Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:01, доклад
В конце XX столетия, после обретения государственной независимости и суверенитета. Республика Узбекистан изменила ориентиры своего развития, встала на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований с учетом позитивного опыта и достижений стран Юго-Восточной Азии и ряда развитых стран мира. Пройденный за годы обновления путь подтвердил правильность и действенность узбекской модели экономических реформ, которая получила одобрение и признание мировой общественности.
СТРАТЕГИЯ УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
В конце XX столетия, после
обретения государственной
В основу реализации этой модели построения основ рыночной экономики положены пять разработанных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым ключевых принципов, на которых базируется политика переходного периода:
полная деидеологизация экономики;
сохранение роли государства как главного реформатора;
во всех сферах жизни должен главенствовать закон;
должна реализовываться сильная социальная политика;
эволюционный путь перехода к рыночной экономике без "революционных скачков", "шоковой терапии", без ущерба для уровня жизни народа.
Видимо, настало время осмысления пройденного пути реформирования экономики Узбекистана на основе собственной национальной модели реформ, известной в мире как "узбекская модель перехода к основам рыночных отношений". Эта модель учитывает наряду с мировым опытом в области рыночной трансформации национальных хозяйственных систем также национальные особенности и интересы, целевую ориентацию построения демократического правового государства на основе исторических условий, реального состояния социально-экономической и политической сферы, традиций, обычаев и уклада жизни.
Для различных групп государств возникают совершенно разные задачи при переходных процессах. Это связано с тем, что в некоторых из них существовали конкурентные рынки и для таких стран актуальными были вопросы рыночной модернизации, в то время как для других, прежде всего постсоциалистических, на первый план выдвигаются вопросы осуществления перехода от командно-административного управления и централизованного планирования к рыночным отношениям в условиях преодоления кризисного состояния экономики. Рыночная экономика не может зародиться в недрах тоталитарной, командно-административной системы, поскольку они не имеют генетической общности. В этом и состоит отличительная черта перехода постсоциалистических стран к рынку, сложность данного процесса, не имевшего до недавнего времени аналогов в мировой практике. Этот исторический этап каждое государство должно пройти только ему присущим путем, обретя свой собственный опыт.
Централизованно-плановая и рыночная экономики - это две целостные, внутренне логичные и поэтому совершенно несовместимые хозяйственные системы. В силу этого невозможно быстро, одномоментно трансформировать плановую экономику в рыночную. Переход от централизованно-планового и командно-административного управления к рыночному регулированию и рыночной экономике - это не модернизация или совершенствование существующего хозяйственного механизма, а создание принципиально нового, переход из одного качественного состояния в другое.
Конкретное своеобразие процесса рыночной трансформации в Узбекистане было предопределено следующими социально-экономическими особенностями страны:
сложной демографической ситуацией и низким жизненным уровнем населения, особенно в сельской местности;
преимущественно сырьевой
ориентацией структуры
несовершенством структуры внешнеэкономических связей;
недостаточными экономическими возможностями проведения макроэкономической политики (ограничители возможностей контроля над величиной доходов населения, ценами и денежным обращением, во многом еще несовершенная бюджетная и налоговая политика и др.);
сохранением монопольного положения крупных предприятий в производстве основных видов продукции, отсутствием достаточного количества субъектов рыночных отношений;
ухудшением экологической обстановки в отдельных регионах республики;
неразвитостью рыночной инфраструктуры и недостаточной экономико-правовой подготовкой населения.
Выбранная Узбекистаном модель перехода от административно-командной, централизованно-плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике основана на следующих общих методологических подходах и принципах:
формирование государством организованных конкурентных рынков;
коммерциализация хозяйственной деятельности, осуществляемая в ходе трансформации монопольных структур в организованные конкурентные рынки;
использование рыночных структур и технических преобразований как взаимосвязанных элементов модернизации национальной экономики;
проведение приватизации как средства обеспечения конкуренции и формирования системы хозяйственной мотивации (а не конечной цели рыночных реформ);
проведение реформ с целью улучшения экономического положения каждого человека.
Таким образом, модель экономических реформ в Узбекистане предлагает коренное преобразование экономической системы путем создания организованной рыночной конкуренции при обеспечении относительно безболезненного характера этого перехода. Такой путь пока не имеет аналогов в мировой практике.
Действительно, рынок - это прежде всего конкуренция, он эффективно действует лишь там, где имеется конкуренция между многими производителями одного и того же вида продуктов и между показателями их производства. Это - аксиома мировой хозяйственной рыночной системы. Поэтому основная линия национальной модели экономических реформ в Узбекистане - это формирование организованных конкурентных рынков. Данные рынки по каждой группе товаров имеют свои особые черты: так, например, биржа хлопка отличается от строительной, последняя от биржи растительного масла и т.д. Однако на всех них должен действовать общий принцип: свободное ценообразование в рамках вилки, определяемой рентабельностью, вначале для подавляющего большинства, а затем для всех представленных на бирже продавцов и покупателей. При этом формирующая роль организаторов биржи состоит в том, чтобы цены не выходили за рамки "вилки рентабельности", т.е. не были бы слишком высокими или слишком низкими. Конкуренция же обязательно приводит к снижению затрат и увеличению выпуска продукции, что даст возможность стабилизировать цены.
