Стратегия Узбекской модели рыночных реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:01, доклад

Описание работы

В конце XX столетия, после обретения государственной независимости и суверенитета. Республика Узбекистан изменила ориентиры своего развития, встала на путь радикальных социально-экономических и политических преобразований с учетом позитивного опыта и достижений стран Юго-Восточной Азии и ряда развитых стран мира. Пройденный за годы обновления путь подтвердил правильность и действенность узбекской модели экономических реформ, которая получила одобрение и признание мировой общественности.

Работа содержит 1 файл

Гоя.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

СТРАТЕГИЯ УЗБЕКСКОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

 

В конце XX столетия, после  обретения государственной независимости  и суверенитета. Республика Узбекистан изменила ориентиры своего развития, встала на путь радикальных социально-экономических  и политических преобразований с учетом позитивного опыта и достижений стран Юго-Восточной Азии и ряда развитых стран мира. Пройденный за годы обновления путь подтвердил правильность и действенность узбекской модели экономических реформ, которая получила одобрение и признание мировой общественности.

В основу реализации этой модели построения основ рыночной экономики  положены пять разработанных Президентом  Республики Узбекистан И.А. Каримовым  ключевых принципов, на которых базируется политика переходного периода:

полная деидеологизация экономики;

сохранение роли государства  как главного реформатора;

во всех сферах жизни  должен главенствовать закон;

должна реализовываться  сильная социальная политика;

эволюционный путь перехода к рыночной экономике без "революционных  скачков", "шоковой терапии", без ущерба для уровня жизни народа.

Видимо, настало время  осмысления пройденного пути реформирования экономики Узбекистана на основе собственной национальной модели реформ, известной в мире как "узбекская  модель перехода к основам рыночных отношений". Эта модель учитывает наряду с мировым опытом в области рыночной трансформации национальных хозяйственных систем также национальные особенности и интересы, целевую ориентацию построения демократического правового государства на основе исторических условий, реального состояния социально-экономической и политической сферы, традиций, обычаев и уклада жизни.

Для различных групп  государств возникают совершенно разные задачи при переходных процессах. Это  связано с тем, что в некоторых  из них существовали конкурентные рынки и для таких стран актуальными были вопросы рыночной модернизации, в то время как для других, прежде всего постсоциалистических, на первый план выдвигаются вопросы осуществления перехода от командно-административного управления и централизованного планирования к рыночным отношениям в условиях преодоления кризисного состояния экономики. Рыночная экономика не может зародиться в недрах тоталитарной, командно-административной системы, поскольку они не имеют генетической общности. В этом и состоит отличительная черта перехода постсоциалистических стран к рынку, сложность данного процесса, не имевшего до недавнего времени аналогов в мировой практике. Этот исторический этап каждое государство должно пройти только ему присущим путем, обретя свой собственный опыт.

Централизованно-плановая и рыночная экономики - это две  целостные, внутренне логичные и  поэтому совершенно несовместимые  хозяйственные системы. В силу этого  невозможно быстро, одномоментно трансформировать плановую экономику в рыночную. Переход от централизованно-планового и командно-административного управления к рыночному регулированию и рыночной экономике - это не модернизация или совершенствование существующего хозяйственного механизма, а создание принципиально нового, переход из одного качественного состояния в другое.

Конкретное своеобразие  процесса рыночной трансформации в  Узбекистане было предопределено следующими социально-экономическими особенностями  страны:

сложной демографической  ситуацией и низким жизненным  уровнем населения, особенно в сельской местности;

преимущественно сырьевой ориентацией структуры экономики;

несовершенством структуры  внешнеэкономических связей;

недостаточными экономическими возможностями проведения макроэкономической политики (ограничители возможностей контроля над величиной доходов населения, ценами и денежным обращением, во многом еще несовершенная бюджетная и налоговая политика и др.);

сохранением монопольного положения крупных предприятий  в производстве основных видов продукции, отсутствием достаточного количества субъектов рыночных отношений;

ухудшением экологической  обстановки в отдельных регионах республики;

неразвитостью рыночной инфраструктуры и недостаточной  экономико-правовой подготовкой населения.

