Стратегическое управление региональными рынками

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:37, реферат

Описание работы

В России управление поведением предприятий на рынке может быть эффективным, только если оно осуществляется на основе интеграции различных концепций стратегического управления и как упреждающее управление в реальном масштабе времени.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 56.50 Кб (Скачать)


Введение

 

Особое значение в России сегодня приобретает стратегическое управление региональными рынками. Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков.

Все это приводит нас к выводу о необходимости дальнейшего развития методологии управления региональными рынками в России. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой — позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития методологии управления региональными рынками, необходимо:

1) выявить тенденции эволюции теоретических представлений о рынках и на этой основе идентифицировать особенности современного этапа экономического развития страны;

2) разработать концепцию стратегического управления региональными рынками, адекватную российским экономическим условиям и ориентированную на экономический рост.

Эволюция теоретических представлений о рынках и особенности формирования региональных рынков в Росии в переходный период.

 

Развитие экономической теории, в самом общем (системном) плане, есть процесс осмысления рынком самого себя, иными словами, это процесс, с помощью которого субъекты рынка познают, каким образом они могут достичь своих целей, взаимодействуя друг с другом.

Большая часть споров о рыночном механизме представителей различных направлений экономической теории по сути своей была поиском ответа на вопрос: способен ли рынок адекватно реагировать на непрерывные возмущения в экономической среде?

Экономические модели проецируются на региональные проблемы, и мы наблюдаем трансформацию концепций регионального развития: от теорий размещения производства периода развертывания индустриализации до описания пространственного экономического равновесия, международной специализации и торговли, инновационных процессов. Глубокий анализ эволюции теорий регионального развития выполнен в известных работах Гранберга А.Г., Новоселова А.С., Кузнецовой О.В.[2, 4, 6]. Показано, что экономический рост в регионе базируется на внутренних немобильных ресурсах (факторах производства) и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Регионы конкурируют за ограниченные ресурсы, что сближает цены на мобильные факторы производства и обеспечивает эффективное распределение ресурсов между регионами. Региональные различия в ценностях, культуре, структуре экономики, существующих институтах способствуют повышению конкурентоспособности и приводят к созданию кластеров отраслей. Эти подходы органично сочетаются с концепцией территориального маркетинга, в основе которой лежит гипотеза о зависимости рыночного поведения покупателей, а также других субъектов рынка от региональных факторов. В институциональной концепции региональных рынков акцент перемещается на нематериальные факторы регионального развития, которые в последние десятилетия стали оказывать все большее воздействие на его результаты.

Системная исследовательская парадигма требует всестороннего анализа объекта управления, адекватные реальной ситуации концепции могут быть получены лишь на основе слияния (интеграции) рассмотренных подходов.

 

Концепция управления региональными рынками

 

Если исходить из того, что основная цель переходной экономики — формирование эффективных рынков, то регион следует рассматривать как совокупность формирующихся рынков. Поскольку в процессе формирования и развития рынков велика роль государственных органов власти, то под регионами мы понимаем субъекты Российской Федерации, обладающие реальными возможностями влиять на развитие отраслевых и локальных рынков на своей территории. Объединение регионов в федеральные округа расширяет возможности управления региональными рынками.

Передача субъектам РФ ресурсов для осуществления региональной экономической политики превращает их в целеустремленные экономические системы и делает необходимым строить управление региональными рынками на базе субъектов РФ и их объединений. Как целостная совокупность субрегиональных отраслевых и локальных рынков субъект РФ является региональным рынком, для которого создается и реализуется своя стратегия развития.

Управление региональными рынками в переходной экономике мы понимаем как разработку и реализацию стратегий их формирования и развития. Оно предполагает координацию действий участников рынка с помощью рыночного механизма, который при определенных условиях обеспечивает наилучшее распределение ресурсов, а также мотивацию участников рынка для преодоления неизбежного конфликта интересов.

Миссия стратегического управления рынками в современной российской национальной экономике — возвращение нашей страны в число развитых стран, у нас есть необходимые для этого ресурсы.

