Субъекты мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Выявление основных субъектов мирового хозяйства;
2. Выяснение их структуры и истории возникновения;
3. Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики.

Содержание

Введение..............................3
1. Глава. Теоретический аспект мирохозяйственных связей.
1.1.
Понятие
мирового хозяйства...................4
1.2.
Основные
субъекты мирового хозяйства: цели и задачи........5
1.3.
Субъекты
мирового хозяйства на микроэкономическом уровне...8
2. Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировой экономике.
2.1.
Транснациональные
корпорации (ТНК).............13
2.2.
Государства
как субъекты мирового хозяйства..........17
2.3.
Макроэкономические
организации (МЭО)............27
Заключение.............................37
Список использованных источников.................39

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение

среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие

темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до

4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происходит на

экстенсивной основе.

В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно развитым по

производительности труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику оказывают

военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5% совокупного ВВП

развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический рост и внешними

факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85 гг.).

Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было

характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста

наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентоспособности на

внешних рынках. Существует также проблема неравномерности экономического

развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой

экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает

рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу населения в Африке,

Латинской Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в

80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП.

Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем

промышленного роста  - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом

промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей

промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом

производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На

развивающиеся страны приходится 16% мирового производства полупроводников,

33% табачной промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс

индустриализации вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что

сопровождалось переливом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля

средств производства в объеме обрабатывающей промышленности. Доля

развивающихся стран в мировом производстве средств производства составила в

90-м г. - 9% (для сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства

в НИС, которые производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается

тенденция к росту доли производства развивающихся стран во всех основных

отраслях.

Следущая группа стран о которых стоит сказать - это новые индустриальные

страны (НИС). Эти страны порожают динамикой развития своей экономики.

Исследование современных проблем развития стран третьего мира указывает на

значительные изменения, происходящие как внутри этого блока стран, так и в

его отношениях с остальным миром.

Все более подвижными становятся ядра экономических районов и их границы,

«экономические линии», образующие все более усложненный и иерархически

разветвленный инфраструктурный каркас территории. Специализация хозяйства

освободившихся стран, определяемая природными ресурсами, а также

избыточностью трудовых ресурсов, начинает испытывать на себе воздействие

других факторов, и, в первую очередь, — транспортно-инфраструктурного. Ведь

именно транспортная со­ставляющая служит реализации новых зарождающихся в

недрах мирового хозяйственного развития процессов. Здесь и изменения

внешнеэкономической ориентации развивающихся стран, и структурные сдвиги

хозяйства в национальных рамках, и ускоряющиеся интеграционные тенденции, и

диверсификация импортных потребностей, и резко изменившаяся за последние годы

внешнеполити­ческая ситуация.

И все же роль ресурсопользования в развитии осво­бодившихся стран очень

значительна. Несмотря на все новейшие структурные сдвиги, она во многих

случаях продолжает доминировать.

Повышение роли транспортно-географического поло­жения ряда развивающихся

стран привело к усилению дифференциации, выделению из блока так называемых

новых индустриальных стран (НИС).

Отметим особенности экономического развития «новых индустриальных стран».

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой эко­номики,

следовательно, и в развивающемся мире привели к выделению особой группы стран

и территорий, которые получили название «новые индустриальные страны» (НИС),

или «новые индустриальные экономики» (НИЭ).

Эти государства отличаются в настоящее время более высоким экономическим

ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уров­нем

развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

К НИС относят такие страны и территории, как Республика (Южная) Корея,

Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Брази­лия,

Мексика.

В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется тер­мин

«территория». Так, Тайвань - часть Китая; Гонконг сохранял до середины 1997г.

статус колонии, которая перешла под юрисдикцию КНР; Республика Ко­рея

появилась в результате разделения единого государства на две части.

Появление феномена НИС отражает экстенсивный рост мировой рыночной подсистемы

за счет подключения к ней субсистем.

По многочисленным прогнозам специалистов, XXI век станет именно перио­дом

азиатско-тихоокеанской мощи. Если понимать термин «Азиатско-тихоокеанский

регион» (АТР) несколько более узко, то становится ясно, что наиболее

динамичной становится группа государств Восточной и Юго-Восточной Азии,

которую возглавляет Япония и следующие за ней Республика Корея, Сингапур,

Тайвань, позднее присоединившиеся Малайзия, Таиланд и Филиппины, а также

Индонезия. Именно в этом субрегионе и формируется обширное азиатское

«тех­нологическое пространство».

Стратегии экономического развития азиатских НИС опирались на экспортно-

ориентированное производство, прежде всего готовых изделий. Поэтому эти

стра­ны превратились в крупнейших поставщиков на мировой рынок обуви, одежды,

текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных

компью­теров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной

продукции.

Начиная с 80-х гг. постепенно меняется место НИС не только в

мирохозяйст­венных связях, где им удалось найти свои «ниши», но и в

современной мировой экономике. Признанием их возросшей роли в мировом

хозяйстве стало принятие в конце 1996 г. Республики Корея в члены престижного

элитарного клуба промышленно развитых стран - Организацию экономического

сотрудничества и разви­тия (ОЭСР).

Отмечается все ярче проявляющееся их воздействие на мировое хо­зяйственное

развитие, на процесс интернационализации, на тенденцию формирования

многополярной (вместо су­ществовавшей до последнего времени биполярной)

сис­темы мирового хозяйства. К НИС «первой волны» отно­сятся четыре

«азиатских тигра» — Республика Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Страны

«второй волны» включают Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индонезию. Начав 30 лет

назад с производства и завоевания рынка текстильными изделиями и товарами

широкого потребле­ния, эти страны очень быстро утвердились сначала в сборке,

а потом и в полном производстве электронного и электрического оборудования,

станков, морских судов (Южная Корея вышла на 2-ое место в мире после Японии),

автомобилей. НИС в своем становлении как бы повторяли путь послевоенной

Японии, которая, по сути, на определенном этапе передала им выпуск массовых

образцов промышленных изделий.

В основе быстрого роста экономик НИС лежат широкомасштабные реформы

образования в сочетании с традиционной дисцип­линированностью и высокой

организованностью населе­ния этих стран, приоритеты финансирования научных и

прикладных исследований, создание свободных экономи­ческих зон для

привлечения иностранного капитала.

       2.3.         Международные экономические организации (МЭО).      

Одими из важнейших субъектов в мировом хозяйстве явлются международные

экономические организации. Мы рассмотрим основные и наиболнн крупные из них.

Главный экономический орган – ЭКОСОС  состоит из 54 членов (1/3 их ежегодно

переизбирается на трехлетний срок) и обычно проводит дважды в год свои

сессии. Он является основным органом по координации экономической и

социальной деятельности ООН и соответствующих специализированных учреждений и

институтов (путем проведения исследований, подготовки докладов и

рекомендаций).

Под руководством ЭКОСОС работают региональные экономические комиссии:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК, место пребывания – Женева,

Швейцария, 55 государств-членов); Экономическая и социальная комиссия ООН для

Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, Бангкок, Таиланд, 49 государств-членов);

Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА, Алеман,

Иордания, 13 государств-членов); Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА,

Аддис-Абеба, Эфиопия, 53 государства-члена); Экономическая комиссия ООН для

Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, Сантьяго, Чили, 41

государство-член). Основной задачей этих комиссий является содействие

проведению согласованных мероприятий по экономическому сотрудничеству в

рамках соответствующего региона. Комиссии проводят исследования,

распространяют информацию и статистические материалы. В составе комиссий

имеются соответствующие комитеты. Постоянно действующим исполнительным

органом каждой комиссии является ее секретариат. Рассмотрим по подробнее

работу некоторых МЭО.

1.  Многосторонние торгово-экономические организации

В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-

экономических организаций с широким,  средним и узким составом участников.

Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно

небольшой круг торгово-экономических организаций.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 года, являются ГАТТ в

редакции 1994 года (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым

аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько

десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих

одинаковую силу для стран членов. Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют

статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов

ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран-членов

ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших

заинтересованность в них участвовать. Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария).

Ныне в нее входят 128 государств; и еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай,

имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении

[4].

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и

услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в

области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка

многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во

внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер

– ТРИМС).

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из

представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного

раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный

совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10 раз в год. Он также

проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение

процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой

(регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО

обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской

авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине),

привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному

совету.

Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по

торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам

прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием

соглашением, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд

комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки,

мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми

аспектами  инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных

пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики,

лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах

телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским

перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми

услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам,  а также Совет по

торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются

вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО.

Секретариат ВТО  возглавляемый генеральным директором и его четырьмя

заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО

в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и

предоставления технической помощи развивающимся странам.

Еще в 1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того

же года по завершении многолетних переговоров о либерализации мировой

торговли в рамках Уругвайского раунда страны – участницы ГАТТ договорились о

Информация о работе Субъекты мирового хозяйства