Структура доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

     При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом  расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.

     В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%. 

     В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного  пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной  инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.

     В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП). 

2.5 Государственные  финансы (январь-сентябрь 2010) 

     В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.

     Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% – налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Отражено в таблице 2.5. 

Таблица 2.5 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2009-2010 гг., % 

Показатели 2009 год 2010 год
1. Налоговые доходы - всего   89,0 91,3
                в том числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль 
21,2 15,3
в т.ч. – подоходный налог  9,6 6,9
  • Налоги на собственность
3,6 2,6
  • Налоги на товары и услуги
43,9 31,7
в т.ч. - НДС  26,7 19,2
   - акцизы  7,9 5,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
15,6 12,7
     
2. Неналоговые доходы 10,8 8,5
3. езвозмещдные  поступления  0,2 0,2
Итого доходов  100,0 100,0
 

     Примечание  – Источник: [1].

     Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.

     Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.

     Рост  расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта. 

Рисунок 2.5 – Структура расходов консолидированного бюджета

      Примечание – Источник: [1]. 

     В расходах консолидированного бюджета  за январь-сентябрь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 74% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

     Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных  средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

     В январе-сентябре 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, структура доходов и расходов, бюджетный дефицит и государственный долг, подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Бюджет  является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга частей: доходной (откуда деньги поступаю) и расходной (куда тратятся).

     Когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами (реже с профицитом).

     Что же касается бюджета РБ в переходном периоде, то можно выделить следующие его основные черты:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
  4. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП,  произведенному национальному доходу,  что затрудняет  управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
  5. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Аналитические доклады «О социально–экономическом  положении Республики Беларусь и  состоянии государственных финансов» // Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа : http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data. - Дата доступа : 22.10.2010.
  2. Государственный бюджет // Онлайн Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/GOSUDARSTVENNI_BYUDZHET.html. - Дата доступа : 22.10.2010.
  3. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995. – 240с.
  4. Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц,          Л. А. Ханкевич; под общ. ред. М.И. Ткачук. – Мн. : Выш. шк., 1995. – 240с.
  5. Мультан, Г.К. Государственные финансы: учеб. пособие / под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 260с.
  6. Общая характеристика доходов и расходов госбюджета // Антирейдер [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа : http://antireider.msk.ru/bydjetnaya-sistema-rf/obschaya-harakteristika-dohodov-i-rashodov-gosbydjeta.php. - Дата доступа : 22.10.2010.
  7. Пищик, Т.В. Государственный бюджет / Т.В. Пищик. – Минск: БИП-С Плюс, 2009. – 39с.
  8. Рейтинговый отчет BLRS 001-001 об обновлении кредитного рейтинга // Credit-Rating [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа : http://www.credit-rating.ua/img/st_img/Belarus/Otchety_pdf/BLRS%20001-002.pdf. - Дата доступа : 22.10.2010.
  9. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие / Т.В. Сорокина. – Мн. : Маладзiчок, 2000. – 234с.
  10. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. Мн.: Бел. Гос. Эконом. ун-т., 2000. – 298с.
  11. Структура и классификация госбюджета // BankInfo [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.bankinfo.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=106:struktura-i-klassifikaciya-gosbyudzheta&catid=20&Itemid=40. - Дата доступа : 22.10.2010.
  12. Сущность и структура государственного бюджета // Экономика БГЭУ – Блог [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа : http://www.economy-web.org/?p=175. - Дата доступа : 22.10.2010.
  13. Ткачук, М.И. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред.  М.И.  Ткачук. Мн., 1995. – 240с.
  14. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634с.

Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета