Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:24, реферат
Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.
В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, что в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает недоверие как к самому термину, так и к системе в целом.
Появление франчайзинга относится к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», используемой британскими пивоварами. В 1860 г. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика «Singer», специализирующаяся на производстве швейных машинок. Для прорыва на рынке с 1898 г. В своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors», которая насчитывает в настоящее время порядка 11 тыс. членов.
Франчайзинг – это и активное продвижение компании, и увеличение доли рынка, и привлечение лояльных клиентов и профессиональных сотрудников, он дает возможность активно продвигаться на рыке недвижимости. Эта модель ведения бизнеса «погодоустойчива». Для нее нет принципиальной разницы – развиваться в кризис или нет. В условиях сильной конкуренции очень трудно самому найти и занять свою нишу на рынке. Успешные и давно работающие компании привлекают к себе клиентов своим именем и репутацией. Вложения в раскрутку, рекламу и маркетинг новой компании, как правило, приобретают гигантские размеры, при этом, могут быть напрасными. Приобретая же франшизу, за вложенные средства франчайзи получает не неясные перспективы, а уже работающий актив, обеспечивающий быструю капитализацию.
Франшизная система
в сфере услуг – это
Для проведения рекламных кампаний западные франчайзеры выделяют средства из фонда, в который франчайзи делают отчисления согласно условиям контракта. Эти фонды рассматриваются как трастовые и
отделены от роялти. Таким образом, франчайзеры могут использовать эти фонды только на проведение рекламных мероприятий. Более того, франчайзеры должны периодически отчитываться перед франчайзи об
использовании средств фонда. Статистические данные Международной ассоциации франчайзинга показывают, что подобный фонд имеют около 72% всех франчайзеров. Существуют различные способы определения размера взноса на рекламу, но большинство американских франчайзеров (52%) устанавливают его как процент от валового объема продаж и только 5% используют фиксированную величину отчислений. В табл. приведен список франшизных систем, имеющих фонды, и их процент от общего числа франшизных систем в данной отрасли.
Удельный вес франшизных систем, имеющих рекламные фонды
Сфера деятельности |
Франшизные системы, имеющие рекламные фонды, в процентах к общему числу всех систем данной сферы деятельности |
Недвижимость |
50 |
Спорт и отдых |
48 |
Образование |
47 |
Наем и подбор персонала |
44 |
Печать и копирование |
43 |
Техническое обслуживание |
43 |
Проектирование и строительство |
41 |
Автосервис |
39 |
Бизнес – услуги |
9 |
Туризм |
9 |
Данные IFA Educational Foundation, The Profile of Franchising
Опыт США показывает, что франчайзинг в сфере услуг достаточно эффективен. Насколько возможен и применим франчайзинг в российской сфере услуг? С теоретической точки зрения - абсолютно возможен и применим. Если франчайзер стандартизировал ассортимент и качество услуг, а также бизнес–процессы, обеспечивающие данные ассортимент и качество, то это и явится основой для франчайзинговой системы. Какие факторы говорят «за» франчайзинг услуг? Перечислим некоторые:
1. Услуги практически не могут предоставляться клиенту централизованно, их должны обеспечивать предприятия с различным местоположением. Ведь трудно себе представить, что клиент поедет в другой город, чтобы, например, купить турпутевку или сходить в фитнес – центр.
2. Франчайзинг в сфере услуг связан с эффектом масштаба, то есть централизованно создается и формируется репутация брэнда и стандартизация, а франчайзинг распространяет их на многие территории и приближает к потребителю услуг.
3. Франчайзинг эффективен в тех отраслях, где успех деятельности в значительной степени определяется знанием специфики местного рынка. Услуги как раз и ориентированы на местного потребителя. Франчайзи работают на локальных рынках, и они могут предоставить информацию головной компании о необходимых мерах по адаптации услуги к местным особенностям, причем для компании эта информация обойдется гораздо дешевле, чем если бы она пыталась получить ее централизованным способом.
4. Франчайзинг может существовать только в тех отраслях, в которых возможна достаточно высокая степень стандартизации. Услуги можно стандартизировать и переносить, таким образом, на различные географические рынки.
5. Применение франчайзинга дает наилучшие результаты в тех отраслях, где брэнд является весомым фактором. Франчайзинг услуг – это брэндоориентированный франчайзинг. У услуги нет того, что клиент может пощупать и увидеть в момент покупки, поэтому ему приходится ориентироваться и доверять брэнду, который является гарантией качества услуг.
6. Франчайзинг является высокоэффективным методом ведения бизнеса в трудоемких отраслях. Чем более трудоемкой является отрасль, тем более эффективными, с точки зрения увеличения прибыльности, становятся системы мотивации персонала и тщательный мониторинг затрат. Большая часть предприятий, оказывающих услуги, как раз трудоемкие, то есть в качестве основных ресурсов здесь выступают люди, а не материальные активы.
7. Франчайзинг работает лучше в тех отраслях, которые не являются дорогостоящими и не характеризуются высокой степенью риска. Это относится не ко всем предприятиям в сфере услуг, однако значительная их часть все-таки довольно недорога для инвестора.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что франчайзинг в сфере услуг России будет развиваться. Опыт первопроходцев и флагманов, каковыми во франчайзинге до сих пор являются США, всегда полезен для тех, кто идет следом. Мне кажется, что если мы и не пойдем теми же путями, то, по крайней мере, пройдем довольно близко. В любом случае этот опыт нам пригодится.