Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:03, контрольная работа
Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. За 2009 – начало 2011 г. в России создано более 900 малых инновационных предприятий при вузах, на которых работают свыше 5 тыс. человек.
Все чаще в последнее время вспоминают «оргзадачу», выдвинутую президентом Д.А. Медведевым: «к 2020 г. до 60% занятых в экономике должно работать на предприятиях малого и среднего бизнеса».
Официальные данные о состоянии малого бизнеса в России за 2010 г. появились лишь в середине апреля. Это связано с особенностями этого субъекта экономики – ежемесячному подсчету не поддается, в отраслевой статистике отдельно не вычисляется, даже уплаченные налоги можно подсчитать лишь у тех, кто работает на особых налоговых режимах.
На 1 января 2011 г. в России зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий. Работало на них 5 562,9 тыс. человек (это 12% занятых в экономике), это меньше, чем в США и развитых странах Европы более чем в 2 раза (50 – 55 % занято в малом бизнесе), в Японии в 4 –5 раз, тамоколо 80 % населения занято в малом бизнесе. Количество МП в расчете на 100 тыс. населения составило 154,8. Каждый из этих показателей – ниже, чем на 1 января 2010 г. Количество зарегистрированных малых предприятий в стране уменьшилось за год на 3,6%. Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса снизилась на 2,9%. Доля занятых на МП в общей численности занятых сократилась на 0,14 процентных пункта. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единицы.
Положительный ежегодный прирост малых предприятий в Польше составляет ежегодно – около 80 тыс. компаний, во Франции – 220 тыс., а средний показатель развитых стран – ежегодное создание от 10% до 20% новых предприятий. Столько же компаний ликвидируется. Это обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.
Материалы доклада Национального института системных исследований свидетельствуют о том, что при 6-процентом снижении инвестиций в основной капитал малых предприятий (МП) за 2010 г. объем оборота МП вырос в стране на 16,4%. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 7%. Малый бизнес «взял» не числом, а умением: общий объем оборота малых предприятий равен 10 247 млрд. рублей.
Судя по регионам РФ ситуация, неоднозначная. Рост оборотов зафиксирован в 58-ми из них. Абсолютные лидеры – Московская область (+55,2%) и Костромская (+51,5%). А Ульяновская область (-11,7%), Республика Дагестан (-25,6%), Мурманская область (-20,8%), Волгоградская (-20,2%), Свердловская (-16,5%), Московская (-14,6%), Самарская (-14,6%) и Курская (-10,5%)оказалась в группе регионов, где объем оборота малых предприятий снизился. Наибольшее сокращение объема оборота на МП случилось в Краснодарском крае (на 27,8%).
Говоря о структуре малого бизнеса в Российской Федерации отметим, чтонаибольшее количество рабочих мест за последние годы создавалосьв оптовой и розничной торговле и сфере услуг – 4,2 млн человек (47%). Промышленность и строительство предоставляют 1,8 млн. и 1,6 млн. рабочих мест соответственно (19 % и 17 %). Показатели занятости на малых предприятиях в иных сферах – здравоохранение – 1,2%, жилищно-коммунальное хозяйств – 2,7%, наука – 1,3%, транспорт и связь – 5%, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах.
По темпам прироста занятых в малых компаниях лидирует информационно-вычислительное обслуживание (около 11,5 % в год), что свидетельствует о формировании положительной тенденции развития малого бизнеса в этом секторе экономики. Оборот малого бизнеса по итогам 2010 г. - более 10 триллионов рублей [3].
Отраслевое
распределение занятости
Торговля является наиболее распространенным видом деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 72 % оборота малых компаний.Промышленность и строительство – на втором месте (9,8 % и 7 %).
Вместе с тем, в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия. Они производят 50-60 % металлопластиковых окон и дверей, виноградного вина, почти 70 % рыбы охлажденной. Свыше 97 % строительных организаций – это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится около 60 % валовой продукции сельского хозяйства.
