Стратегия Узбекской модели рыночных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:01, доклад

Описание работы

В конце XX столетия, после обретения государственной независимости и суверенитета. Республика Узбекистан изменила ориентиры своего развития, встала на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований с учетом позитивного опыта и достижений стран Юго-Восточной Азии и ряда развитых стран мира. Пройденный за годы обновления путь подтвердил правильность и действенность узбекской модели экономических реформ, которая получила одобрение и признание мировой общественности.

Работа содержит 1 файл

Гоя.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Поэтому вполне понятно  недавно принятое решение правительства  Узбекистана о проведении работ  по дальнейшей либерализации экономических  реформ, осуществляемых в стране, что  может способствовать решению экономических, социальных и политических задач, созданию условий для интеграции Узбекистана в мировую экономическую систему как равноправного и сильного партнера. Здесь подразумевается не только расширение внешнеэкономических связей государства, но и активное привлечение в страну зарубежных инвестиций, особенно в базовые отрасли.

Приоритетными направлениями  реформирования на новом этапе являются следующие. Это, во-первых, необходимость  совершенствовать правовое пространство, на котором могло бы развиваться  частное предпринимательство; формировать  организационные и экономические условия для укрепления малого и среднего бизнеса. В 1999 г. доля частного сектора в ВВП Узбекистана составила 45%, а доля малого бизнеса составила по официальным данным 14% ВВП. Это говорит о том, что процессы разгосударствления и приватизации в Узбекистане и развитие частного сектора находятся на начальном этапе. Доля малого бизнеса в ближайшие годы должна возрасти до 25% ВВП страны, а для этого необходимо решить проблемы занятости, доступа предпринимателей к сырьевым и кредитным ресурсам, содействовать укреплению их материально-технической базы.

Во-вторых, поскольку  сельское хозяйство является базовой  отраслью страны, оно должно быть в  первую очередь подвержено реформированию. Как известно, в развитых странах  всего лишь 3-7% населения обеспечивают страну продуктами питания и необходимым сельскохозяйственным сырьем, а также экспортируют значительный излишек. В нашей республике не менее 60% жителей проживает на селе, а аграрная сфера производит до 30% ВВП. В то же время частные семейные фермеры производят не более 7-9% всей продукции сельского хозяйства. Цены, а также внутренняя и внешняя торговля по двум ключевым продуктам сельского хозяйства - хлопку и зерну - не либерализованы [1], снабжение ресурсами для производства этих культур субсидируется из госбюджета. И не случайно, что только по Сырдарьинской области в 1999 г. хлопководство потерпело убытки на сумму 1,9 млрд. сумов, а зерноводство - на 200 млн. сумов. Однако, несмотря на субсидии, путем нетранспарентных (непрозрачных) механизмов государственного заказа, низких закупочных цен и государственной торговли по хлопку и зерну обеспечивается чистый отток финансовых ресурсов из сельского хозяйства в госбюджет для субсидирования индустриализации. В настоящее время в результате проводимой аграрной политики пока не создано условий для повышения продуктивности земель и устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому аграрные реформы в Узбекистане остаются одной из слабых сторон экономических преобразований.

В-третьих, финансовая система, являясь своего рода "кровеносной системой" в экономическом организме, должна находиться в постоянном обновлении и развитии. За годы независимости в Узбекистане достигнуты определенные результаты по развитию финансовой системы. Вместе с тем, существуют многие нерешенные проблемы, основные из них следующие:

Высокие монополизация  и сегментация банков, высокая  доля государства в банковском секторе. В 1999 г. всего 3 банка в Узбекистане  владели около 75% банковских активов  страны по сравнению с 48% в Японии, 23% в Корее, 29% в Англии. Большинство банков в Узбекистане специализируются на конкретной отрасли экономики - на сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, населении и т.д., что обусловливает высокие риски и не позволяет распределять их по всей экономике.

