Сущность доходов и источники их формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить распределение доходов и их неравенство.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность доходов, источники их формирования и формы;
проанализировать неравенство доходов: его причины и показатели;
рассмотреть кривую Лоренца и коэффициент Джини;
выявить проблему справедливого распределения доходов в России и пути ее решения.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.94 Кб (Скачать)

При построении кривой Лоренца (рис.1) по оси абсцисс  откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом  дохода, а по оси ординат - доли доходов  рассматриваемых семей (в % от совокупного  дохода).11 Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получает соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей. Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и так далее, то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, то есть линией фактического распределения, стоящего от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15% и так далее.

Заштрихованная  область между линией абсолютно  равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным  доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет  кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства. Крайнюю  степень неравенства в распределении  доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов - коэффициента Джини. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) равен отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под этой же кривой, или

, Чем ближе значение этого  коэффициента, тем больше степень  неравенства в обществе, и наоборот, чем меньше значение этого  коэффициента, тем равномернее распределены  доходы в обществе. Типичное значение  индекса Джини в развитых странах  колеблется между 0,2 (в скандинавских  странах) и 0,35 (в США); для развивающихся  стран он составляет 0,4 - 0,512 .Наряду с коэффициентом Джини, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать предельно критическое соотношение 10: 1. Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям:

Рост дифференциации доходов означает для экономики  выманивание среднего класса, являющегося  основным "производителем" спроса на товары и услуги.  Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

Чрезмерная  дифференциация доходов и ее крайние  формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту  социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту  социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что  в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности  в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски  и препятствует устойчивому развитию экономики. Так дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).13

 

 

 Рис

Проблема справедливого  распределения доходов в современной  России и пути ее решения.

В начале радикальных  экономических реформ в России основной задачей считалось финансовое оздоровление экономики и макроэкономическая стабилизация. Поэтому социальная сфера  с ее непосредственными проблемами отошла несколько на второй план. А  между тем резко падал жизненный  уровень населения на фоне усиления социальной дифференциации общества. Рост цен опережал рост доходов подавляющей  части населения. Сократились расходы  на потребительские товары и услуги. Ухудшилась структура потребления. Быстро росла безработица. Ухудшились условия труда и быта. Хуже стала  демографическая ситуация14.Динамика доходов и система их распределения является важным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государственной системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных тенденций в ней:

1) в источниках  доходов сократилась доля доходов  и роль заработной платы, выросла  доля доходов от собственности,  но более всего – скрытых  доходов;

2) увеличилось  неравенство населения по доходам  на душу населения. Так с  1991 по 1999гг. доля совокупного дохода 20% беднейших граждан упала с  11,9 до 6,2% в общем объеме денежных  доходов населения страны, а доля 20% самых богатых возросла с  30,7 до 47,3%

3) усилилась  дифференциация населения по  расходам. Так к 1999 г. потребительские  расходы 10% наиболее обеспеченного  населения были в 10 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных  граждан. Еще более значителен  разрыв в потреблении услуг.  Разумеется состоятельные люди  имели возможность пользоваться  такими услугами в сфере образования,  медицинского обслуживания, медико-оздоровительных  мероприятий. 

Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения  по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей является вторичной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики. Значит, повышение благосостояния населения есть главная цель экономического развития страны, а значит и преобразований в экономике, основным критерием их эффективности. О результативности социальной политики правительства можно судить по таким показателям, как уровень и качество жизни населения. Уровень жизни характеризуется уровнем материального благополучия, размером и структурой душевого потребления. Качество жизни обусловливается наличием совокупности условий, в которых живет человек. Это: условия и безопасность труда; состояние среды обитания; культурный уровень населения; физическое развитие; физическая и имущественная безопасность человека; наличие и возможности использования свободного времени (Кстати, К.Маркс считал основным видом богатства общества и отдельного человека наличие (величину) свободного от работы времени). Некоторые данные о благосостоянии населения в России в 2001г.15 1. Официальный прожиточный минимум 1524 руб. Каждый третий не дотягивает до него, но таковых стало на 11% меньше по сравнению с 2000 г.

2. Самая высокая  зарплата у нефтяников, газовиков  - 18700 руб., у финансистов – 9169 руб., у чиновников – 4088 руб. Самая  низкая зарплата в образовании  - 1894 руб. Средняя зарплата - 3578 руб.

3. С 1 февраля  2002 г. средняя пенсия составляет  приблизительно 1380 руб.

