Сущность и формы международного движения капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

Для политэкономов это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического получения более высокой прибыли в стране, где помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в так называемой политэкономии развивающихся стран). При этом подходе рынок -- уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровнях.

Работа содержит 1 файл

сущность и формы международного движения капитала.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

Такова общая картина  дифференциации в сфере международных  прямых инвестиций, привлеченных из-за рубежа или помещенных за рубежом. А  ведь за такой картиной скрывается и глубочайшее неравенство в  том международном разделении труда, который устанавливается с вступлением  мирового хозяйства в стадию глобализации.

В более общем плане  в настоящее время есть основания  говорить 0 кризисе трехполюсной глобальной структуры прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония. На «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций -- существенно больше их удельного веса во внешне торговле. США стали самым крупным импортером капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции мире по размерам «внешней экономики». Внутри самой «триад: идет интенсивное переплетение капитала, взаимная торговля расти быстрее, чем мировая торговля в целом. Здесь формируется новый еще более высокий этаж со своим международным разделение: труда и своими механизмами регулирования на национальном, ре тональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.

Благодаря достижениям в  области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.

Несмотря на известное  положение теории о том, что процесс  зарубежного инвестирования ведет  к замещению торговли, на практике инвестиционная деятельность связана  с созданием новых торговых возможностей и ростом спроса, и эта тенденция  превалирует. Торговля ведет к росту  инвестиций, что в свою очередь  стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем  более что неизбежны структурные  перемены, особенно на основе международных  производственно-сбытовых сетей.

Основные участники международного движения капитала относятся не к  числу стран, наиболее различающихся  только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процессы. Эти причины могут быть перечислены  в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка  правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие  притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и  практическому применению на всех уровнях  сопоставимых инвестиционных режимов.

Следует напомнить, что страны предостерегаются от соблазна делать ставку на «сманивание» капитала разного  рода разовыми льготами вместо предоставления стабильного и взаимовыгодного  инвестиционного режима и реальных гарантий. В данном на правлении выдержаны существующие международные соглашения, а также те, по которым ведется работа в настоящее время, в частности в ОЭСР и ВТО.

Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего  механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных  инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств:

наблюдается рост изменений  в законодательстве, ведущих к  либерализации инвестиционного  режима, обычно более 4/5 изменений ведут  к облегчению инвестиционного режима;

резко возросло число двусторонних соглашений (на конец 2003 г. гарантийных соглашений заключено 2256, по исключению двойного налогообложения -- 2316), причем совершенствуется система решения споров;

повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в том числе режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами  и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой  практики, установление порядка раскрытия  информации, контроль в отношении  использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, включая край не болезненную  проблему занятости, гарантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях);

определился единый многосторонний подход, особенно в отношении услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем  занятости и трудовых отношений, и в этой связи можно вновь  отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМС, ВТО, которые  осуществляют меры многостороннего  воздействия в данной сфере.

Обозначим круг вопросов, на которые иностранный инвестор желал  бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных  актах, постановлениях исполнительной власти, а также в нормах административной и деловой практики.

Это статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную  деятельность в данной стране (включая  режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.).

Формирование перечня  таких вопросов исключает возможность  умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно  также четка представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.

Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все  планируют активные зарубежные операции.

Мировой инвестиционный обзор  за 2005 г. привел следующие оценки экспертов  и ТНК относительно привлекательности  соответствующих стран для размещения там прямых инвестиций в 2005--2006 гг.:

 

Оценка экспертов

Оценка ТНК

 

Китай

Китай

 

США

Индия

 

Индия

США

 

Бразилия

Россия

 

Россия

Бразилия

 

Великобритания

Мексика

 

Германия

Германия

 

Польша

Великобритания

 

Сингапур

Таиланд

 

Украина

Канада

 
     

Приведенные выше прогнозные оценки в отношении привлекательности  соответствующих стран для размещения там прямых иностранных инвестиций (как видно из данных табл. 12.3) в  основном оправдываются, хотя некоторые  из поименованных стран еще не подтвердили прогнозы полностью; впрочем, ежегодный приток зарубежных прямых инвестиций достиг и в этих государствах существенных размеров, причем имеет  тенденцию к росту.

