Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:17, реферат
Для политэкономов это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического получения более высокой прибыли в стране, где помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в так называемой политэкономии развивающихся стран). При этом подходе рынок -- уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровнях.
Такова общая картина
дифференциации в сфере международных
прямых инвестиций, привлеченных из-за
рубежа или помещенных за рубежом. А
ведь за такой картиной скрывается
и глубочайшее неравенство в
том международном разделении труда,
который устанавливается с
В более общем плане в настоящее время есть основания говорить 0 кризисе трехполюсной глобальной структуры прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония. На «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций -- существенно больше их удельного веса во внешне торговле. США стали самым крупным импортером капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции мире по размерам «внешней экономики». Внутри самой «триад: идет интенсивное переплетение капитала, взаимная торговля расти быстрее, чем мировая торговля в целом. Здесь формируется новый еще более высокий этаж со своим международным разделение: труда и своими механизмами регулирования на национальном, ре тональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
Несмотря на известное
положение теории о том, что процесс
зарубежного инвестирования ведет
к замещению торговли, на практике
инвестиционная деятельность связана
с созданием новых торговых возможностей
и ростом спроса, и эта тенденция
превалирует. Торговля ведет к росту
инвестиций, что в свою очередь
стимулирует торговлю. Вопрос в том,
как управлять этим процессом, тем
более что неизбежны
Основные участники
Следует напомнить, что страны предостерегаются от соблазна делать ставку на «сманивание» капитала разного рода разовыми льготами вместо предоставления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного режима и реальных гарантий. В данном на правлении выдержаны существующие международные соглашения, а также те, по которым ведется работа в настоящее время, в частности в ОЭСР и ВТО.
Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств:
наблюдается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима, обычно более 4/5 изменений ведут к облегчению инвестиционного режима;
резко возросло число двусторонних соглашений (на конец 2003 г. гарантийных соглашений заключено 2256, по исключению двойного налогообложения -- 2316), причем совершенствуется система решения споров;
повысилась роль региональных
соглашений, предусматривающих конкретные
вопросы (в том числе режим, гарантии,
урегулирование инвестиционных споров,
борьба с незаконными платежами
и другими формами коррупции,
предотвращение ограничительной деловой
практики, установление порядка раскрытия
информации, контроль в отношении
использования фирмами
определился единый многосторонний подход, особенно в отношении услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений, и в этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМС, ВТО, которые осуществляют меры многостороннего воздействия в данной сфере.
Обозначим круг вопросов, на
которые иностранный инвестор желал
бы получить четкий и определенный
ответ в соответствующих
Это статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.).
Формирование перечня таких вопросов исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно также четка представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.
Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все планируют активные зарубежные операции.
Мировой инвестиционный обзор
за 2005 г. привел следующие оценки экспертов
и ТНК относительно привлекательности
соответствующих стран для
Оценка экспертов |
Оценка ТНК |
|
Китай |
Китай |
|
США |
Индия |
|
Индия |
США |
|
Бразилия |
Россия |
|
Россия |
Бразилия |
|
Великобритания |
Мексика |
|
Германия |
Германия |
|
Польша |
Великобритания |
|
Сингапур |
Таиланд |
|
Украина |
Канада |
|
Приведенные выше прогнозные
оценки в отношении привлекательности
соответствующих стран для
Место России, других стран СНГ в сфере международных инвестиций
Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран, в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (табл. 12.4).
Как отмечалось в § 12.3, группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ является новым образованием в инвестиционной статистике (ОНКТАД. В эту группу входят также Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. При всей ограниченности цифрового ряда преимущественные показатели у стран СНГ очевидны [14].
Таблица 4
Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000-2004 гг., млн долл.
Страны |
Помещено из-за границы |
Вложено за рубежом |
|||
2000 |
2005 |
2000 |
2005 |
||
Группа в целом Страны ЮВЕ Страны СНГ Россия |
69 947 15 000 54 947 32 204 |
255 713 56 562 199 151 132 491 |
22 103 1 220 20 883 20 141 |
126 345 2 625 123 719 120 417 |
|
Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспертами ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах финансовых потоков. Следует, однако, иметь в виду, что за время после публикации (WIR-2006) произошли некоторые изменения (так, в группе стран ЮВЕ учитывались также Болгария и Румыния, которые в 2007 г. уже стали членами ЕС и соответственно впредь будут учитываться в другой категории стран, что не может не сказаться на итоговых результатах, особенно на сопоставимости показателей левой и правой колонок данной таблицы).
О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей практике было рассказано в главе 8. В основе такой Деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, соглашения 0 разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др.
Россия имеет ряд
В развитии и углублении
участия в международных
движимое и недвижимое имущество;
акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций;
право требования по денежным средствам, вложенным
создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, технология, информация, имеющая коммерческую ценность, и ноу-хау);
права на осуществление
Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инвестиций также полностью соответствуют общепринятым норма Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты м рам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
После выполнения всех налоговых обязательств инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:
доходов;
средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов;
средств, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений;
разного рода компенсаций;
заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями.
Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвестором другой (ст. 7) содержит перечень всех способов цивилизованного разрешения возможного конфликта:
переговоры;
компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения;
арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г.
В Концепции национальной
безопасности Российской Федерации
отмечается, что, придавая большое значение
важности иностранных инвестиций, нельзя
игнорировать приоритетное значение развития
собственной инвестиционной базы, рационального
использования российских ресурсов
в интересах отечественной
В Концепции внешней политики Российской Федерации в числе приоритетов обозначена следующая задача: «Содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую очередь " Реальный сектор и в приоритетные сферы российской экономики. Там же говорится и о такой задаче, как «добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны».
Информация о работе Сущность и формы международного движения капитала