Выбранная Узбекистаном модель перехода от административно-командной, централизованно-плановой системы к социально ориентированной рыночной экономике основана на следующих общих методологических подходах и принципах:

формирование государством организованных конкурентных рынков;

коммерциализация хозяйственной деятельности, осуществляемая в ходе трансформации монопольных структур в организованные конкурентные рынки;

использование рыночных структур и технических преобразований как взаимосвязанных элементов  модернизации национальной экономики;

проведение приватизации как средства обеспечения конкуренции и формирования системы хозяйственной мотивации (а не конечной цели рыночных реформ);

проведение реформ с  целью улучшения экономического положения каждого человека.

Таким образом, модель экономических  реформ в Узбекистане предлагает коренное преобразование экономической системы путем создания организованной рыночной конкуренции при обеспечении относительно безболезненного характера этого перехода. Такой путь пока не имеет аналогов в мировой практике.

Действительно, рынок - это прежде всего конкуренция, он эффективно действует лишь там, где имеется конкуренция между многими производителями одного и того же вида продуктов и между показателями их производства. Это - аксиома мировой хозяйственной рыночной системы. Поэтому основная линия национальной модели экономических реформ в Узбекистане - это формирование организованных конкурентных рынков. Данные рынки по каждой группе товаров имеют свои особые черты: так, например, биржа хлопка отличается от строительной, последняя от биржи растительного масла и т.д. Однако на всех них должен действовать общий принцип: свободное ценообразование в рамках вилки, определяемой рентабельностью, вначале для подавляющего большинства, а затем для всех представленных на бирже продавцов и покупателей. При этом формирующая роль организаторов биржи состоит в том, чтобы цены не выходили за рамки "вилки рентабельности", т.е. не были бы слишком высокими или слишком низкими. Конкуренция же обязательно приводит к снижению затрат и увеличению выпуска продукции, что даст возможность стабилизировать цены.

Образованию системы организованных конкурентных рынков в национальной модели реформ должны быть подчинены  все прочие элементы (блоки) модели. Это позволит добиться конкурентного  рыночного равновесия в национальном народнохозяйственном комплексе республики как важного условия устойчивого его функционирования в условиях развития и углубления рыночных, отношений.

Создание благоприятных для  экономического развития макроэкономических условий в Узбекистане осуществляется путем комбинации экономических (стабилизационные программы, демонополизация, конверсия, реформа собственности, земельная реформа) и политических мер, демократических реформ, разрушения административно-командных структур управления и формирования новых институтов контроля за экономикой.

Подведя итог, можно сделать вывод, что формирование национальной модели экономических реформ в Узбекистане  опирается на следующие важнейшие  принципиальные положения:

Социальная ориентация на достижение конечного результата, обеспечивающего рост благосостояния людей.

Взаимоувязанное решение проблем  стабилизации экономики, макроэкономического  роста и оптимальной занятости  трудоспособного населения.

Экономическое регулирование на основе использования рыночного механизма, обеспечивающего (на основе действия законов стоимости, спроса и предложения) ориентацию поведения всех хозяйствующих субъектов на поиск путей достижения наибольшей эффективности производства.

Отход от прямого государственного управления производством, предоставление свободы самим товаропроизводителям определять, исходя из экономической целесообразности, виды деятельности, объем и номенклатуру производимой продукции, круг производственно-хозяйственных связей.

Сохранение активной роли государства  в выборе приоритетов инвестиционной политики и привлечении иностранного капитала, в регулировании экономики посредством введения "рамочных условий", использования экономических рычагов и стимулов, обеспечения надежных социальных гарантий.

Проведение сильной социальной политики на всех этапах формирования рыночных отношений, направленной, в первую очередь, на защиту социально уязвимых слоев населения - детей, пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи и др.

Реализация названных принципов  построения собственной модели рыночных реформ в Узбекистане происходила в несколько этапов.

Первый этап охватывал 1989-1991 гг., когда  каждая из республик бывшего Союза  переходила на региональный хозрасчет  исходя из своих потенциальных возможностей и специализации. Но именно тогда  стало ясно, что невозможно сформировать полноправные отношения с союзным центром и другими республиками, если не заменить планово-административную систему управления, не отказаться от общесоюзного разделения труда. Экономика Узбекистана в этот период развивалась под влиянием острого конфликта между реальными возможностями и потребностями республики, с одной стороны, и ограничениями, навязанными ей системой так называемых социалистических производственных отношений. Поскольку существовавшая ситуация была неудовлетворительной, распад СССР и переориентация кооперационных и интеграционных связей в новое, рыночное русло были для Узбекистана не столь болезненны, как можно было вначале ожидать.

