Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:18, реферат
Целью данной работы является рассмотреть субъекты оценки бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Субъекты оценки бизнеса………………………………………………………4
1.1Особенности оценки бизнеса и субъекты оценки…………………………..4
1.2 Необходимость и цели оценки бизнеса……………………………………..8
1.3 Виды стоимости, определяемые при оценке………………………………11
1.4. Классификация основных субъектов оценки бизнеса……………………15
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы
Оценка стоимости развития имущества предприятия проводится в следующих случаях:
1) продажи какой-то части недвижимости по той или иной причине: чтобы избавиться от неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений; расплатиться с кредиторами в случае некредитоспособности; расплатиться с партнерами при нанесении им ущерба согласно решению суда и т.д.;
2) получения кредита под залог части недвижимости;
3) страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;
4) передачи недвижимости в аренду;
5) определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;
6) оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого создаваемого предприятия;
7) оценки при разработке бизнес-плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;
8) оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.
Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:
• продажи некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревающего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;
• оформления залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;
• страхования движимого имущества;
• передачи машин и оборудования в аренду;
• организации лизинга машин и оборудования;
• определения налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;
• оформления машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
• оценки стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.
Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
1) при их перекупке, приобретении другой фирмой;
2) при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
3) при установлении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
4) при использовании их в качестве вклада в уставный капитал;
5) при определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация.[2]
1.3 Виды стоимости, определяемые при оценке
В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает различные виды стоимости.
Стоимость - это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость. Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая сторона действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.
Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом. Определение отражает тот факт, что рыночная стоимость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. На покупателя и продавца не оказывается внешнее давление, и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества.
В некоторые случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость участка, или в случае оценки экологически благоприятных объектов.
Нормативно рассчитываемая стоимость - это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими' органами (Госкомимуществом, Госкомстатом, Роскомземом). При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости. С точки зрения оценки различают рыночную, инвестиционную, страховую, налогооблагаемую, утилизационную стоимости. При оценке собственности как объекта продажи на открытом рынке используется рыночная стоимость. При обосновании инвестиционных проектов рассчитывают инвестиционную стоимость.
Инвестиционная стоимость - стоимость собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования. В отличие от рыночной стоимости, определяемой мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором. Существует ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной. Основными причинами могут быть различия: в оценке будущей прибыльности; в представлениях о степени риска; в налоговой ситуации; в сочетаемости с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.
Страховая стоимость - стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.
Налогооблагаемая стоимость - стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности.
Утилизационная (скраповая) стоимость - стоимость объекта собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемая как совокупная стоимость материалов, содержащихся в нем, без дополнительного ремонта. В зависимости от характера аналога различают стоимость воспроизводства и стоимость замещения.
Стоимость воспроизводства - это стоимость объекта собственности, создаваемой по той же планировке и из тех же материалов, что и оцениваемая, но по ныне действующим ценам.
Стоимость замещения - это стоимость близкого аналога оцениваемого объекта. Стоимость воспроизводства и стоимость замещения широко используют в сфере страхования. В бухгалтерском учете различают балансовую стоимость и остаточную стоимость.
Балансовая стоимость - затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов. В зависимости от перспектив развития предприятия различают стоимость действующего предприятия и ликвидационную стоимость.
Стоимость действующего предприятия - это стоимость сформировавшегося предприятия как единого целого, а не какой-либо его составной части. Стоимость отдельных активов или компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в данный бизнес и рассматривается как их потребительная стоимость для конкретного предприятия и его владельца. Если некоторый объект собственности как часть действующего предприятия не вносит вклад в общую прибыльность фирмы, то данный объект следует рассматривать в качестве избыточного актива относительно потребностей, связанных с функционированием предприятия, и применимое в этом случае понятие стоимости должно учитывать возможные альтернативные варианты его использования, включая потенциальную утилизационную стоимость.
Оценка действующего предприятия предполагает, что бизнес имеет благоприятные перспективы развития, поэтому можно ожидать сохранения предприятия как системы, а ценность целого обычно всегда больше, чем простая сумма стоимостей отдельных элементов. Если же предполагаются закрытие предприятия и реализация активов бизнеса по отдельности, то важно определить его ликвидационную стоимость.[3]
Ликвидационная стоимость, или стоимость вынужденной продажи, денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга. При ее определении необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия, такие, как комиссионные, административные издержки по поддержанию работы предприятия до его ликвидации, расходы на юридические и бухгалтерские услуги. Разность между выручкой, которую можно получить от продажи активов предприятия на рынке, и издержками на ликвидацию дает ликвидационную стоимость предприятия. При оценке стоимости предприятия выделяют также и такое понятие, как эффективная стоимость.
Эффективная стоимость- стоимость активов, равная большей из двух величин - потребительной стоимости активов для данного владельца и стоимости их реализации. Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, является не историческим фактом, а оценкой конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью (табл.1).
Экономическое понятие стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, является его полезность. Кроме понятия «стоимость» в теории и практике оценки используют понятия «цена» и «затраты» (себестоимость).
Цена - это показатель, обозначающий денежную сумму, требуемую, предполагаемую или уплаченную за некий товар или услугу. Она является
историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту и месту. В зависимости от финансовых возможностей, мотивов или особых конкретных интересов покупателя и продавца цена может отклоняться от стоимости. Себестоимость - это денежная сумма, требуемая для создания или производства товара или услуги. Себестоимость включает совокупность затрат, издержек или расходов. По завершении процесса создания или акта купли-продажи себестоимость становится историческим фактом. Цена, заплаченная покупателем за товар и услугу, становится для него затратами на приобретение. Себестоимость влияет на рыночную стоимость, однако однозначно ее не определяет. Умелое сочетание и использование всех указанных понятий позволяют проводить качественную оценку объектов собственности. Наряду с фундаментальными понятиями, лежащими в основе сделки, существуют также и единые принципы, и общепринятые методы оценки собственности.
1.4. Классификация основных субъектов оценки бизнеса
В рамках классификации основных субъектов оценки бизнеса можно выделить:
- предприятие, являющееся юридическим лицом;
- гсобственников предприятия, которые подразделяются на:
а) владельцев, обладающих абсолютным правом собственности (включая имущественную компоненту) и соответственно полной (неограниченной) ответственностью по долговым обязательствам предприятия;
б) корпоративных владельцев, имеющих только обязательственные права по отношению к предприятию и, как следствие, несущих ответственность по его долгам, ограниченную их взносом в уставный капитал (например, в виде пакета приобретенных акций);
различных юридических и физических лиц из внешнего рыночного окружения, к которым относятся:
а) индивидуальные кредиторы и финансово-кредитные учреждения;
б) страховые компании или агентства;
в) потенциальные инвесторы;
г) фондовые биржи;
д) арендаторы;
государство, представленное различными органами, в том числе:
а) Министерством экономики и развития;
б) Министерством управления государственным имуществом;
в) антимонопольным комитетом; г) налоговой службой;
д) арбитражными судами;
региональные образования, представляемые:
а) комитетами по управлению муниципальным имуществом;
б) комитетами по занятости населения;
иностранные юридические и физические лица, международные организации:
а) зарубежные инвесторы;
б) международные кредитные фонды.
По результатам стоимостной оценки объекта каждый из субъектов использует полученную аналитическую информацию для решения вполне определенной задачи.
Классификационный состав объектов оценки стоимости бизнеса регламентирован Ст. 5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" . В нем к объектам оценки отнесены:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество
- определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, долги, а также другие исключительные права;
- права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и т. п.);
- продукция, работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.