Субъекты мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Выявление основных субъектов мирового хозяйства;
2. Выяснение их структуры и истории возникновения;
3. Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики.

Содержание

Введение..............................3
1. Глава. Теоретический аспект мирохозяйственных связей.
1.1.
Понятие
мирового хозяйства...................4
1.2.
Основные
субъекты мирового хозяйства: цели и задачи........5
1.3.
Субъекты
мирового хозяйства на микроэкономическом уровне...8
2. Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировой экономике.
2.1.
Транснациональные
корпорации (ТНК).............13
2.2.
Государства
как субъекты мирового хозяйства..........17
2.3.
Макроэкономические
организации (МЭО)............27
Заключение.............................37
Список использованных источников.................39

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

·        Решения проблемы занятости;

·        Решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут

выполнять  только в том случае, если они эффективно функционируют.

Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает,

что наиболее эффективно предприятия функционируют в условия цивилизованного

рынка, для которого характерны наличие различных  форм собственности,

здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование,

наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по

сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический

опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы),

не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий

прежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в

предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-

финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность

предприятия и других причин.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске

продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана,

который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.

Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные

поставщики, а также указывались и потребители продукции, т.е. предприятия

заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий

их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и

по каким ценам.

Типология фирм может основываться на разных критериях - размере, особенностях

организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей

нашего анализа, определим типы фирм в зависимости от рыночного поведения.

Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит

одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и

собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы

представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру

деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в

наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.

Капиталистическая фирма - это принадлежащее многим владельцам капитала

образование, имеющее сложную организационную структуру.  Существующая в виде

акционерного общества,  она представляет собою крайнюю форму отделения

собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно

выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность

целей. Для фирм капиталистического типа характерно стремление к закреплению и

расширению своей доли рынка, и поиск оптимального соотношения между уровнем

капитализации прибыли и дохода на капитал. Поэтому именно в таких фирмах

проблема «принципал-агент» проявляется наиболее остро. Рыночное поведение

капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий

функционирования, так и способности обеспечить координацию долгосрочных целей

ее участников.

Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее

коллективу работников. Как само это явление, так и рыночное поведение

самоуправляющихся фирм пока мало исследованы. Теоретически, принимая в

качестве такой цели такой фирмы максимизацию трудового дохода, можно

предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь

отрицательный наклон. Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте

предельного продукта труда повышение рыночной цены продукции будет поощрять

фирму к использованию большого количества труда, так как это способствует

максимизации трудового дохода. В итоге предложение фирмы будет увеличиваться

по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда снижается,

стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать занятость, а

значит и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего

характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса и имеет узкие

рамки, уместно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы

будет иметь отрицательный наклон.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.

Более точно ее можно определить как фирму, в которой определяющие решения в

отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно

государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых

за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных

институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных

выгод. Данная трактовка вполне отвечает значительной части государственных

фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их

функционирование носит характер естественных монополий, когда объем

предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь

не правомерна к той части государственных фирм, которые действуют в качестве

предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях

управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями. Особо следует

отметить, что в последние годы все большая часть государственных фирм

трансформируется в структуры предпринимательской типа при сохранении за ними

статуса государственной собственности.

Директорская фирма представляет собою тип фирмы, ключевые решения в которой

принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью прав

собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.

Как мы видим субъектами мирового хозяйства на микро уровне, т.е. на уровне

национальных экономик, выступают различные фирмы. В следующей главе мы

рассмотрим макро уровень, уровень на котором в последнее время всё активнее

происходят процессы глобализации, интеграции и.т.д.

     2.      Глава. Роль и место субъектов мирового хозяйства в мировом хозяйстве.

             2.1.         Транснациональные корпорации (ТНК).            

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транс

национализации. В этом процессе основной движущей силой выступают

транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные

объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и

зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в

объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В

зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны

– обычно приходится более 10% акций или их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХ1 вв.

наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности

(международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами

(коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и

стимуляторами международной торговой миграции. Они во многом  определяют

динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и

услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний).

ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все

более широкое распространение процесса расширения и углубления производственных

связей между предприятиями разных стран

[3].

Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное

производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции

материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе

интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство

товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде»

- трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние

годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные

корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК

диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства

(они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении,

химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в

добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

     Покажем основные Источники эффективной деятельности ТНК.

Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет

выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по

сравнению с чисто национальными компаниями):

·        Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа

к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами,

осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и

удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем

экспортно-импортных сделок;

·        Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных

странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста,

цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических

ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов,

среди которых важнейшим является политическая стабильность;

·        Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК,

включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и

приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;

·         Использование в своих целях  финансовых ресурсов всего мира. Так,

по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов

американских корпораций в середине 90-Х гг. оценивались в почти 2 трлн. Долл.

Источниками их финансирования выступают не только иные столько головные

американские компании, сколько физические  и юридические лица из принимающих

и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы

коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих

стран, а не только стран базирования материнской компании;

·        постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и

финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить

потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения

максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с

минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);

·        рациональная организационная структура, которая находится под

пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;

·        опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию

производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники

эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по

мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом

необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и

недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть

долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей

страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых

законодательством этой страны.

В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует

отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности,

по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций

крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР

и маркетинговые исследования

На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная

конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская

ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных

работников и конструкторов которых функционально и географически

располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и

продукция оперативно внедрялась по всей производственной и сбытовой сети ТНК.

Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий

таким образом, чтобы сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго

стандартизированной продукции.

Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта

приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными

потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках.

Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания,

ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов

потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-кола» (США), «Мак Доналдс» (США),

«Нестле» (Швейцария), «Филипп Морис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США),

«Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют

в маркетинговой стратегии единые для всех своих зарубежных филиалов

характеристики продукции и товарные знаки.

Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство

товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные

компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных

филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии

международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий,

торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами,

и их  требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой

зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для

Информация о работе Субъекты мирового хозяйства