Сущность и формы кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства поступают на рынок ссудных капиталов, аккумулируются в кредитно-финансовых учреждениях, а затем пускаются в дело, размещаются в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Работа содержит 1 файл

сущность и формы кредита.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
 

     Существует  различие между инструментами прямого (а) и косвенного (b, c, d) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

     Конечные  цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов. 
 

III. 4. Инструменты косвенного регулирования 

         III. 4.1. Обязательные резервы 

     Обязательные  резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов2 в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине, в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также межбанковских расчетов. 
 
 
 

         III. 4.2. Избыточные резервы 

     Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они смогли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

     Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

     Таким образом, уменьшая норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Так, например «в 2004 году резервы кредитных организаций России составили на 1 октября около 536 млрд. рублей и с начала года выросли на 30,3%, а в сентябре – уменьшились на 0,3%. Максимальным в 2004 году стал размер резервов банков на 1 марта (845,9 млрд. рублей), минимальным – на 1 июля (535,77 млрд. рублей). Иностранные активы кредитных организаций составляли более 819,189 млрд. рублей, требования к органам государственного управления – 765,033 млрд. рублей»3.  

          III. 4.3. Изменение учетной ставки 

          (ставки  рефинансирования) 

     Другим  инструментом кредитно-денежного регулирования  является изменение учетной ставки / или ставки рефинансирования/, по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка превышается, то объем заимствований из Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих финансовые затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми с точки зрения Центрального Банка.

     Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой ими политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. «Главным финансовым событием конца весны – начала лета 2004 года стал кризис рынка межбанковских кредитов (МБК). Доверие банкиров друг к другу полностью не восстановилось до сих пор. И, по мнению участников рынка, восстановление объемов рынка МБК до прежнего уровня состоится не ранее чем через полгода, причем уже с меньшим количеством банков».4 Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро. В России контроль за величиной денежного предложения осуществляется в основном за счет интервенций Центрального Банка на валютном рынке и рынке государственных долговых обязательств, а также за счет выпуска или изъятия из обращения наличных денег. Такие инструменты кредитно-денежной политики, как ставка рефинансирования и норма резервирования, в России развиты слабо. Таким образом, основной задачей Банка России является на данный момент создание действующей кредитно-денежной системы в стране. «За последние десять лет ставка рефинансирования в России неоднократно менялась, отражая происходящие изменения на денежном рынке. На сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 18%, что является серьезным достижением Центрального Банка РФ».5 (Приложение 1). 

     Изменение величины процентной ставки является одним из инструментов кредитно-денежной политики государства наряду с операциями на открытом рынке (покупка/ продажа  государственных ценных бумаг) и  изменением величины нормы обязательного  резервирования коммерческих банков в Центральном Банке. Операции на открытом рынке являются наиболее доступным и важным механизмом денежного контроля. Резервные меры (изменение процентной ставки и нормы резервирования), как правило, применяются в качестве вспомогательного инструмента. Это связано как со сложностью их реализации, и с тем, что эффект от подобных мер проявляется лишь спустя 3-6 месяцев после их непосредственной реализации, в то время как применение операций на открытом рынке сказывается на величине денежного предложения, а следовательно на покупательской активности потребителей и инвестиционной активности корпораций, практически без промедления. Однако эффективность – глубина влияния – от изменения процентной ставки и нормы резервирования значительно больше, чем от операций на открытом рынке. 

         III. 4.4. Операции на открытом рынке 

      Операции  на открытом рынке – третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. (Обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

      Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает  сумму на резервном счете этого  банка (иногда на специальном счете  коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы.6 Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. (Например) «С 21 декабря 2001 года ММВБ началось проведение операций продажи государственных ценных бумаг из портфеля Банка России с обязательством обратного выкупа (т.н. биржевое модифицированное РЕПО). В этот день Банк России проведет аукционы по продаже облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном доходов двух выпусков объемом около 4,819 млрд. рублей каждый. Операции биржевого модифицированного репо являются новым инструментом денежно-кредитной политики Банка России. Планируемые сроки размещения государственных ценных бумаг в данных операциях – от нескольких недель до 6-ти месяцев. Облигации из портфеля Банка России могут свободно обращаться на вторичном рынке. Таким образом, операции БМР предоставляют дилерам рынка ГЦБ и их клиентам дополнительные возможности для повышения эффективности управления своими рублевыми активами и создают благоприятные предпосылки для роста ликвидности рынка государственных ценных бумаг в целом».7

      Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО).

