Структура рынков и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и эффективность. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1.Дать определение понятию «рынок»;

2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.

3.Изучить типологию рынка, его структуру, эффективность;

4.Сделать выводы.

Содержание

Введение

1.Определение понятия «рынок».

2. Сущность рынка, его родовые черты.

2.1. Функции рынка, позитивные и негативные стороны рынка.

2.2. Роль рынка в общественном производстве.

3. Типология рынка, его структура и эффективность.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

  Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

   Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

   Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

  Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» (Антология экономической классики. Т.1. М.,1993). Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

    В  чем же суть позитивного воздействия  рыночных отношений на процесс  воспроизводства?

1. Оптимальное  распределение ресурсов между  хозяйственными сферами и отраслями.

2. Высокая адаптивность  к изменяющимся условиям.

3. Воспитание  «экономического человека».

4. Оптимальное  использование результатов НТР.

5. Свобода предпринимательского  поведения.

    Как  и любое социально-экономическое  явление, рынок противоречив, и  потому содержит в себе и  ряд негативных свойств:

  1. Создает условия для существования безработицы, банкротства отдельных предприятий, увеличения дифференциации доходов.
  2. Невозможность финансирования посредством рынка производства чистых общественных товаров.
  3. Рынок не может решить ряд социальных проблем.
  4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.
  5. Рынок не обеспечивает перераспределение национального дохода.
  6. Рынок не может сам по себе обеспечить достаточный совокупный общественный спрос, т.е. предотвратить кризисы перепроизводства.
 

2.2. Роль рынка в  общественном производстве. 

        Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

  Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

      1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

      2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

      3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

     4.«Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

    Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально – философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Типология рынка,

  его структура  и эффективность 

      История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

          Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

          Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

               1.Неограниченное число участников  рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

               2.Свободный доступ к любой  хозяйственной деятельности всех членов общества.

               3.Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

               4.Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

               5.Полная однородность одноименных товаров (отсутствии торговых марок).

               6.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.

               7.Цены устанавливаются стихийно  в ходе свободной конкуренции.

               8.Отсутствуют монополия (один  производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

    Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки. Преимущества заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

    Недостатки свободного рынка:

         -рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения; не обеспечивает социальную «защиту» населения; социальные последствия – безработица, разорение, бедность отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос.

         -механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства.

         -деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами);рынок зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

         -рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).

         -рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований; он реализует уже имеющиеся научно -технические достижения, но не выделяет средства для исследований в этих областях.

         -экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

         -рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука), но необходимы обществу.

   Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.

     Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.

     Регулируемый рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

    Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый рынок» на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

    Однако рынок может регулироваться:

           -с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение;

           -а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги.

    Крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.

   Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

  Можно выделить следующие основные черты деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:

        -отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

        -чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

        -монополизм производителя и торговца;

        -несбалансированность спроса и предложения;

        -чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;

        -расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

        -попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

        -расцвет бартерных сделок вместо более развитых товарно – денежных отношений;

       -деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

Информация о работе Структура рынков и их эффективность