Сущность и содержание понятия «международная торговля»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 08:38, реферат

Описание работы

Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.

Работа содержит 1 файл

Сущность и содержание понятия.docx

— 63.66 Кб (Скачать)

Сущность и содержание понятия «международная торговля». 

Международная торговля представляет собой специфическую  сферу, объединяющую внешнеторговые сектора  национальных экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений  всех стран мира, торгующих друг с другом. 

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. 

Внешняя торговля –  коммерческая деятельность, связанная  с куплей–продажей на внешнем  рынке товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности. 

По некоторым оценкам  на долю торговли приходится около 80% всего  объема международных экономических  отношений. Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению американского ученого–экономиста Джеффри Сакса: «Экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость. В основе международной  торговли лежит международная специализация. 

В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле связано со значительными  преимуществами. Оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения. 

Объем международной  торговли определяется путем суммирования объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах FOB. Объемы международной торговли в 20–м веке выросли совершенно беспрецедентно. Если в 1913 году годовой оборот мировой торговли составлял 20 млрд. долларов США, то в 1996 году вырос более чем до 10 трлн. долларов США, в 2001 году – более 12 трлн. долларов США, в 2003 году – более 18 трлн. долларов. 

Международная торговля в системе современных международных  экономических отношений 

Международная торговля является основной формой международных  экономических отношений, опосредствует  многие другие формы этих отношений. В частности, развитие международной  специализации и кооперирования производства, международного научно–технического  сотрудничества находит отражение  в расширении обмена товарами и услугами между странами. 

Согласно исследованиям  ученых–экспертов ВТО в среднем  на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения мировой торговли. В период с 1985 по 1995 годы темпы роста  мировой торговли были в 2 раза больше, чем темпы роста мирового промышленного  производства. Если до 2–й мировой войны ежегодный прирост мирового товарооборота составлял 0,8%, то после – в среднем за год эта цифра составляла более 9%., а темпы прироста в 90–е годы были несколько ниже, порядка 5–6%. По данным секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) темпы роста физического объема мирового экспорта в 1997 году резко возросли до 9,5% после замедления с 9% в 1995 до 5% в 1996гг. (1998 и 1999гг. – рост по 4,5%, 2000г. – 11%, в 2001 году наблюдалось падение темпов роста на – 1,5%). В результате еще больше увеличился разрыв между показателями роста мировой торговли и мирового объема производства. В таблице 1 представлена динамика роста объемов продукции мирового товарного экспорта, производства по основным товарным группам и ВНП в 1990–2001гг. 

Таблица 1. Рост объемов  продукции мирового товарного экспорта по основным товарным группам, 1990–2001 гг., в % 

 

Примечание: Мировое  производство товаров отличается от мирового ВНП тем, что оно не включает услуги и строительство. 

Источник: International Trade Statistics, 2002 (http://www.wto.org) 

Мировое промышленное производство в 2003 году увеличилось  на 2,5%, а мировая торговля – на 4,5%. 

Ученые и аналитики  среди основных причин такого роста  называют следующие:

Научно–техническая  революция, способствующая обновлению основного капитала и созданию новых  отраслей экономики. Благодаря научно–технической революции появилась возможность  производить больше товаров с  меньшими затратами и предлагать их потребителям по более низким ценам;

Возросшие объемы производства привели к существенному росту  спроса на сырьевые ресурсы, хотя доля сырьевых ресурсов в мировой торговле падала на протяжении всего 20–го века. Темпы роста торговли сырьем заметно  отставали от общих темпов роста  мировой торговли из–за создания заменителей сырья, более экономичного его использования и углубления его переработки;

Возникновение и  развитие культуры потребления вследствие роста уровня жизни населения(особенно в индустриальных странах), что привело к увеличению спроса на потребительские товары;

Развитие транспорта: наземного, авто, но, в основном, морского, на долю которого приходится львиная  доля перевозок в международной  торговле (около 60%);

Активная деятельность транснациональных корпораций на мировом  рынке;

Философия свободной  торговли. Многие ученые–экономисты  мира считают, что именно высокие  торговые барьеры, которые существовали до второй мировой войны, являлись основной причиной великой депрессии начала 30–х годов. Если до войны средний уровень таможенных пошлин составлял 60% от стоимости производимого товара, то после войны в 1945 году – 25, в 1995 – 4%. 