Место России, других стран СНГ в сфере международных инвестиций

Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран, в последнее  время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (табл. 12.4).

Как отмечалось в § 12.3, группа стран Юго-Восточной Европы и  СНГ является новым образованием в инвестиционной статистике (ОНКТАД. В эту группу входят также Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. При всей ограниченности цифрового ряда преимущественные показатели у стран СНГ очевидны [14].

Таблица 4

Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000-2004 гг., млн долл.

 

Страны

Помещено из-за границы

Вложено за рубежом

 
 

2000

2005

2000

2005

 

Группа в целом

Страны ЮВЕ

Страны СНГ

Россия

69 947

15 000

54 947

32 204

255 713

56 562

199 151

132 491

22 103

1 220

20 883

20 141

126 345

2 625

123 719

120 417

 
           

Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспертами ЮНКТАД на основании официальных  данных о размерах финансовых потоков. Следует, однако, иметь в виду, что за время после публикации (WIR-2006) произошли некоторые изменения (так, в группе стран ЮВЕ учитывались также Болгария и Румыния, которые в 2007 г. уже стали членами ЕС и соответственно впредь будут учитываться в другой категории стран, что не может не сказаться на итоговых результатах, особенно на сопоставимости показателей левой и правой колонок данной таблицы).

О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей практике было рассказано в главе 8. В основе такой Деятельности лежат  законы об иностранных инвестициях, соглашения разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др.

Россия имеет ряд международных  соглашений, в том числе двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ.

В развитии и углублении участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема  своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Согласно тексту такого типового соглашения между правительствами  Российской Федерации и правительством соответствующей зарубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложения считаются  все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами  одной стороны на территории другой стороны соответствии с законодательством  последней, и в частности:

движимое и недвижимое имущество;

акции, вклады и другие формы  участия в капитале коммерческих организаций;

право требования по денежным средствам, вложенным

создания экономических  ценностей, или по договорам, имеющим  экономическую ценность и связанным  с капиталовложениями;

исключительные права  на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки и  знаки обслуживания, технология, информация, имеющая коммерческую ценность, и  ноу-хау);

права на осуществление предпринимательской  деятельности,1 предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей эксплуатацией  природных ресурсов.

Статьи о принципах  и механизмах защиты иностранных  инвестиций также полностью соответствуют  общепринятым норма Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты  м рам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации  или национализации, за исключением  случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при  соблюдении порядка, установленного в  соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера  и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

После выполнения всех налоговых  обязательств инвестору гарантируется  беспрепятственный перевод за границу  всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:

доходов;

средств, выплачиваемых в  погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов;

средств, полученных в связи  с частичной или полной ликвидацией  либо продажей капиталовложений;

разного рода компенсаций;

заработной платы и  других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым  разрешено работать в связи с  капиталовложениями.

Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвестором другой (ст. 7) содержит перечень всех способов цивилизованного разрешения возможного конфликта:

переговоры;

компетентный суд или  арбитраж на территории стороны, на которой  осуществлены капиталовложения;

арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской  конвенции от 18 марта 1965 г.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации  отмечается, что, придавая большое значение важности иностранных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального  использования российских ресурсов в интересах отечественной экономики, реального сектора. В этой связи  в упомянутом документе подчеркивается: «Необходимо усиление роли государства  в регулировании деятельности иностранных  банковских, страховых и инвестиционных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснованные ограничения  на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Известно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересованных в  обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономики. Как свидетельствует  опыт США, Китая, Японии, Германии и  Других стран, привлечение внешних  ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности.

В Концепции внешней политики Российской Федерации в числе  приоритетов обозначена следующая  задача: «Содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения  России в систему мирохозяйственных  связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней  политики страны содействие привлечению  иностранных инвестиций в первую очередь " Реальный сектор и в  приоритетные сферы российской экономики. Там же говорится и о такой  задаче, как «добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику  с учетом необходимости обеспечения  экономической безопасности страны».

Информация о работе Сущность и формы международного движения капитала