Сущность и структурные элементы экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Среди множества механизмов согласования экономического поведения (механизмов координации) всегда существует ряд механизмов, которые, во-первых, доминируют по отношению к остальным, и во-вторых, отличаются устойчивостью. Так, в одной системе координация может осуществляться главным образом посредством цен, в другой – посредством централизованных (государственных) заданий. Совокупность преобладающих и устойчивых механизмов экономической координации образует экономическую систему.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Сущность и структурные  элементы экономической системы

 

Среди множества механизмов согласования экономического поведения (механизмов координации) всегда существует ряд  механизмов, которые, во-первых, доминируют по отношению к остальным, и во-вторых, отличаются устойчивостью. Так, в одной системе координация может осуществляться главным образом посредством цен, в другой – посредством централизованных (государственных) заданий. Совокупность преобладающих и устойчивых механизмов экономической координации образует экономическую систему.

Экономическая система  всегда складывается таким образом, чтобы отвечать на три вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? Конечно, эти вопросы выступают в неявном виде, но все, кто создает мысленный набросок некоторой экономической системы (например революционеры и реформаторы), должны найти ответы на эти три вопроса. Что производить? означает определение номенклатуры и объема выпускаемой продукции (сколько производить хлеба, мяса, автомобилей, компьютеров и т. д.); Как производить? определяет способы организации производства и выбор технологии, и вопрос Для кого производить? требует ответа о том, кто станет потребителем выпускаемой продукции. Механизмы экономической координации в любой системе должны решать эти вопросы – иначе система окажется внутренне противоречивой и неустойчивой.1

Сущностные признаки разных форм и видов собственности  проявляются в экономических  системах. Экономическая система  отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования данного народа в конкретных условиях. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания им мира. Уже одно это не допускает наличия одинаковых систем; они всегда конкретны, идентичны культуре, которую окружают.

Экономическая система  обладает особыми свойствами, которые  нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она  выглядит как открытая система, обменивающаяся веществом и энергией с внешней  средой: не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей. С другой стороны, как срез культурного слоя конкретной цивилизации экономическая система ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации. Поэтому она предстает жесткой замкнутой системой: возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены, чтобы воспрепятствовать разрушению этнических связей и целостности цивилизации. Роль естественного ограничителя выполняют нравственные устои, господствующие ценности и традиции, поддерживающие стабильность данного общества и оберегающие его от утраты способности к самовоспроизводству.2

Из прочих видов систем (например, технических) экономическая система выделяется своими функциями: производством, обменом и распределением благ в обществе, доведением их до конечного потребителя. Нет ни одного человека, который не участвовал бы в этом процессе. Это участие может быть прямым либо косвенным. Например, пенсионеры вовлечены в выполнение функций экономической системы предоставлением своих сбережений либо банкам, вкладывая в них деньги, либо акционерным обществам, приобретая их акции и облигации. Практически все трудоспособное население либо служит в государственных учреждениях, либо имеет свой бизнес, либо работает по найму, а иногда и совмещает некоторые из видов деятельности. Таким образом, одни и те же люди выступают и как производители, и как потребители благ, создаваемых внутри экономической системы.

С каких бы позиций  мы не рассматривали экономическую  систему, в ней всегда присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйства (частные хозяйственные ячейки, нацеленные на удовлетворение своих собственных потребностей; продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление), фирмы (предпринимательская структура; они реализуют ресурсы, полученные от домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации) и государство (совокупность органов, реализующих общенациональные интересы; производит общественные блага, главным образом на бесплатной основе, собирает налоги и расходует их на национальные нужды, выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе). В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором (экспортно-импортные операции за границей).

Элементы структуры  экономической системы можно  представить в виде следующей  схемы.


Функциональная структура экономической системы предусматривает согласование взаимодействия человека, природы и продукта, создаваемого с их участием.


Отраслевая структура выражает производственно-технологические связи в хозяйстве, которые в процессе общественного разделения труда обособляются в вертикальные и горизонтальные структуры. По вертикали формируются отрасли единого технологического передела исходного или сопутствующего сырья, а по горизонтали (регионам) – отрасли, связанные единством территориальных интересов.

Воспроизводственная структура экономики формируется с целью получения макроэкономических параметров при формировании прогнозных горизонтов развития страны на перспективу.

Институциональная структура экономики представлена формами организации и управления производством, которые закреплены хозяйственным законодательством.

Социальная структура фокусирует изменения, происходящие среди групп и слоев населения.3

 

Модели организации  экономических систем

 

Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики. В экономической науке используется понятие «экономическая модель» - слепок с реальной действительности, результат познания, в той или иной степени соответствующий оригиналу.