Образованию системы организованных конкурентных рынков в национальной модели реформ должны быть подчинены все прочие элементы (блоки) модели. Это позволит добиться конкурентного рыночного равновесия в национальном народнохозяйственном комплексе республики как важного условия устойчивого его функционирования в условиях развития и углубления рыночных, отношений.
Создание благоприятных для
экономического развития макроэкономических
условий в Узбекистане
Подведя итог, можно сделать вывод, что формирование национальной модели экономических реформ в Узбекистане опирается на следующие важнейшие принципиальные положения:
Социальная ориентация на достижение конечного результата, обеспечивающего рост благосостояния людей.
Взаимоувязанное решение проблем стабилизации экономики, макроэкономического роста и оптимальной занятости трудоспособного населения.
Экономическое регулирование на основе
использования рыночного
Отход от прямого государственного управления производством, предоставление свободы самим товаропроизводителям определять, исходя из экономической целесообразности, виды деятельности, объем и номенклатуру производимой продукции, круг производственно-хозяйственных связей.
Сохранение активной роли государства в выборе приоритетов инвестиционной политики и привлечении иностранного капитала, в регулировании экономики посредством введения "рамочных условий", использования экономических рычагов и стимулов, обеспечения надежных социальных гарантий.
Проведение сильной социальной политики на всех этапах формирования рыночных отношений, направленной, в первую очередь, на защиту социально уязвимых слоев населения - детей, пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи и др.
Реализация названных
Первый этап охватывал 1989-1991 гг., когда
каждая из республик бывшего Союза
переходила на региональный хозрасчет
исходя из своих потенциальных
Второй этап -1991-1992 гг. - этап упорных поисков собственного пути развития. Ведь в отличие от многих европейских или азиатских стран Узбекистан пережил эксперимент, именуемый "прыжком из феодализма в социализм, минуя капитализм". Некапиталистическая модель развития для республики имела самые негативные последствия, поскольку производственные отношения так и остались незрелыми, неэффективными. В этот период правительственными экспертами и учеными изучались модели Турции, Китая, Южной Кореи, Японии, которые были близки Узбекистану по многим элементам: наличию так называемой "азиатской экономики" (или "азиатского способа производства"), корпоративности в организации труда и управления, демографическому положению. С другой стороны, внимательно исследовался опыт Польши, Венгрии, России и других постсоциалистических государств, где применялся механизм "шоковой терапии". Последний способ либерализации и реформирования экономики не мог быть применен в Узбекистане в связи со сложной социальной обстановкой в республике и отсутствием здесь развитой хозяйственной базы. Стало ясно, что нужно искать собственный путь реформирования и развития, но, конечно, с учетом мирового опыта.
Третий этап - 1993-1995 гг. - начало формирования полноценной узбекской модели. За это время были заложены основы создания рыночной инфраструктуры - нормативно-правовая база, система обслуживания новых структур - банковско-кредитные механизмы, налоговая политика, положено начало формированию частного сектора. Начался активный процесс разгосударствления и приватизации малых и средних предприятий, жилищной сферы, отраслей социальной сферы (общественное питание, торговля, платные услуги), велась подготовка к акционированию крупных производств. Стало ясно, что автаркия стране не грозит, Узбекистан превратился в полноправного члена международных экономических отношений.
Четвертый этап - 1996-1999 гг., когда население Узбекистана окончательно уяснило, что избранный путь в форме узбекской модели не только приобрел реальные контуры и направления, но и верен по способам реформирования и механизмам реализации программ. Многие эксперты даже стали указывать на то, что данный путь имеет некоторую схожесть с развитием новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим зарубежные специалисты стали называть Узбекистан "центральноазиатским тигром". В принципе, это верно: спрос на новые товары и технический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение и металлургия за указанный период укрепили свои позиции, быстрыми темпами развивалась химическая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность.
Пятый этап начался с
2000 г. и продлится до 2005 года. В
течение этого периода
Из вышесказанного следует вывод, что на всех этапах рыночных реформ в Узбекистане особое место занимала и занимает проблема макроэкономических преобразований в национальном народнохозяйственном комплексе Узбекистана, включающих структурную, инвестиционную и внешнеэкономическую составляющие, что заложено в национальную модель реформ в качестве одного из важнейших отправных принципов. С начала 90-х годов вся макроэкономическая политика в Узбекистане была направлена на поэтапное обеспечение перевода экономики на рыночные отношения на основе реализации собственной, национальной модели реформ. Вместе с этим, лишившись прежних плановых механизмов формирования народнохозяйственных пропорций, республика пока еще не обрела достаточно эффективных новых механизмов рыночного типа. Речь идет о маргинальной роли фондового рынка, о слабости кредитно-финансовых институтов, об отсутствии сбалансированного механизма взаимодействия частного капитала и государства, медленном формировании конкурентной среды.
Информация о работе Стратегия Узбекской модели рыночных реформ