Сущность и содержание понятия «международная торговля»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание понятия.docx

— 63.66 Кб (Скачать)

Существенную роль в улучшении условий международной  торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действующее  с января 1948 года. Оно основано на признании режима наибольшего благоприятствования, и в котором участвует большая  часть стран мира. С января 1995 года ГАТТ преобразовано в ВТО (Всемирная  торговая организация). 

В 1994 году были подписаны  еще два очень важных соглашения, регулирующих торговлю услугами –  Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) – и торговлю результатами интеллектуальной деятельности – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Таким образом, в настоящее время на глобальном уровне существуют соглашения, регулирующие отношения по трем основным направлениям международной торговли. 

Характерной чертой глобализации международной торговли на современном этапе является также  активный процесс унификации правил и норм. Вхождение экспортера любой  страны в систему мирового рынка  в качестве члена специализированных международных организаций, таких  как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН  по торговле и развитию), МВФ и  т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями. Членство в этих организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов  другими странами, при неукоснительном  выполнении самой договоренности о  мерах регулирования торговли и  движения капиталов. Каждая страна осуществляет свою деятельность на мировом рынке  на основе дву– и многосторонних соглашений и договоров. Это должно привести к формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием единого платежного средства или обратимых платежных средств. 

Кроме того, на процесс  глобализации, безусловно, влияют такие  факторы, как политическое сотрудничество, либерализация международной торговли, миграция рабочей силы, международные  финансовые операции. 

2. Возрастание роли  научно–технического прогресса  и электронных технологий. Влияние  научно–технического прогресса  на международную торговлю ведет  к изменению структуры мировой  торговли и изменению способов  ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего, в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования. 

 В настоящее  время изменение структуры мировой  торговли также проявляется в  увеличении доли наукоемкой продукции  и доли электронного и телекоммуникационного  оборудования на мировом рынке.  Товарная структура мирового  экспорта по основным группам  товаров за последнее десятилетие  20–го века представлена в таблице  8. 

Таблица 8. Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров в 1990–2000гг.

Источник: ВТО, Frankfuter Allgemeine Zeitung, БИКИ,1.12.2001 

Как видно из таблицы, доля промышленных товаров в объеме мирового экспорта выросла с 70,5% в 1990 г. до 74,9% в 2000г. В тоже время по сырьевым и топливно–энергетическим товарам имело место снижение удельного веса за этот же период с 14,3% до 13,1%, еще большее падение наблюдалось по товарам агропромышленного комплекса – с 12,2% в 1990г. до 9,0% в 2000г. На рынках промышленных товаров наибольшие среднегодовые темпы роста имели место по офисному и телекоммуникационному оборудованию – 12%, химическим товарам – 7%. 

Объем мирового рынка  наукоемкой продукции сегодня составляет более 2300 млрд. долларов США в год (примерно 15% мировой торговли). Однако распределение наукоемкой продукции  в мире не равномерно: 39% рынка приходится на долю США, 30% – на Японию и 16% на Германию. Удельный вес России в этой сфере  деятельности составляет 0,3%. На долю США  приходится также 1/3 общемировых затрат на НИОКР. Анализ показывает, что все  наукоемкое производство обеспечивается 50 макро технологиями, в итоге  «большая семерка», обладающая 46 макро  технологиями удерживает 80% этого рынка. 

Что касается изменения  способов ведения бизнеса в международной  торговле, то необходимо отметить появление  новой организационной формы  торговли – электронной торговли или электронной коммерции, которая  стала возможной с появлением глобальной сети интернет. 

3. Доминирующая роль  информационного продукта. Глобализация  международной торговли повлекла  за собой естественную потребность  в обмене информацией. Это связано,  в первую очередь, с тем,  что происходит формирование  информационного общества, когда  обладание информацией определяет  способность компании реагировать  на быстрые изменения во внутренней  и особенно внешней среде. Эта  тенденция может быть проиллюстрирована  при рассмотрении структуры экспорта  услуг развитых стран (таблица  9). 

Таблица 9. Структура  и динамика экспорта услуг развитых стран в 1980–2000гг.

 

Как видно из данных таблицы 9, наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит  информационным услугам. 
 
 
 
 
 

Следует отметить, что  рассмотренные основные тенденции  современной международной торговли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению  роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость  свободного и быстрого получения  информации о конъюнктуре мирового рынка. А развитие научно–технического  прогресса, с одной стороны, позволяет  осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами  заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран. 

Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной  торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд  тенденций, таких как:

возрастание роли Азиатско–Тихоокеанского  региона (в 1995 году на их долю приходилось 65% экспорта развивающихся стран, значительное место в экспорте этой группы государств принадлежит так называемым новым индустриальным странам (НИС) и Китаю, который в последнее десятилетие очень бурно обновлял свой промышленный потенциал);

уменьшение доминирующей роли США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в мировом  экспорте товаров и услуг составлял 11,9 и 18,1% , то в 2003 году – 9,7 и 16% соответственно; в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2003 году – 10,0 и 6,3%);

возрастание роли экологических  аспектов продукции мирового товарооборота;

быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС);

рост объемов рынка  услуг, особенно в экспорте индустриальных стран;

увеличение объемов  внутриотраслевой торговли между развитыми  странами и т.д. 

Структура и основные направления международной торговли международной торговли 

Существует несколько  подходов при определении структуры  международной торговли. 

В зависимости от предмета и объекта международная  торговля может быть подразделена на:

торговлю товарами;

торговлю услугами и

торговлю результатами интеллектуальной деятельности. 

Эта классификация  определяет также основные направления  международной торговли. В этом случае выделяются:

торговля товарами в материально–вещественной форме;

торговля результатами интеллектуальной деятельности (научно–техническими  знаниями);

торговля услугами;

международное производственно–техническое  кооперирование и т.д. 

Особенности организации  торговли по основным направлениям международной  торговли подробнее будут рассмотрены  ниже. 

Международная торговля может быть также классифицирована по географическому признаку, который  предполагает анализ потоков товаров  и услуг с точки зрения их распределения  по странам и регионам мира. Различают 2 класса географической структуры  в соответствии с классификацией ЮНКТАД: 

1. По регионам (формальная  классификация, т.к. не учитываются  никакие другие характеристики  товарных потоков, кроме принадлежности  той или иной страны к данному  региону):

Западная Европа;

Северная Америка;

Ближний Восток;

Азия;

Африка;

Латинская Америка. 

2. По группам стран  с учетом реального экономического  положения страны:

развитые страны с рыночной экономикой (США, Япония, ЕС и др.);

развивающиеся страны (Латинская Америка, Азия, Африка);

страны с переходной экономикой (Центральная и Восточная  Европа, Балтийские государства, СНГ). 

Что касается организационных  форм торговли, то в зависимости  от особенностей и специфики организации  можно их классифицировать следующим  образом:

прямая (традиционная) торговля;

встречная торговля;

торговля через  посредническое звено;

биржевая торговля;

аукционная торговля;

торговля посредством  торгов;

электронная торговля. 

Более детально все  организационные формы также  будут рассмотрены ниже.

Информация о работе Сущность и содержание понятия «международная торговля»