      В этом случае банк, например, продает  ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм. (Например) «В первом полугодии 2004 года одним из важнейших факторов развития рынка долговых инструментов – как государственных, так и корпоративных и региональных облигаций – стало резкое ухудшение ситуации с банковской ликвидностью и прекращение роста предложения денег в экономике. Денежная база [в широком определении] за этот период практически не изменилась, увеличившись всего на 0,3%, до 1920,1 млрд. рублей, тогда как в 2003 году ее рост составил 58%. А в июле 2004 года впервые за полтора года сократился объем денежной массы – на 53 млрд. рублей.

      В 2004 году наблюдается тенденция к  постепенному смещению активности участников торгов с первичного и вторичного секторов рынка госбумаг в секторы  денежного рынка: операции РЕПО с  госбумагами  и депозитными операциями. Так, доля операций прямого РЕПО с Банком России в совокупном обороте торгов составила почти 50%, а общий объем операций прямого РЕПО оценивался примерно в $12,4 млрд., что в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

      Первичное размещение бумаг происходит далеко не столь успешно, как в первой половине прошлого года, а объемы размещений значительно уступали запланированным. Ухудшение ситуации с рублевой ликвидностью в значительной степени ограничило спрос и предложение на аукционах Минфина. Если в январе-апреле 2004 года было размещено бумаг на $4 млрд., то в мае-июле 2004 года объем размещения составил всего $0,4 млрд. В этот период на рынке предложение госбумаг со стороны Минфина лишь компенсировало их выбытие в результате погашения.

      На  вторичном рынке в последние  три месяца среднемесячный оборот сократился в 2,5 раза по сравнению с началом  года. При этом появился интерес  к новым для рынка бумагам  – еврооблигациям РФ и облигациям государственного внутреннего займа (ОГВЗ) с расчетами в рублях, которые иногда лидируют по дневному объему сделок. Новый импульс в этот период получило и развитие депозитных операций Банка России через торговую систему ММВБ, осуществление которых началось 18 марта 2004 года, а в июне-июле объем депозитных операций составил $0,86 миллиарда.

      Значительное  увеличение спроса на биржевые инструменты  рефинансирования пришлось на май-июль 2004 года – период кризисного дефицита ликвидности в банковской сфере. В это время наблюдался рост ставок однодневных межбанковских кредитов до 15-30% годовых. Учитывая, что на аукционах прямого РЕПО ставки по однодневным инструментам составляли 7-7,5% годовых, неудивительно, что банки активизировали свое участие в них. Если в январе-апреле 2004 года доля операций прямого РЕПО в совокупном обороте сектора госбумаг составила 21%, то в мае-июле 2004 года она возросла до 75%.

      Оценивая  развитие ситуации на рынке долговых инструментов в 2004 году, следует учитывать, что тенденция к росту предложения  денег сохраняется. Этому, безусловно, будет способствовать приход на рынок пенсионных средств. Предложение финансовых ресурсов со стороны иностранных инвесторов в значительной мере будет зависеть от реакции на изменения в российской экономике со стороны рейтинговых агентств Fitch IBCA и Standard & Poor’s. Если еще одно из них присоединится в своих оценках платежеспособности РФ к агентству Moody’s и повысит рейтинг России до инвестиционного уровня, вероятность прихода на рынок крупных иностранных инвесторов значительно возрастет.

      В ближайшей перспективе наряду с развитием инструментов денежного рынка должен возобновится спрос на размещаемые бумаги на первичном рынке, возрастет ликвидность вторичного рынка. Немалую роль в повышении ликвидности рынка сыграет и политика Минфина, направленная на увеличение объема размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Это обусловлено необходимостью рефинансирования внешнего долга и минимизации внешних заимствований. Планируется, что на средне- и долгосрочные заимствования в 2005 году будет приходится около 92% запланированного объема заимствований, а объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2006 года составит более 600 млрд. рублей при нынешних 455 млрд. рублей».8 
 

IV. Разновидности кредитно-денежной политики 

      Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. 

IV. 1. Мягкая кредитно-денежная политика 

      Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный Банк:

  • покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
  • снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, с начала 2001 года ФРС многократно снижала учетную ставку для борьбы с рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень (1%) в конце 2003 – начале 2004 гг. достиг самого низкого значения за последние 45 лет.
  • снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Информация о работе Сущность и формы кредита