Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:24, реферат
Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.
В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, что в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает недоверие как к самому термину, так и к системе в целом.
Появление франчайзинга относится к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», используемой британскими пивоварами. В 1860 г. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика «Singer», специализирующаяся на производстве швейных машинок. Для прорыва на рынке с 1898 г. В своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors», которая насчитывает в настоящее время порядка 11 тыс. членов.
1.Сущность и структура франчайзинга
Слово «франчайзинг»
произошло от французского «franchise»,
что означает «льгота, привилегия, освобождение
от налога, взноса». Впоследствии это
слово закрепилось в
В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, что в ряде случаев вводит в заблуждение отечественных предпринимателей и вызывает недоверие как к самому термину, так и к системе в целом.
Появление франчайзинга относится к началу 1800-х годов, к так называемой системе «связанных домов», используемой британскими пивоварами. В 1860 г. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика «Singer», специализирующаяся на производстве швейных машинок. Для прорыва на рынке с 1898 г. В своей практике стала активно использовать систему франчайзинга компания «General Motors», которая насчитывает в настоящее время порядка 11 тыс. членов.
Разработанная в 1886 г. Формула «Coca-Cola» и ее продажа в 1900 г. Привела к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой «Coca-Cola».
Наибольший успех в
развитии системы удалось достигнуть
в 50-х годах XX века, братьям МакДональдам.
В настоящее время
Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Договор франчайзинга, является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.
По своей сущности
франчайзинг представляет собой
систему взаимоотношений
Франчайзингу свойственны следующие основные черты и особенности:
– франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) - «франчайзера» и «франчайзи»;
– франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав.
– франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность по товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;
– франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращения в пирамидные формы, т.е. расширение и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга - ведение своего бизнеса, суть сетей - продажа частей сети и привлечение как можно больше участников;
– для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;
– за пользование правами
франчайзера и оказываемую
– договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.
Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырех видов:
– франчайзинг товара,
– производственный франчайзинг,
– сервисный франчайзинг,
– франчайзинг бизнес - формата.
Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.
Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Производственный франчайзинг
- это наиболее эффективная организация
производства определенного вида продукции.
Фирма, обладающая секретом производства
сырья и запатентованной
Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:
– разделение труда и специализация производства;
– повышение объема производства и расширение производственной программы;
– обеспечение экономичности
– увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;
– освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.
Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе на товарный знак.
Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляет право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
Знакомая всем франчайзинговая
система «McDonalds» наряду с товарным
знаком, технологией приготовления
бутербродов имеет свои стандарты
внутреннего и внешнего дизайна
помещения, фирменного стиля во всех
элементах организации
Сервисный франчайзинг получил
широкое распространение и
Франчайзинг бизнес - формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес - формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной среде деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес - формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она естественно будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.
Сфера услуг - совокупность отраслей,
предприятий, организаций, непосредственным
образом связанных и
Сфера оказания услуг и организация ее работы привлекает все большее внимания. С конца 70-х годов в США начались исследования ведущих теоретиков и практиков в области изучения специфики товаров и услуг и создания условий для формирования самостоятельного рынка услуг.
Вскоре исследования разделились по отдельным направлениям: изучение качества предоставляемых услуг, построение долгосрочных отношений с клиентами, изучение потребностей заказчика. В результате были выработаны принципы организации управления и продажи потребительских услуг, которые включают вопросы основных требований к рынку услуг, создания спроса на услуги и условий организации такого рынка. При переходе к развитой экономике будущее рынка потребительских услуг является составной частью деятельности компаний любых типов.
Услуга - это действия или исполнение работы. Она неосязаема, несохраняема. Услуга создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). В то время как товар - это осязаемый объект, который может быть создан и использован позднее.
Таким образом, традиционно считалось, что товары и услуги - совершенно разные категории. Сейчас эта граница стала условной. В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
Для того чтобы понимать в чем различие между товарами и услугами необходимо осознать, что эти понятия не являются антиподами, а скорее представляют собой две области одного континуума.
Запрашиваемое продовольствие может считаться наполовину товаром и наполовину услугой. Остальные предметы, вероятно, будут классифицированы как «услуги», хотя при этом могут быть обозначены некоторые физические составляющие.
Например, рестораны предлагают клиенту не только продукты как физическую пищу, но и услуги поваров, которые готовят еду, официантов, которые ее подают, а также столик, за которым ее можно есть и уютное помещение.
Услуга в отличие от товара всегда персонифицирована, т.е. всегда оказывается конкретному человеку. Кроме того, реально услугу можно оценить только после того, как она будет оказана, и для каждого человека ценность одной и той же услуги разная. Вот эти моменты и создают хорошую возможность для получения дополнительного дохода в сфере услуг.
Если сравнить стоимость товаров и услуг в России с аналогичными показателями в США, то можно заметить, что цены на товары и там и там приблизительно совпадают, а вот цены на услуги в США существенно выше российских. Известно, что в экономике сектор услуг плавно вытесняет сектор производства. Если говорить понятным языком, то "народ уже хлебом наелся, теперь он хочет зрелищ". И чем лучше экономика развивается, тем активнее развивается сектор услуг.
Франчайзинг в сфере услуг нужен для того, чтобы предприниматель сразу мог получить готовый брэнд, технологию общения с клиентами и технологию оказания услуг.
Франчайзинг дает отличные результаты в сфере услуг потому, что этот вид деятельности не требует больших инвестиционных вложений. Чтобы начать этот бизнес вам потребуется несколько десятков тысяч, а вовсе не сотен тысяч долларов. Небольшие вложения во франшизу предприятия сферы услуг дают возможность людям открыть свой бизнес.
Отдельной и очень специфичной разновидностью франчайзинга в сфере услуг является франчайзинг в области образования.
Несмотря на то, что франчайзинг сферы услуг в России находится пока на стадии формирования и занимает около 12% рынка, количество компаний, предлагающих сервисные франшизы, растет. Сегодня таких – порядка 100.
Мировой же франчайзинг в сфере услуг занимает весомую долю рынка. В США сервисные франчайзи контролируют 50% рынка, и представлены многими сферами бизнеса: туристический и гостиничный бизнес, салоны красоты, фитнес, обучение и консалтинг, агентства недвижимости, рекламные услуги, клининг, доставка и так далее.
В то же время данный сектор имеет большие перспективы, поскольку создание франчайзинговых сетей в сфере услуг в России сейчас очень актуально. Нарастающая конкуренция, необходимость в эффективной технологии привлечения клиентов и большая устойчивость к экономическим потрясениям стимулируют малый и средний бизнес к покупке франшиз.
Конечно, на этом пути есть и некие сложности. Первая сложность, которая мешает развитию франчайзинга в нашей стране – отсутствие четкого понимания и знания, насколько силен этот механизм. Ведь при покупке франшизы можно не создавать новое, а купить уже действующую успешную бизнес-модель, готовые технологии, марку. Как это работает в сферу услуг, понимают не все.
Вторая сложность – желание предпринимателей быть самостоятельным и работать под своим брендом. Не осознавая всех тонкостей, они расценивают покупку франшизы как переход под чье-то влияние, не понимая, что франчайзинг в первую очередь основан на равноправии, и что дело, построенное по этой модели – это собственный бизнес франчайзи. Однако сегодня есть спрос, и желание инвесторов вкладывать средства во франчайзинговый бизнес, есть понимание, что это прекрасная возможность приобрести собственный, уже успешный, бизнес.