Во внешней торговле все государства прибегают к  регулированию торговли различными методами. При этом используются две  концепции: протекционизм и свободная  торговля. Протекционизм – это  политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции посредством тарифных и нетарифных методов. А свободная  торговля – это политика государства, противоположная протекционизму и  направленная на освобождение международной  торговли от всяческих барьеров (либерализация  международной торговли). 

Состояние и современные  тенденции развития международной  торговли 

Большая часть международной  торговли (около 3/4) осуществляется основными  промышленно развитыми странами – США, Япония, страны Европейского Союза. Значительная часть товарооборота  приходится на их взаимную торговлю. 

Важным регионом международной торговли является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали рост взаимного  товарооборота. 

Доля торговли промышленно  развитых стран с развивающимися относительно снизилась. Но по–прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота. 

В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота). 

 В 2003 году наиболее  динамично развивающимися регионами  были Азия и страны с переходной  экономикой. Их экспорт и импорт  выросли в среднем на 10–12% (более  чем в 2 раза по сравнению  с темпами роста мировой торговли). Западная Европа и Латинская  Америка имели самые низкие  темпы роста импорта – менее  2%. 

Среди стран самые  высокие темпы роста экспорта и импорта у Китая – 35 и 40% соответственно. 

В таблице 2 представлены основные показатели мировой торговли в 2001 – 2003 гг. 

Таблица 2. Мировая  торговля товарами и услугами в 2001–2003 гг. 

Источник: ВТО (http://www.wto.org). 

Данные о крупнейших экспортерах и импортерах товаров  и услуг в мировой торговле в 2003 году представлены в приложении А (таблицы 1–4.). 

Среди основных тенденций  в международной торговле на современном  этапе можно выделить следующие: 

1. Глобализация международной  торговли. Эта тенденция проявляется  в формировании глобального экспортно–импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно–импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

 Основными чертами  глобализации международной торговли  являются: 

интеграция;

рост темпов международной  торговли и международного движения капитала;

транснационализация и корпоративность мирового экспорта;

дальнейшая унификация правил и норм международной торговли. 

Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование  экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона  в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры  на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно  координируются другие направления  региональной экономической политики: структурная, денежно–кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая  и т.д. 

Рост темпов международной  торговли и международного движения капитала. Динамика роста темпов международной  торговли и международного движения капитала в 1986–2000 годах представлены в таблице 7. 

Таблица 7. Динамика роста мирового ВНП, мирового экспорта, притока прямых иностранных инвестиций в 1986–2000 гг. 

 

Перепады значений этих показателей связаны с мировыми кризисами в условиях взаимозависимости  стран. В 2001 году наблюдалось снижение темпов прироста ВНП до 1,5% . Темпы  роста экспорта товаров и услуг  в этот период составляли – 4,5% и 0% соответственно. Капитал же проявляет себя как  более мобильный ресурс. Таким  образом, движение капитала является в  настоящее время определяющим фактором в процессе развития внешнеэкономической  деятельности. Однако мировой кризис повлиял и на процесс концентрации и централизации капитала, включая  международные слияния и поглощения. Так, общая сумма объявленных  в мире сделок по слиянию и поглощению в 1 квартале 2001года сократилась на 63% по сравнению с рекордным уровнем  в 1,2 трлн. долларов США за тот же период 2000 года. 

Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом – 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50% мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу–хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом, необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне. 

Экономический потенциал  многих ТНК соизмерим с некоторыми государствами. Так, объем продаж американской ТНК «Дженерал Моторс» превышает суммарный ВНП таких стран, как Швейцария, Австрия и Швеция. 

Однако, необходимо отметить, что в 2001 году ускорилось падение курсов акций ведущих транснациональных корпораций. Наиболее сильное падение испытали курсы акций высокотехнологичных компаний. Основными причинами этого являлись:

перекапитализация (доля компаний высоких технологий в активах нефинансовых компаний, в объеме продаж и числе занятых  не превышала 10%, тогда как в капитализации  фондового рынка она составляла 36%);

неэффективное использование  привлеченных капиталов (американские интернет–компании за период с 1995 по 1999гг. привлекли около 150 млрд. долларов США, однако непосредственно в производство было вложено порядка 20% всей суммы. Остальное было использовано на рекламу, покрытие расходов инвестиционных банков по первичному размещению акций и другие расходы);

спекулятивная активность на рынке акций высоких технологий. 
 

Унификация правил и норм международной торговли.

Рост международной  торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово–политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам. 

Информация о работе Сущность и содержание понятия «международная торговля»