За последний год произошел сдвиг от традиционной торговли в сферу услуг – это несомненный факт. Многие сегодня рискуют брать гранты на развитие собственного производства – от изготовления дверей и окон до выпуска тротуарной плитки и мясных полуфабрикатов. Немало и тех, кто увидел выгоду в занятии фермерством. Достаточно много «новоиспеченных» предпринимателей заняты грузоперевозками и юридическими услугами, пошивом спецодежды и обучением иностранному языку, шиномонтажом и широкоформатной печатью [2].
Создание условий для изменения структуры малого бизнеса – несомненная задача Правительства России. Но она не может решаться директивно. Правительство должно создавать условия для прихода малых предприятий в такие сектора как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение, наука, прежде всего через реформы государственного сектора этих отраслей. Яркий пример – жилищно-коммунальное хозяйство, где малые предприятия демонстрируют высокий уровень рентабельности в 4,2 %, при отрицательной рентабельности (-9%) крупных предприятий.
Предпринимательский потенциал российских граждан пока еще используется далеко не полностью – только один из трех жителей страны, желающих открыть собственное дело, действительно начинает его.Темп реализации предпринимательского потенциала зависит от трех факторов:
- качества институциональной среды;
- социальных связей;
- личных характеристик [3].
В
этой триаде ключевой фактор, на который
влияет государство –
-
отсутствием современных
-
значительными
- затрудненным доступом к финансовым ресурсам и недвижимому имуществу;
-
несовершенным налоговым
-
затрудненным доступом к
-
недостаточной общественной
Правительство Российской Федерациипланирует добиться в ближайшие годы ежегодного прироста количества малых предприятий в 5-10%, или 50-70 тыс. юридических лиц. Кроме того, планируется обеспечить прирост числа занятых в малом бизнесе на 5-7%, или 400 тыс. человек ежегодно.
Оживление в поддержке малого бизнеса, случившееся в кризисный 2009-й, очень напоминает то, что в истории современной России уже было: курсы для безработных, готовых переквалифицироваться в бизнесменов; бюджетные деньги на начало собственного дела; целая сеть фондов, комитетов и центров, созданных за счет государства – для того, чтобы обучать, консультировать и поддерживать.
Принципиальное
отличие современной волны
Делать бизнес в России становится все сложнее. К такому выводу приходят большинство предпринимателей, занятых этим увлекательным и прибыльным делом не один год. Подтверждение тому – мартовское исследование Российской экономической школы. Как сообщает РЭШ, эксперты опросили руководителей 1 тыс. российских предприятий: крупных (более 100 сотрудников), средних (от 20 до 99) и малых (от 5 до 19). Больше всего предпринимателей волнуют высокие налоги, коррупция и дефицит кадров. Далее в рейтинге проблем следуют сложности с получением земли и подключением к электросетям, нехватка телекоммуникаций и транспортные проблемы. 45% респондентов по-прежнему говорят о дефиците финансов, 47% беспокоит преступность, и половину участников опроса – 50% – очень тревожит политическая нестабильность.
Несомненно бизнес – дело рискованное и малопрогнозируемое. Сколь замечателен ни был бы бизнес-план, который начинающему предпринимателю помогли составить в Центре поддержки или частные консультанты, реалии часто оказываются совсем не такими, как рисовалось «по правилам».
Говоря о зарубежном опыте развития малого бизнеса, отметим, чтоМП играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии всё большее значение приобрел малый бизнес (представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная ихмасса –предприятия с числом работающих не более 20 чел. МП обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [6, с. 128]
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере НТП.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы находят специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые
предприятия по сравнению с крупными
в отдельных странах занимают доминирующее
положение, как по числу, так и по удельному
весу в производстве товаров, выполнении
работ, оказании услуг. Данные по вкладу
малых и средних предприятий (МСП) в экономику
передовых промышленно развитых стран
приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 –Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страна | Кол-во
МСП
(тыс.) |
Кол-во
МСП
на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) | Доля МСП в общей численности занятых (%) |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-12 |
Информация о работе Сущность и классификация систем сертификации