Структура рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Процесс реформирования экономики государства не может считаться завершенным без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Структура рынка ценных бумаг…………………………………………………………4
1.2 Виды ценных бумаг…………………………………………………………….....4
2 Цели и принципы регулирования ценных бумаг……………………………………… 9
3 Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, их функции и полномочия ……………………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Осн.рег.рынка ЦБ.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

- документные, владельцы которых устанавливаются на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо;

- бездокументные, владельцы которых устанавливаются на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо;

б) по форме удостоверения прав собственности на:

- предъявительские - ценные бумаги, переход прав на которые и  осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца;

- именные - ценные бумаги, информация  о владельцах которых должна  быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют идентификации владельца;

- ордерные - ценные бумаги, права  держателей которых подтверждаются  как предъявителем этих бумаг, так и наличием соответствующих надписей;

в) по форме размещения на:

- эмиссионные - любая ценная  бумага, в том числе бездокументная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: размещается выпусками; закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;

- неэмиссионные - остальные ценные бумаги, не характеризующиеся перечисленными выше признаками.

Кроме того, в самом общем виде классификацию основных инструментов рынка ценных бумаг можно представить следующим образом. В зависимости от характера сделок, лежащих в основе выпуска ценных бумаг, а также целей  выпуска они подразделяются на фондовые (акции, облигации) и коммерческие (коммерческие векселя, чеки, складские и залоговые свидетельства). Именно в соответствии с этой классификацией ценных бумаг банковские операции с ними подразделяются на фондовые и коммерческие.

 

 

 

 

 

2 Цели и принципы регулирования ценных бумаг

 Регулирование рынка ценных  бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

-   государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  или саморегулирование рынка.  Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

-   общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг  нацелено на:

- поддержание порядка на рынке,  создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от  недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка,  на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных  случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных  результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы  функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников  рынка, соответствующих определенным  требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение  от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского  рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

- разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как  механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

- разделение полномочий между  регулирующими органами. Нормотворчество  и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

- обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

- оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг  между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

Роль государства в регулировании  рынка ценных бумаг сводится к следующему:

- идеологическая и законодательная  функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства  и в первую очередь на опережающее  создание инфраструктуры;

- установление «правил игры»  (требований к участникам операционных учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы информации  о состоянии рынка ценных бумаг,  ее открытость для инвесторов;

- формирование системы защиты  инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития  рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее  время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование  государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором,  используя инструменты рынка  ценных бумаг в операциях на  открытом рынке для проведения  своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке  государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, их функции и полномочия

 

Надежность рынка ценных бумаг  и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка, поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при управлении  крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных  ценных бумаг;

- профессионального участника  - при торговле акциями в ходе  приватизационных аукционов;

- регулятора — при написании  законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах  между участниками рынка - через  систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка  ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  рынка включает:

- государственные и иные нормативные  акты;

- государственные органы регулирования  и контроля.

Государственное управление рынком имеет  следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований  ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка  и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

- лицензирования профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- обеспечения гласности и равной  информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на  рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки  налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные  ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный  бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг  в России, относятся:

а) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов.

б) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

При этом ФСФР имеет следующие функции:

-  осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

-  обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

 -  осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными  нормативными  правовыми актами России функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и  негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

Информация о работе Структура рынка ценных бумаг