Стратегическая цель любого региона — устойчивый и долгосрочный экономический рост. Плавный и стабильный рост свидетельствует о том, что экономика региона находится в равновесии роста. Четкая и обоснованная экономическая политика не избавит нас от задержек и отклонений от выбранного курса на стабильное экономическое развитие, но, вероятно, позволит минимизировать величину и частоту отклонений от курса роста. Степень достижения поставленных целей будет зависеть от наличия возможностей для роста во внешней среде и от способности региональных органов власти, точнее, всех субъектов регионального рынка, реализовать эти возможности.

Основой управления региональными рынками является государственное регулирование рынков. Специфические черты российской экономики порождают особенности государственного регулирования, важнейшие из которых, на наш взгляд, можно представить следующим образом.

В российской экономике на многих промышленных рынках государственные монополии превратились в частные, оставаясь крупнейшими корпорациями кланового типа с неясными границами и непрозрачной внутренней структурой, вовлеченные в сложные отношения с государством. Реструктуризация таких корпораций и четкое определение правил их взаимодействия с государством позволят превратить их в центры экономического роста.

Формирующиеся российские рынки нестабильны, и периоды высокой доходности бизнеса быстро сменяются периодами низкой рентабельности, в связи с чем одной из важнейших функций управления рынками становится поддержание их стабильности и приемлемой доходности.

Органы регулирования время от времени переходят к защите интересов отраслей (предприятий), за регулирование которых они отвечают, вместо отстаивания интересов общества. В значительной мере потому, что у них нет необходимой информации (или она искажена) и четких норм поведения. Иногда отрасли, которые потенциально высоко конкурентны и открыты для входа, добиваются государственного регулирования для блокирования входа и предотвращения ценовой конкуренции. Способы решения такого рода проблем необходимо публично обсуждать в профессиональной среде, что существенно повысит качество государственного регулирования рынков.

Принципиально важно осознавать, что в переходной экономике государственные органы управления в гораздо большей степени вынуждены сами заниматься производством информации, поскольку ее недостаток деформирует развивающиеся рынки. Российские предприятия и органы государственного управления оказались в информационном вакууме, роль информационных систем в формировании эффективных рынков явно недооценивалась на всех уровнях. Новая экономическая информационная система складывается в значительной степени стихийно, а соответствующая информационная инфраструктура — в зачаточном состоянии. Важным источником информации для власти становятся отраслевые (некоммерческие) союзы предприятий, анализирующие ситуацию в различных секторах рынков.

Системообразующий принцип управления региональными рынками. Усиление неопределенности на региональных рынках сопровождается обострением конкуренции. Стратегия, призванная обеспечить будущее благополучие региона, должна быть направлена на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ на региональных и отраслевых рынках. Не следует ориентировать систему управления региональными рынками на сосредоточение в одном направлении, т.е. на выполнении обязательств перед одной заинтересованной общественной группой; главная задача регионального менеджмента — согласовать противоречивые интересы различных заинтересованных групп, оказывающих наибольшее влияние на развитие предприятий и рынка.

Оценка эффективности управления рынками. Чтобы определить эффективность управления рынками, необходимо, как нам представляется, определить критерии оценки работы рыночного механизма, затем эффективность действий по исправлению «провалов» рынка. И это должно быть сделано в рамках теории управления, по мере развития которой одни концепции оценки эффективности управления сменялись другими.

Традиционная теория управления предполагает достижение заданных целей с помощью известных и заранее установленных средств. Используются два критерия, дополняющие друг друга: степень достижения поставленных целей и соотношение затрат и результатов. Теория человеческих ресурсов добавляет поведенческие и установочные компоненты, вводя такие критерии, как мотивация, удовлетворенность, лояльность различных общественных групп, при этом модель управления остается закрытой.