Низкий уровень коэффициента монетизации экономики республики (отношения М2 к ВВП) - 16,5% в 1997 г. и  около 20% в 1999 г. при среднем значении этого показателя 60-70% в странах  со средними доходами, в группу которых  входит Узбекистан (см. табл. 1). Этот показатель используется за рубежом как основной для оценки уровня развития финансовой системы в стране.

При этом очень важно  соблюдать определенную последовательность в осуществлении либерализации  экономики. До финансовой либерализации необходима либерализация реального сектора экономики и внешней торговли. К финансовой либерализации нужен особенно осторожный, последовательный и поэтапный подход. Финансовую либерализацию не следует понимать как ограничение государственного вмешательства в деятельность финансовых институтов: напротив, правительство должно играть ведущую роль в реформировании финансовой системы.

В-четвертых, предприятиям необходимо ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции  в контексте расширения экспортного потенциала с законченным технологическим циклом, используя при этом высокие технологии. Экспортоориентированное развитие экономики Узбекистана сдерживается наличием следующих внутренних факторов:

недостаточно развитым частным сектором в экономике  и, как следствие, слабым развитием экспорта частными предприятиями;

неадекватным распределением дохода от экспорта между государством и  производителями продукции, особенно в сельском хозяйстве;

завышенным курсом сума, который  является одним из тормозящих факторов развития экспорта, наличием множественного курса национальной валюты, что обуславливает нестабильность внутренних цен;

монополизацией промышленного  производства, поддерживаемой высоким  уровнем протекционизма через валютный контроль.

Для устойчивого экономического роста в Узбекистане необходимо определить стратегические "точки роста", то есть ряд отраслей промышленности с наилучшими перспективами развития экспорта, о чем уже говорилось выше, и оказывать им всемерную поддержку. В целом желательная стратегия экспортоориентированного развития для Узбекистана (в аспекте индустриальной политики) должна быть аналогичной стратегии продвижения стран Юго-Восточной Азии по "ступенькам качества". Создав путем модернизации и нового строительства конкурентоспособные отрасли переработки первичного сырья, страна на следующем этапе становится экспортером преимущественно материалоемких и трудоемких промышленных товаров, которые оттесняют сырьевой компонент ее экспорта на второй план.

С этих позиций, а также с учетом сравнительных преимуществ Узбекистана, наибольшее значение для среднесрочной перспективы имеют, на наш взгляд, трудо- и ресурсоемкие отрасли обрабатывающей промышленности, способные эффективно вовлечь в процесс производства внутренние сырьевые и квалифицированные трудовые ресурсы. Сюда можно отнести не только уже упоминавшиеся выше текстильную и швейную, но также химическую и пищевую отрасли промышленности.

Что касается инвестиционного климата  в Узбекистане, то, как показал  опыт независимого развития республики, за годы реформ для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (которые привлекались под гарантии правительства Узбекистана) были созданы особые благоприятные условия. Что же касается мелких и средних инвесторов, то для них, по оценке экспертов Всемирного банка и МВФ, нынешние условия инвестирования капитала, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ, в том числе и Центральной Азии (Правда Востока, 10 февраля 2000 г). Данное положение, на наш взгляд, может быть улучшено на основе окончательного решения вопроса о свободной конвертации национальной валюты Узбекистана - сума, дальнейшей либерализации системы внешней торговли и укрепления банковской системы при стимулировании конкуренции коммерческих банков.

Таким образом, либерализация национальной экономики Узбекистана в целом  и ее успешная реализация во многом зависят от наличия целого ряда социально-экономических  предпосылок. Решающее значение при  этом имеют достижение общественного согласия, формирование надежного механизма социального партнерства, создание массовой поддержки нового курса среди самых широких слоев населения. Стратегия либерализации должна быть поднята до уровня общенациональной идеи. Только в этом случае она имеет шанс на успех, будет способна привести к возрождению экономики Узбекистана на основе поэтапной реализации собственной модели рыночных реформ.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Стратегия Узбекской модели рыночных реформ