Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:17, реферат
Для политэкономов это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического получения более высокой прибыли в стране, где помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в так называемой политэкономии развивающихся стран). При этом подходе рынок -- уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровнях.
Таблица 1
Ранжирование стран по индексу применения прямых иностранных инвестиций в 2005 г.
1. |
Азербайджан |
45. |
КНР |
86. |
Венесуэла |
1 14. |
США |
|
2. |
Бельгия и Люксембург |
56. |
Малайзия |
88. |
Россия |
118. |
Германия |
|
3. |
Бруней |
62. |
Бразилия |
89. |
Австрия |
124. |
Руанда |
|
4. |
Ангола |
68. |
Нидерланды |
91. |
Гана |
125. |
Тайвань (Китай) |
|
7. |
Гонконг (Китай) |
75. |
Польша |
93. |
Швеция |
126. |
ЮАР |
|
8. |
Сингапур |
77. |
Кыргизстан |
94. |
Канада |
134. |
Япония |
|
11 |
Казахстан |
78. |
Великобритания |
98. |
Италия |
135 |
Непал |
|
27 |
Бахрейн |
79. |
Мексика |
99. |
Беларусь |
136 |
Индонезия |
|
28 |
Чехия |
80. |
Франция |
103 |
Норвегия |
137 |
Камерун |
|
33 |
Хорватия |
82. |
Аргентина |
105. |
Узбекистан |
138 |
Кувейт |
|
40 |
Австралия |
83. |
Израиль |
108 |
Египет |
139 |
Дания |
|
140 |
Суринам |
|||||||
Может показаться странным
и даже нереальным порядок стран,
устанавливаемый согласно расчетам
по индексу применения инвестиций.
Но не нужно забывать, что указанный
индекс не существует сам по себе, а
в комплексе с другими
Эти показатели дополняются
индексом развития человеческого потенциала,
который позволяет
В дополнение идет еще один расчетный показатель: индекс потенциала привлеченных прямых инвестиций как функция восьми переменных (темп роста ВВП, размеры ВВП в расчете на душу населения, количество используемой в коммерческих целях электроэнергии в расчете на душу населения, доля экспорта в ВВП, количество телефонных линий в расчете на ] тыс. населения, доля расходов на НИОКР в ВВП, доля студентов для работы в сфере услуг в общей численности населения, уровень странового риска).
Новейшими в ряду измерителей международной инвестиционной деятельности могут быть названы предложенные ЮНКТАД в 2005 показатели, относящиеся к характеристике инновационных возможностей и практике стран и ТНК [14]. Речь идет об индексе инновационной способности (английский эквивалент -- UNCTAD Innovation Capability Index, или UNICI), рассчитанный для 117 стран ndf состоянию на 1995 и 2001 гг. В этом индексе пытаются отразить существенных параметра:
масштабы инновационной деятельности;
наличие соответствующих возможностей и умений (соответственно рассчитывают два показателя -- индекс технологической активности, а также индекс человеческого капитала, однако они пока строятся с рядом экономических допусков, а также субъективных политических предпочтений, поэтому вполне уместна рекомендация ЮНКТАД обращаться к последней группе названных индексов с определенной осторожностью).
Таким образом, инвестиционные показатели, связанные с прямыми иностранными инвестициями, сводятся в одну расчетную и соответственно управляемую систему и могут служить средством при оценке как современного, так и потенциального положения страны, ее хозяйства в мировой экономике. Их цель -- ориентировать на поиск резервов роста как за счет внутренних возможностей, так и путем интенсификации усилий на внешнем рынке.
Есть основания сомневаться, что использование упомянутой шкалы коэффициентов может считаться досадным, хотя и позволит создать политическую и идеологическую базу для платформы «нового мирового инвестиционного порядка» и снизить уровень критического настроя по отношению к «богатым странам».
Масштабы международных прямых инвестиций, их распределение в современном мировом хозяйстве
Структурно этот вопрос выглядит так:
1) абсолютные и сопоставимые
размеры участия отдельных
2) динамика ежегодных изменений;
3) причины изменений и тенденции.
По первому пункту следует указать, что практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК), странами базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвестора) и принимающими странами (так, международные инвесторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в табл. 2 место каждой группы стран и мира в целом характеризуется на основе данных «Мирового инвестиционного доклада» за 2006 г. двумя показателями: как импортера и как экспортера. В табл. 3 показано движение прямых инвестиций по отдельным странам и регионам к 2006 г..
Таблица 2
Географическое
распределение общей суммы
Наименование |
Привлечено |
Вложено |
|
из-за рубежа |
за рубежом |
||
Весь мир |
10 130 |
10 672 |
|
Промышленно развитые страны |
7 117 |
9 272 |
|
Европа |
4 731 |
6 244 |
|
Страны ЕС |
4 499 |
5 475 |
|
Северная Америка |
1 983 |
2451 |
|
Другие развитые страны |
434 |
159 |
|
Развивающиеся страны |
2 757 |
1 274 |
|
Африка |
264 |
54 |
|
Латинская Америка и Карибские страны |
937 |
345 |
|
Азия и Океания |
1555 |
874 |
|
Юго-Восточная Европа и СНГ |
256 |
126 |
|
1 Промышленно развитые страны: члены ОЭСР (кроме Мексики, Республики Корея, Турции), новые члены ЕС, не являющиеся членами ОЭСР (Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Словения), а также Израиль, Андорра, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.
На первый взгляд географическое распределение инвестиций строго следует первичному порядку, оставшемуся от прежних времен.
Однако при этом потребуется учитывать ряд обстоятельств. Одно из них находится в русле перемен, происходящих в мире под воздействием экономического прогресса. В 2004 г. существенно вырос приток прямых инвестиций в развивающиеся страны. Это обстоятельство объясняется рядом факторов. Обострение конкуренции во многих отраслях заставляет компании искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Быстрорастущие страны с формирующимися рынками открывают перспективы для наращивания объема продаж, а также для рационализации производства, тем чтобы использовать эффект экономики масштаба и снижать издержки производства. Высокие цены на многие сырьевые товары послужили дополнительным стимулом для размещения прямых иностранных инвестиций в тех странах, которые богаты таким природными ресурсами, как нефть и некоторые полезные ископаемые. При этом продолжается рост внимания к научно-техническим знаниям и прогрессивным технологиям, что не только стимулирует рост прямых иностранных инвестиций в соответствующих страна (включая развивающиеся), но и создает благоприятные условия их роста не будущее.
Помимо указанного объективного обстоятельства имеются две причины, впервые отмеченные в мировом инвестиционном обзоре за 2005 г.
1. Статистический отдел
ООН внес изменения в
в группу ЕС включены 10 новых членов объединения, принятых туда 1 мая 2004 г., а это все хозяйственно динамичные страны;
образована группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ путем упомянутого выше перевода восьми стран в группу ЕС из прежней группы Центральной и Восточной Европы и включения в новую группу ЮВЕ и СНГ бывших советских республик Средней Азии с исключением их соответственно из группы развивающихся стран. Естественно, эти перемены носят отнюдь не технический характер.
2. ЮНКТАД обратил внимание
на разночтения в оценках
Поэтому неудивительно, если
рассмотреть распределение
Таблица 3
Крупнейшие принимающие (2-я колонка) и экспортирующие (3-я колонка) прямые иностранные инвестиции страны в 2005 г.
(WIR-05, > 100 млрд долл.)
Страна |
Ввезенные ПИИ, |
Вывезенные ПИИ, |
|
млрд. долл. |
млрд долл. |
||
США |
1626 |
2051 |
|
Великобритания |
817 |
1238 |
|
Франция |
601 |
853 |
|
Гонконг (адм район КНР) |
533 |
470 |
|
Германия |
503 |
967 |
|
Кипр |
492 |
386 |
|
Нидерланды |
463 |
641 |
|
Испания |
,368 |
381 |
|
Канада |
357 |
399 |
|
КНР |
ЗТ8 |
46 |
|
Италия |
220 |
293 |
|
Ирландия |
211 |
118 |
|
Австралия |
210 |
159 |
|
Мексика |
,209 |
28 |
|
Бразилия |
201 |
72 |
|
Сингапур |
187 |
111 |
|
Швеция |
172 |
203 |
|
Швейцария |
172 |
395 |
|
Российская Федерация |
132 |
120 |
|
Бермудские о-ва |
102 |
6 |
|
Япония |
101 |
387 |
|
Дания |
102 |
118 |
|
Польша |
93 |
5 |
|
Информация о работе Сущность и формы международного движения капитала