Структура рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Процесс реформирования экономики государства не может считаться завершенным без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Структура рынка ценных бумаг…………………………………………………………4
1.2 Виды ценных бумаг…………………………………………………………….....4
2 Цели и принципы регулирования ценных бумаг……………………………………… 9
3 Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, их функции и полномочия ……………………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Осн.рег.рынка ЦБ.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

 - обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Для обеспечения реализации своих  функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.

ФСФР — совершенно особая структура  в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мега-регулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования, оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.

Вместе с тем, являясь мега-регулятором  финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу — федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.          

 ФСФР принимает решения по  вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

в) Министерство финансов РФ (Минфин России) - Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:

- представителя эмитента государства,  выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне;

- государственного органа регулирования  рынка.

В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным органом  регулирования рынка, Минфин РФ:

- устанавливает правила совершения  операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов на  право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;

- регистрирует выпуски ценных  бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно с Банком  России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный  реестр зарегистрированных в  РФ ценных бумаг (за исключением  акций банков и чековых инвестиционных  фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение крупных  пакетов акций. Кроме того, Минфин  РФ:

- лицензирует производство и  ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

- ведет государственный реестр  акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных  институтов;

- осуществляет подготовку специалистов  по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

г) Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.

Банк России использует операции с  государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной  политики. Он также выступает органом  государственного регулирования для  коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Согласно Законам РФ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:

- установление для банков правил  совершения операций на рынке,  учета и отчетности по сделкам  с фондовыми инструментами;

- регулирование и контроль операций  банков с ценными бумагами;

- аттестацию специалистов банков  на право ведения операций с ценными бумагами;

- регистрацию выпусков ценных  бумаг банков;

- регулирование выпуска и обращения  государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);

- ведение реестра ценных бумаг  банков;

- регистрация и ведение реестра  акционерных обществ — банков;

- подготовку специалистов по  ценным бумагам через систему  банковских колледжей.

Кроме того, в соответствии с Законом  РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.

Значительную часть регулирующих функций по рынку ценных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.

Особая сфера ответственности Банка России - «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении;

д) Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет:

- согласование крупнейших выпусков  ценных бумаг;

- определение порядка признания  юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;

- согласование создания холдинговых  компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;

- согласование создания акционерных  обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;

- согласование создания финансово-промышленных  групп;

- контроль рекламной деятельности  в области ценных бумаг, обеспечивая  добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля. 

 

 

 

 

Заключение

Начиная с 1996 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком и его участниками были распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные участники рынка ценных бумаг) и другие. Подобная сложная и запутанная структура приводила к тому, что функции различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за фондовым рынком пересекались и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами.

Как показывает мировой опыт, один из наиболее радикальных путей реформирования системы государственного регулирования рынков — не только фондовых, но и финансовых — создание так называемого мега-регулятора финансового рынка, представляющего собой единый государственный орган по упорядочению различных сегментов финансового рынка. По такому пути в свое время пошли Норвегия (1986), Канада (1987), Дания (1988), Швеция (1991), Великобритания (1997), Япония (1998), Корея (1998), Австралия (1998), Исландия (1999), Южная   Африка   (1990),   Венгрия (1996), Сингапур и др. Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принципа административной реформы, разделяющего функции нормотворчества и контроль за их соблюдением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри самой ФСФР.

Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мега-регулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мега-регулятору — Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще многое сделать, например изменить статус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независимым государственным органом, подконтрольным непосредственно президенту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, определяющего его статус, права и обязанности.

Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует  и развивается; он оказывает влияние  на положение дел в государстве  и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой рынок ценных бумаг  обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

- консультационные и управленческие  услуги, способствующие государственным  капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей  законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки;

- законодательство о фирмах  должно гарантировать, что правление  акционерных предприятий защищает  интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение  обязанностей руководителей и  установление контроля для предотвращения  разного рода махинаций;

Информация о работе Структура рынка ценных бумаг