По мере того как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, системы управления становятся открытыми, подвижными и гибкими, на первый план выходит такой наиболее общий критерий, как способность адаптироваться к изменениям и влиять на них. Показатели эффективности становятся системно ориентированными или многомерными, выражая способность различных общественных групп адаптироваться к изменениям и влиять на них.

Именно этот подход является, на наш взгляд, единственно методологически верным для оценки эффективности управления рынками в переходной экономике. Он органически совмещает в себе парадигмы традиционной эффективности и производительности, направленность на удовлетворение потребностей и интересов различных общественных групп и их согласование, динамичность внешних и внутренних факторов и их взаимодействия. Это междисциплинарный подход, в котором сочетаются показатели эффективности, используемые в различных научных дисциплинах, занимающихся рынками и управлением поведением экономических агентов.

Выбор системы показателей эффективности управления региональными рынками зависит от:

1) особенностей объекта управления и динамики его развития;

2) потребностей и интересов различных субъектов рынка, обусловливающих критерии, на основе которых они оценивают свою деятельность и деятельность других участников рынка;

3) возможности измерить соотношение затрат и результатов в тех или иных видах деятельности;

4) позиции исследователя и специфики исследовательской ситуации.

Методы стратегического управления региональными рынками. Уникальная особенность трансформации российских рынков, на наш взгляд, состоит в том, что если в других странах изменения на рынках проходили последовательно в течение достаточно продолжительного периода времени, то в России волею обстоятельств они были спрессованы во времени, т.е. происходили одновременно по многим направлениям и на всех рынках.

В нашей стране, отличающейся огромным разнообразием природных, экономических и социальных условий, наиболее отчетливо эта особенность проявляется именно на региональных рынках.

Поэтому в России управление поведением предприятий на рынке может быть эффективным, только когда оно осуществляется на основе комбинирования различных концепций или методов стратегического управления.

В начале 90-х годов прошлого столетия необходимо было определить, что в действительности происходит, прежде чем выбрать основное направление развития, выбор стратегии становился весьма сложной задачей. Методы школы обучения органически стали врастать в технологии управления предприятиями. Испытав шок, предприятия пытались сопротивляться стратегическим переменам, оказывающим на них негативное влияние, в результате их трансформация часто принимала вид, который адекватно описывает квантовая теория перемен или конфигурации.

В процессе приватизации наблюдался практически непрерывный передел собственности, часто сопровождающийся конфликтами. К середине 90-х гг. ХХ в. политические методы управления, развивающиеся в рамках школы власти, стали органической частью российского менеджмента, а способы согласования интересов различных общественных групп постепенно становятся все более цивилизованными и эффективными по своим конечным экономическим результатам. По мере того, как ситуация на рынках стабилизируется, появляются основания считать, что экономический рост будет устойчивым, предприятия осваивают методы школ дизайна и позиционирования, которые сегодня становятся для них базовыми.

Когда появляется сильная стратегическая перспектива и предприятие активно ее реализует, фундаментальная стратегическая перестройка блокируется инертностью корпоративной культуры. Сейчас это происходит в агропромышленном комплексе, где новые технологии и организация производства вступили в противоречие с существующими ценностями и убеждениями работников. Тогда менеджмент предприятий осваивает методы школы культуры, вкладывая средства в развитие не только тех, кто работает и способен работать в новых условиях, но и в систему образования, где формируются будущие работники.

Развитие концепций стратегического управления во времени представлено на рис. 1. Анализ их эволюции во времени за рубежом выполнен Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом, в России — нами по материалам публикаций, обсуждающих проблемы и опыт развития российских предприятий в 90-е годы.

Теоретические модели стратегического управления менялись в ответ на ускорение изменений во внешней среде и усложнение возникающих при этом проблем, отчетливо проявляя стремление предприятий усилить свое влияние на рынки. Эту же тенденцию мы наблюдаем на российских предприятиях, менеджеры которых стали чувствительнее к изменениям в окружающей среде и более тонко настроились на управление ими, чем все предыдущие поколения.

Информация о работе Стратегическое управление региональными рынками