Второй этап -1991-1992 гг. - этап упорных  поисков собственного пути развития. Ведь в отличие от многих европейских или азиатских стран Узбекистан пережил эксперимент, именуемый "прыжком из феодализма в социализм, минуя капитализм". Некапиталистическая модель развития для республики имела самые негативные последствия, поскольку производственные отношения так и остались незрелыми, неэффективными. В этот период правительственными экспертами и учеными изучались модели Турции, Китая, Южной Кореи, Японии, которые были близки Узбекистану по многим элементам: наличию так называемой "азиатской экономики" (или "азиатского способа производства"), корпоративности в организации труда и управления, демографическому положению. С другой стороны, внимательно исследовался опыт Польши, Венгрии, России и других постсоциалистических государств, где применялся механизм "шоковой терапии". Последний способ либерализации и реформирования экономики не мог быть применен в Узбекистане в связи со сложной социальной обстановкой в республике и отсутствием здесь развитой хозяйственной базы. Стало ясно, что нужно искать собственный путь реформирования и развития, но, конечно, с учетом мирового опыта.

Третий этап - 1993-1995 гг. - начало формирования полноценной  узбекской модели. За это время  были заложены основы создания рыночной инфраструктуры - нормативно-правовая база, система обслуживания новых структур - банковско-кредитные механизмы, налоговая политика, положено начало формированию частного сектора. Начался активный процесс разгосударствления и приватизации малых и средних предприятий, жилищной сферы, отраслей социальной сферы (общественное питание, торговля, платные услуги), велась подготовка к акционированию крупных производств. Стало ясно, что автаркия стране не грозит, Узбекистан превратился в полноправного члена международных экономических отношений.

Четвертый этап - 1996-1999 гг., когда население Узбекистана  окончательно уяснило, что избранный  путь в форме узбекской модели не только приобрел реальные контуры  и направления, но и верен по способам реформирования и механизмам реализации программ. Многие эксперты даже стали указывать на то, что данный путь имеет некоторую схожесть с развитием новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим зарубежные специалисты стали называть Узбекистан "центральноазиатским тигром". В принципе, это верно: спрос на новые товары и технический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение и металлургия за указанный период укрепили свои позиции, быстрыми темпами развивалась химическая, нефтехимическая и фармацевтическая промышленность.

Пятый этап начался с 2000 г. и продлится до 2005 года. В  течение этого периода республика должна сформировать в полном объеме импортозамещающие производства и  переориентироваться на массовый экспорт. Узбекистану следует определить свою роль и значимость в региональных объединениях (Центральноазиатское Экономическое Сообщество, Сотрудничество стран Черноморского бассейна, Экономический союз СНГ). Как считают многие эксперты, в этот период активизируется экономический диалог с более отдаленными, но крупными интеграционными структурами - ЭКО, Европейским Союзом, АСЕАН и другими, определится межрегиональная роль Узбекистана и обозначится его участие в борьбе за новый мировой экономический порядок.

Из вышесказанного следует  вывод, что на всех этапах рыночных реформ в Узбекистане особое место  занимала и занимает проблема макроэкономических преобразований в национальном народнохозяйственном комплексе Узбекистана, включающих структурную, инвестиционную и внешнеэкономическую составляющие, что заложено в национальную модель реформ в качестве одного из важнейших отправных принципов. С начала 90-х годов вся макроэкономическая политика в Узбекистане была направлена на поэтапное обеспечение перевода экономики на рыночные отношения на основе реализации собственной, национальной модели реформ. Вместе с этим, лишившись прежних плановых механизмов формирования народнохозяйственных пропорций, республика пока еще не обрела достаточно эффективных новых механизмов рыночного типа. Речь идет о маргинальной роли фондового рынка, о слабости кредитно-финансовых институтов, об отсутствии сбалансированного механизма взаимодействия частного капитала и государства, медленном формировании конкурентной среды.

Информация о работе Стратегия Узбекской модели рыночных реформ