Рассмотрим эти модели с учетом следующих признаков: преобладающая  форма и виды собственности; экономическая  власть и способы ее осуществления; формы хозяйствования; место и  роль, отводимые рынку; экономическая  роль государства.4

  1. Традиционная система. В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технологии производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.5 Можно выделить ряд черт такой экономики: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью.6
  2. Командная система. В такой экономической системе, длительное функционирование которой возможно лишь в условиях общественной собственности, все решения по использованию ресурсов в целях производства необходимых товаров и услуг принимают центральные органы планирования. При таком подходе к управлению экономической системой теоретически возможно учесть все социальные и политические приоритеты, в частности, исключить безработицу, реализовать желаемое распределение доходов между членами общества и т.д. Однако на практике все обстоит гораздо сложнее. Для составления и реализации такого плана необходимо собрать и переработать огромную информацию об альтернативных товарах, технологических процессах, о расходе ресурсов, об издержках, о потреблении. В условиях обязательного выполнения планов предприятия лишаются возможности отвлекать средства на научные разработки, техническое усовершенствование своего производства. В результате тормозится техническое развитие всей экономики. Кроме того, поскольку предприятия не приобретают ресурсы самостоятельно, а получают их от государства, у них отсутствует стимул использовать передовые ресурсосберегающие технологии производства продукции. В связи со всеми вышеперечисленными и иными проблемами командная экономика в своем «чистом» виде не существует.7
  3. Рыночная экономика. Основным механизмом рыночного хозяйства является механизм свободного образования цен, учитывающий взаимодействие между спросом и предложением. В «чистой» рыночной экономике, обязательным условием существования и функционирования которой является частная собственность, нет специального органа, который указывал бы, какие товары и каким образом производить предпринимателю, где и какие покупать необходимые для этого ресурсы. Все они свободны в принятии решений. Более того, в «чистой» рыночной экономике полностью отрицается необходимость государственного регулирования механизмов рынка, в частности, установление фиксированных цен на товары и услуги. Единственным регулятором экономических отношений здесь служит цена на все товары и услуги, свободно устанавливаемая в результате взаимодействия спроса и предложения. И производители, и покупатели, будучи свободными в принятии экономических решений, действуют с позиций принципа рациональности. Рационализм предпринимателя состоит в том, что он никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не обеспечит ему необходимую прибыль. В то же время рационализм покупателя определяется тем, что он не будет приобретать товары, которые ему не нужны. Таким образом, специфика рыночного механизма такова, что каждый его участник преследует субъективную цель, но в целом единство всех субъективных устремлений создает объективные закономерности очень эффективных экономических отношений в обществе. Появляется, как выразился Адам Смит, «невидимая рука» рынка.8
  4. Смешанная экономика. К счастью, общество не обязано выбирать только из двух предельных вариантов. Можно пойти на компромисс, позволив государству действовать не как диктатору, а скорее как мудрому родителю, предоставляющему своим детям много свободы, но одновременно принимающему меры, которые помогают им избежать многих ловушек. Для изучения функционирования смешанной экономики выделим из нее частный сектор и общественный сектор. Частный сектор состоит из структур бизнеса, являющихся частной собственностью. Здесь решения принимаются в ответ на сигналы рынка. Общественный сектор включает государственные учреждения, органы местной власти и общественные организации. Их капитал – общественная собственность, поэтому на их политику правительство может влиять через финансирование. Существование общественного сектора позволяет государству иметь важное средство контроля над экономикой. Более того, решения о том, что производить, могут основываться исходя скорее из потребностей, а не из спроса.9 В реальной действительности, следовательно, любая экономика является смешанной и обладает чертами как командного, так и рыночного хозяйства, хотя одни больше тяготеют к командным методам, в то время как другие опираются преимущественно на рыночные механизмы управления.10 Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей при одновременном решении с помощью государства нерешаемых с помощью рынка проблем, в частности, проблемы социальной защиты и поддержки населения страны.11 Таким образом, любая развитая рыночная экономика представляет собой, по существу, смешанную экономику с различными формами собственности и очень сильной регулирующей функцией государства.12

 

Основные виды и модели рыночной экономики

 

Современная рыночная система представляет собой многообразие смешанных форм экономики. В чистом виде рыночная экономика, функционирующая исключительно по стихийно действующим законам товарно-денежного хозяйства, в современной мировой практике не наблюдается. На основе обобщения опыта экономически развитых стран наиболее эффективным типом признается «смешанная» рыночная экономика. Этот вид рыночной экономики при наличии различных форм собственности и преобладании ее частной формы характеризуется вмешательством государства в экономическую жизнь общества и ее субъектов. Особенно это вмешательство характерно для сферы перераспределения доходов. Оно может практически осуществляться через цены, налоги, денежное обращение, кредитную политику, таможенные пошлины, валютный курс, трансфертные платежи(возвратные платежи для малообеспеченных – пенсии, пособия и т.п.).13 Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

    • от географического положения;
    • от наличия природных ресурсов;
    • от исторических условий развития;
    • от традиций населения и его обычаев;
    • от уровня развития производительных сил;
    • от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности  рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

    • наличие многообразных форм собственности;
    • преобладание свободных цен на товары и услуги;
    • развитая система свободной конкуренции;
    • распространение предпринимательской деятельности;
    • определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить шесть характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.14

Американская модель. В США правительство играет важную роль в управлении экономикой страны, однако абсолютное большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и особенностей ценообразования на нем.15 Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются:

    • малый удельный вес государственной собственности;
    • минимальная регулирующая роль государства в экономике;
    • всемерное поощрение предпринимательства;
    • резкая дифференциация на богатых и бедных;
    • большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
    • приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.16

Японская модель. Отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.17 К основным чертам японской модели относятся:

    • высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;
    • составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.;
    • широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
    • незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
    • социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

    • сильное государственное воздействие на экономику, которое появляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина. Образование;
    • Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;
    • В немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;
    • Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет 23-кратный разрыв.18

Информация о работе Сущность и структурные элементы экономической системы