Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:56, реферат
Целью данной работы является:
1. Выявление основных субъектов мирового хозяйства;
2. Выяснение их структуры и истории возникновения;
3. Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики.
Введение..............................3
1. Глава. Теоретический аспект мирохозяйственных связей.
1.1.
Понятие
мирового хозяйства...................4
1.2.
Основные
субъекты мирового хозяйства: цели и задачи........5
1.3.
Субъекты
мирового хозяйства на микроэкономическом уровне...8
2. Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировой экономике.
2.1.
Транснациональные
корпорации (ТНК).............13
2.2.
Государства
как субъекты мирового хозяйства..........17
2.3.
Макроэкономические
организации (МЭО)............27
Заключение.............................37
Список использованных источников.................39
характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение
среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие
темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до
4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит на
экстенсивной основе.
В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно развитым по
производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику оказывают
военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5% совокупного ВВП
развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический рост и внешними
факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85 гг.).
Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было
характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста
наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентоспособности на
внешних рынках. Существует также проблема неравномерности экономического
развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой
экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает
рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения в Африке,
Латинской Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в
80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП.
Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем
промышленного роста - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом
промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей
промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом
производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На
развивающиеся страны приходится 16% мирового производства полупроводников,
33% табачной промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс
индустриализации вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что
сопровождалось переливом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля
средств производства в объеме обрабатывающей промышленности. Доля
развивающихся стран в мировом производстве средств производства составила в
90-м г. - 9% (для сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства
в НИС, которые производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается
тенденция к росту доли производства развивающихся стран во всех основных
отраслях.
Следущая группа стран о которых стоит сказать - это новые индустриальные
страны (НИС). Эти страны порожают динамикой развития своей экономики.
Исследование современных проблем развития стран третьего мира указывает на
значительные изменения, происходящие как внутри этого блока стран, так и в
его отношениях с остальным миром.
Все более подвижными становятся ядра экономических районов и их границы,
«экономические линии», образующие все более усложненный и иерархически
разветвленный инфраструктурный каркас территории. Специализация хозяйства
освободившихся стран, определяемая природными ресурсами, а также
избыточностью трудовых ресурсов, начинает испытывать на себе воздействие
других факторов, и, в первую очередь, — транспортно-инфраструктурного. Ведь
именно транспортная составляющая служит реализации новых зарождающихся в
недрах мирового хозяйственного развития процессов. Здесь и изменения
внешнеэкономической ориентации развивающихся стран, и структурные сдвиги
хозяйства в национальных рамках, и ускоряющиеся интеграционные тенденции, и
диверсификация импортных потребностей, и резко изменившаяся за последние годы
внешнеполитическая ситуация.
И все же роль ресурсопользования в развитии освободившихся стран очень
значительна. Несмотря на все новейшие структурные сдвиги, она во многих
случаях продолжает доминировать.
Повышение роли транспортно-географического положения ряда развивающихся
стран привело к усилению дифференциации, выделению из блока так называемых
новых индустриальных стран (НИС).
Отметим особенности экономического развития «новых индустриальных стран».
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики,
следовательно, и в развивающемся мире привели к выделению особой группы стран
и территорий, которые получили название «новые индустриальные страны» (НИС),
или «новые индустриальные экономики» (НИЭ).
Эти государства отличаются в настоящее время более высоким экономическим
ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем
развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
К НИС относят такие страны и территории, как Республика (Южная) Корея,
Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия,
Мексика.
В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется термин
«территория». Так, Тайвань - часть Китая; Гонконг сохранял до середины 1997г.
статус колонии, которая перешла под юрисдикцию КНР; Республика Корея
появилась в результате разделения единого государства на две части.
Появление феномена НИС отражает экстенсивный рост мировой рыночной подсистемы
за счет подключения к ней субсистем.
По многочисленным прогнозам специалистов, XXI век станет именно периодом
азиатско-тихоокеанской мощи. Если понимать термин «Азиатско-тихоокеанский
регион» (АТР) несколько более узко, то становится ясно, что наиболее
динамичной становится группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии,
которую возглавляет Япония и следующие за ней Республика Корея, Сингапур,
Тайвань, позднее присоединившиеся Малайзия, Таиланд и Филиппины, а также
Индонезия. Именно в этом субрегионе и формируется обширное азиатское
«технологическое пространство».
Стратегии экономического развития азиатских НИС опирались на экспортно-
ориентированное производство, прежде всего готовых изделий. Поэтому эти
страны превратились в крупнейших поставщиков на мировой рынок обуви, одежды,
текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных
компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной
продукции.
Начиная с 80-х гг. постепенно меняется место НИС не только в
мирохозяйственных связях, где им удалось найти свои «ниши», но и в
современной мировой экономике. Признанием их возросшей роли в мировом
хозяйстве стало принятие в конце 1996 г. Республики Корея в члены престижного
элитарного клуба промышленно развитых стран - Организацию экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отмечается все ярче проявляющееся их воздействие на мировое хозяйственное
развитие, на процесс интернационализации, на тенденцию формирования
многополярной (вместо существовавшей до последнего времени биполярной)
системы мирового хозяйства. К НИС «первой волны» относятся четыре
«азиатских тигра» — Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Страны
«второй волны» включают Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индонезию. Начав 30 лет
назад с производства и завоевания рынка текстильными изделиями и товарами
широкого потребления, эти страны очень быстро утвердились сначала в сборке,
а потом и в полном производстве электронного и электрического оборудования,
станков, морских судов (Южная Корея вышла на 2-ое место в мире после Японии),
автомобилей. НИС в своем становлении как бы повторяли путь послевоенной
Японии, которая, по сути, на определенном этапе передала им выпуск массовых
образцов промышленных изделий.
В основе быстрого роста экономик НИС лежат широкомасштабные реформы
образования в сочетании с традиционной дисциплинированностью и высокой
организованностью населения этих стран, приоритеты финансирования научных и
прикладных исследований, создание свободных экономических зон для
привлечения иностранного капитала.
2.3. Международные экономические организации (МЭО).
Одими из важнейших субъектов в мировом хозяйстве явлются международные
экономические организации. Мы рассмотрим основные и наиболнн крупные из них.
Главный экономический орган – ЭКОСОС состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно
переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои
сессии. Он является основным органом по координации экономической и
социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и
институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и
рекомендаций).
Под руководством ЭКОСОС работают региональные экономические комиссии:
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК, место пребывания – Женева,
Швейцария, 55 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для
Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, Бангкок, Таиланд, 49 государств-членов);
Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА, Алеман,
Иордания, 13 государств-членов); Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА,
Аддис-Абеба, Эфиопия, 53 государства-члена); Экономическая комиссия ООН для
Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, Сантьяго, Чили, 41
государство-член). Основной задачей этих комиссий является содействие
проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в
рамках соответствующего региона. Комиссии проводят исследования,
распространяют информацию и статистические материалы. В составе комиссий
имеются соответствующие комитеты. Постоянно действующим исполнительным
органом каждой комиссии является ее секретариат. Рассмотрим по подробнее
работу некоторых МЭО.
1. Многосторонние торгово-экономические организации
В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-
экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.
Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно
небольшой круг торгово-экономических организаций.
Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 года, являются ГАТТ в
редакции 1994 года (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько
десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих
одинаковую силу для стран членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют
статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов
ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов
ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших
заинтересованность в них участвовать. Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария).
Ныне в нее входят 128 государств; и еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай,
имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении
[4].
Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и
услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в
области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка
многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во
внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер
– ТРИМС).
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из
представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного
раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный
совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10 раз в год. Он также
проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение
процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой
(регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО
обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской
авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине),
привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному
совету.
Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по
торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам
прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием
соглашением, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд
комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки,
мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми
аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных
пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики,
лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах
телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским
перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по
торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются
вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО.
Секретариат ВТО возглавляемый генеральным директором и его четырьмя
заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО
в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и
предоставления технической помощи развивающимся странам.
Еще в 1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того
же года по завершении многолетних переговоров о либерализации мировой
торговли в рамках Уругвайского раунда страны – участницы ГАТТ договорились о