Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:50, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и эффективность. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Дать определение понятию «рынок»;
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру, эффективность;
4.Сделать выводы.
Введение
1.Определение понятия «рынок».
2. Сущность рынка, его родовые черты.
2.1. Функции рынка, позитивные и негативные стороны рынка.
2.2. Роль рынка в общественном производстве.
3. Типология рынка, его структура и эффективность.
Заключение
Список использованной литературы
С учетом ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.
Смешанный
рынок, на котором обращаются разнообразные
товары, не связанные между собой.
Эффективность рынка.
Эффективное функционирование рыночной экономики зависит от выполнения ряда условий.
1.Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей.
2. Многообразие
форм собственности.
3. Ликвидация
монополизма в производстве и
реализации товаров. Это
4. Рыночные цены, формируемые под влиянием колебаний спроса и предложения. В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности. Если прибыльность производства данного товара достаточно высока, его активно начинают производить конкуренты, предложение увеличивается и цена соответственно снижается. Конечно, подобные процессы возможны только в сложившейся рыночной экономике. В переходный период к рынку неизбежны «взлеты» розничных цен, порой весьма значительные.
5. Обеспечение
примата потребителя. При
6. Устойчивость
финансовой и денежной систем.
В механизме функционирования
рыночной экономики должны
7. Открытость
экономики. Данное условие
8. Обеспечение
социальной защищенности
9 Достаточно
полный охват экономики
10. Развитая
инфраструктура, т.е. комплекс отраслей
и хозяйственных служб,
Заключение.
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.
Для обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики важно выполнение следующих условий:
Список
использованной литературы: