корпорации и объединения.
Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому
содержанию к японской модели. Главным
идеологом социальной рыночной экономики
является Людвиг Эрхард, который в своей
книге описал основные принципы функционирования
новой немецкой экономики. Отличительными
особенностями немецкой модели являются:
- сильное государственное воздействие на экономику,
которое появляется преимущественно при
решении социальных проблем. В Германии
традиционно существуют значительные
социальные обязательства государства:
бесплатная медицина. Образование;
- Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования
(планирования) основных макроэкономических
показателей. Здесь же был реализован
принцип социального партнерства, подразумевающий
участие работников предприятия в его
собственности;
- В немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам,
при этом центральному банку предоставлена
полная автономия;
- Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет 23-кратный разрыв.18