4. С 1 января 2005 г. средняя пенсия уже составляла 2527 руб., а после перерасчета в  августе 2006 г. этот показатель  вырос до 3478 руб.

По результатам  опроса: 80% населения их денег им не хватает, 77% населения не хватает  на жизнь, у 30% семей за последний  год положение ухудшилось, у 20% семей  за последний год положение улучшилось, каждый третий довольствовался бы суммой до 3 тысяч рублей в месяц, 36% считает, что нужно не менее 6 тысяч рублей в месяц (на одного человека). На что  же прежде всего копит прилично зарабатывающий россиянин: на покупку жилья - 36%, на автомобиль - 34%, на детей - 25%, на образование - 23%, на отдых - 21%. В основном деньги идут на питание с скромную одежду, а также на воспитание детей - 13%, на лечение 8%, на ремонт - 6%, на отдых - 2%.

Особенностью  России на нынешнем этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений  с (созданием) формированием адекватной (соответствующей) социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в  период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения  ее по возрасту или состоянию здоровья. Между стабильностью в экономике  и в социальной сфере есть органическая взаимообусловленность: чем выше результаты экономического развития, тем полнее могут быть удовлетворены социальные потребности людей, что со своей  стороны является важным фактором роста  экономики. Одним из благоприятных  условий для социальной стабильности является социально-экономическое  равновесие членов общества. Поэтому  государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых  уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства  по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере независимо от величины их личных доходов (образование, здравоохранение, культурное обслуживание, защита правовых интересов, осуществляемые на бесплатной основе). Понятно, что  рынок, как регулятор экономики, безразличен к социальной стороне  жизни людей. О ней должно заботиться государство, разрабатывая и реализуя социальную политику в условиях рыночной экономики.16 Содержание социальной политики:

1. Обеспечение  максимально возможной занятости  - одного из коренных прав человека: на труд и достойную его  оплату.

2. Через развитие  частно-коллективных форм организации  производства - вовлечение непосредственных  работников в управление деятельностью  предприятий и учреждений.

3. Надежная  правовая защита всех форм  собственности, в т.ч. частной.

4. Организация  рациональной системы социальной  защиты и помощи нуждающемуся  в этом населению.

В процессе становления рыночных отношений  необходима сильная социальная защита населения, это особенно важно в  современной России, где рыночные отношения пока недостаточно развиты, для нынешних поколений рынок  с его безразличием к социальной стороне жизни населения является по сути дела новым явлением, не привычным  для большинства, привыкшего к прежней  государственной системе социальной защиты. Отсутствие такой защиты в  новых условиях, когда резко упал жизненный уровень значительной части населения и соответственно сократился спрос на отечественную  продукцию, а состоятельные граждане стали ориентироваться на импортные  товары, возможности роста экономики  оказались ограниченными. Дифференциация населения по доходам требует, чтобы в условиях ограниченных средств социальная защита прежде всего бедных слоев общества имела адресный характер.

Динамика  доходов и система их распределения  является важным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход от государственной  системы формирования доходов населения  и гарантированной государственной  системы социального обеспечения  всего населения к рыночным принципам  вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, породил ряд  неблагоприятных тенденций в  ней. По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть  населения - около 35% - граждане с низкими  доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают  прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к  «среднему классу» (к коему принято  причислять достаточно обеспеченных и  социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической  стратификации, в нашей стране:

а) около 50 млн. человек (1/3 населения) находятся в  тяжелом положении, не имея возможности  обеспечить себе даже полноценное питание;

б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, безработных в группу стали  включаться категории работающих граждан);

в) доля «среднего  класса» неоправданно низка и  снижает потенциал реформ;

г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6% [13].

Исходная  задача национального масштаба в  России - повышение в течение ближайших  полутора-двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это  связано с тем, что минимальная  заработная плата в России даже после  ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная  заработная плата в большинстве  стран мира составляет 40-60% средней  заработной платы и в несколько  раз превышает физиологический  прожиточный минимум). В настоящее  время в Российской Федерации  приоритетными стратегическими  целями перераспределения доходов  выступают: долговременная стратегия - приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам  постиндустриального общества»; краткосрочные - обеспечение условий для социального  и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

На основании  следующих данных постройте кривую Лоренца, четко обозначая все точки (их координаты), через которые Вы ее строите:

Информация о работе Сущность доходов и источники их формирования