Сущность и формы Монополистических объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок.

Содержание

Введение....................................................................................................3
I. Сущность и формы монополистических объединений..............................................................................................4
1.1.Сущность монополии..........................................................................4
1.2.Формы монополии..............................................................................8
1.3. Противоречия, порожденные монополизацией рынков..................................................................................................... 15
Заключение..............................................................................................17
Список использованной литературы...............................................................................................18

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

1.3. Противоречия, порожденные монополизацией рынков 

       Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.

       Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.

       Суммируя все выше сказанное, можно сказать, что распространение монополий снижает эффективность по двум следующим причинам: 

- объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками; 

- являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. 

       Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.

       С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

       Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды, как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.

       Только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и осуществления научных разработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х заставил корпорации скорректировать свою политику в области НИОКР и в короткие сроки перейти к использованию новых топливо сберегающих технологий. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в технике осуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которых впоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленные патентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя, стимулирующая прогресс.

       Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.

       Монополия и конкуренция находятся в диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических возможностей, используя при это обширную статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

       Послевоенное развитие мировой экономики характеризуется выходом процессов концентрации и централизации капитала и производства за рамки национальных границ отдельных государств, подъемом их на интернациональный уровень. Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. В то же время необходимо сказать, что образование монополий не только следствие процессов концентрации и централизации. Это, безусловно, необходимая предпосылка, но в целом монополии - это результат научно-технического процесса.

       В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень; одновременно с этим это противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет политика государства, являющаяся основным регулятором монополистических противоречий в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

1.     Агапова И. И. История экономической  мысли: Курс лекций. М.: Ассоциация  авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1998. 

2.     Вильсон Дж., Цапелик В. «Естественные  монополии России» //Вопросы экономики. – 1995. - № 11. 

3.     Дворцин М. Д. Создание современной  технологичной структуры крупной  промышленности - непременное условие  возрождения российской экономики,  Общество и Экономика. № 1-2. - 1992. 

4.     Ершов В. «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета. – 1. 02. 1994. 

5.     Лившиц А. Я. Никулина И. Н.  Введение в рыночную экономику.  М. - 1994. 

6.     Маршалл А. Принципы экономической науки: В Зт. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 

7.     Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист. – 1995. - № 6. 

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика». - М.: издательство «Дело», 1993. 

9. Экономика. Булатов А. С. - 1995. 

Информация о работе Сущность и формы Монополистических объединений