Структура рынков и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и эффективность. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1.Дать определение понятию «рынок»;

2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.

3.Изучить типологию рынка, его структуру, эффективность;

4.Сделать выводы.

Содержание

Введение

1.Определение понятия «рынок».

2. Сущность рынка, его родовые черты.

2.1. Функции рынка, позитивные и негативные стороны рынка.

2.2. Роль рынка в общественном производстве.

3. Типология рынка, его структура и эффективность.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

С учетом ассортимента товаров:

   Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

   Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

   Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.

  Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой. 
 
 
 
 
 
 
 

Эффективность рынка.

    Эффективное функционирование рыночной экономики зависит от выполнения ряда условий.

   1.Экономическая  свобода и самостоятельность  хозяйствующих субъектов. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей.

   2. Многообразие  форм собственности. Реализация  данного условия позволяет, во-первых, выявить наибольшую эффективность  тех или иных форм собственности,  во-вторых, осуществить право личности  на выбор определенной формы  хозяйственной деятельности.

  3. Ликвидация  монополизма в производстве и  реализации товаров. Это необходимое  условие поддержания здоровой  конкуренции и один из основополагающих свойств рыночной экономики. Например, по действующим в США правилам ни одна из крупнейших фирм не вправе держать в своих руках более 31% от общего объема продаж, три фирмы – более 54, четыре – более 64%. Если это соотношение нарушается, государство либо вводит экономические санкции. Со своей стороны добросовестная конкуренция препятствует монополизации производства и сбыта. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необходимо, чтобы каждый субъект рынка имел 5-7 конкурентов, в противном случае возможна ситуация возникновения монополии.

   4. Рыночные  цены, формируемые под влиянием колебаний спроса и предложения. В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности. Если прибыльность производства данного товара достаточно высока, его активно начинают производить конкуренты, предложение увеличивается и цена соответственно снижается. Конечно, подобные процессы возможны только в сложившейся рыночной экономике. В переходный период к рынку неизбежны «взлеты» розничных цен, порой весьма значительные.

  5. Обеспечение  примата потребителя. При дефицитной  экономике неминуема власть производителя  над потребителем. В рыночной  экономике при товарном насыщении  рынка фактически начинается  борьба за потребителя, покупателя, производство ориентируется на них. Для реализации этой задачи выработана целая наука – маркетинг, сущность которого определяется принципом «продавать то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию». Ориентация на потребителя требует изучения реальных  и потенциальных потребностей рынка.

  6. Устойчивость  финансовой и денежной систем. В механизме функционирования  рыночной экономики должны быть  предусмотрены экономические методы  укрепления национальной денежной единицы, преодоления дефицита госбюджета, сокращения непроизводительных расходов, создания гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.

  7. Открытость  экономики. Данное условие реализуется  путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил. Иностранные предприниматели, в свою очередь, имеют право выступать на внутреннем национальном рынке не только в роли товаропроизводителей и продавцов, но и владельцев собственности. Серьезным препятствием на пути более широкого включения нашей экономики в систему мирового рынка являются такие факторы, как слабость экспортной базы, тяжелое состояние платежного баланса, неконвертируемость рубля.

  8. Обеспечение  социальной защищенности населения.  В странах с развитой рыночной  экономикой системы социальной  защиты в целом сложились и  показывают свою высокую эффективность.  Они включают в себя прежде  всего реализацию таких мер, как организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, система компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей, имеющих детей, граждан с фиксированными доходами. В тех случаях, когда обеспечение доступности каких-либо благ признается социально необходимым, практикуется предоставление субвенций предприятия с тем, чтобы они могли сохранять низкие цены. Если численность остро нуждающихся сравнительно невелика, применяются благотворительные акции в форме прямых выплат.

   9 Достаточно  полный охват экономики рыночными  отношениями, полноценное функционирование  товарного, финансового рынков  и рынка рабочей силы. Что касается  наших условий, то пока можно  говорить о более или менее  развитом товарном рынке. Формирование рынка рабочей силы, особенно финансового, отстает от потребностей экономики.

   10. Развитая  инфраструктура, т.е. комплекс отраслей  и хозяйственных служб, обеспечивающих  общие условия производства и  жизнедеятельности людей. Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуры. Первая – это все виды транспорта и транспортного хозяйства в целом, линии электропередач, энергосистемы, средства передачи и обработки информации и иные системы, без которых не может обеспечиваться нормальное производство. Ко второй относят отрасли торговли, здравоохранения; все виды пассажирского транспорта и связи, занятые обслуживанием населения; городские коммуникационные сооружения, предприятия общественного питания и иные службы. 
 

Заключение. 

     В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

    Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

               1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

               2. Как производить, то есть  какой из способов изготовления следует применить?

               3. Для кого следует эти товары  и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?

    Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики.

    Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

    Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

   В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

   Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой  - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

    Для  обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики важно выполнение следующих условий:

  1. Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов.
  2. Многообразие форм собственности.
  3. Ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров.
  4. Рыночные цены, формируемые под влиянием колебаний спроса и предложения.
  5. Обеспечение примата потребителя.
  6. Устойчивость финансовой и денежной систем.
  7. Открытость экономики.
  8. Обеспечение социальной защищенности населения.
  9. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями, полноценное функционирование товарного, финансового рынков и рынка рабочей силы.
  10. Развитая инфраструктура.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

    
 
 
 

Информация о работе Структура рынков и их эффективность