Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:33, контрольная работа
Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации, и по ее географическому положению, и по особенностям природы, и благодаря ее историческому прошлому. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это, и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области. Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны.
Введение………………………………………………………………………3
1.Транспортный комплекс региона………………………………………….4
2.Стратегическое региональное планирование……………………………..6
3.Анализ изменения цен по отраслям экономики
за последние пять лет…………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………..…………………….……23
*
проведение политики развития
конкуренции на рынке
Еще одним
направлением модернизации региона
является обеспечение условий
Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона. Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и среднего предпринимательства.
Производства массового и крупносерийного характера в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.
Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных промышленных предприятий сформировать несколько средних и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.
Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.
Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона. Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.
Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых в пределах региона технологических цепочек производителей продукции позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить издержки, получить экономию на налогах. Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оценки мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов. Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона. Повышение эффективности регионального хозяйства возможно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов. Долгосрочным перспективным направлением реализации данных мероприятий является достижение финансовой стабильности регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.
Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:
*
проведение целенаправленной
* решение социальных проблем при реформировании экономики;
*
стимулирование деловой
Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.
Структурная
перестройка отечественной
В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:
*
в рамках долгосрочной
*
в рамках среднесрочного
* в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечения условий для физического выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.
В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:
*
установление в
* гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем;
*
законодательное определение
* сокращение имущественного
расслоения населения, преодоление необоснованно
высоких различий в уровнях доходов зажиточной
части и бедных слоев населения.
2006-2010
г.
Экономика
Калининградской области
Динамика валового регионального продукта Калининградской области за последние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису, свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно опережающих темпы роста экономики по России в целом.
Таблица 1
Динамика ВРП Калининградской области и ВВП России в 2005-2009 гг. в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВРП Калининградской области | 127,6 | 119,9 | 109,9 | 86,6 | 101,3 |
ВВП по России | 107,4 | 108,1 | 105,6 | 91,5 | 102,6 |
Промышленность.
По индексу промышленного производства
в 2006-2008 гг. область входила в число лидеров
среди всех регионов России, значительно
превосходя среднероссийский показатель.
Таблица 2
Динамика индекса промышленного производства в 2005-2009 гг., в % к предыдущему году | |||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
ВРП Калининградской области | 166,6 | 134,8 | 102,5 | 81,0 | 104,5 |
ВВП по России | 106,3 | 106,3 | 102,1 | 88,6 | 106,8 |
Диограмма1. Индекс промышленного производства,в %
Вывод: с 2003 по 2007 г.г. индекс промышленного производства повышался, а начиная с 2008 года и по настоящее время, держится примерно на одном уровне, ниже, чем был ранее.
Строительство. В последние несколько лет в строительной отрасли Калининградской области наблюдался стремительный подъем - регион демонстрировал одни из самых высоких темпов роста строительства в России. Во многом это было обусловлено активным участием региона в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Диаграмма 2
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млрд. руб
Вывод: Негативное воздействие финансового-экономического кризиса привело к замедлению активности в секторе во второй половине 2008 года, однако сохранилась тенденция ускорения темпов работ в строительстве, поддержанная значительным объемом инвестиций в основной капитал. В 2009 году объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос по сравнению с предыдущим годом на 27,7 % и составил 24,5 млрд. рублей, однако в 2010 году снизился на 24,5 % по сравнению с 2009 годом.
Недвижимость. Калининградский рынок недвижимости все последние годы обеспечивал стабильную рентабельность капиталовложений, являясь одним из самых привлекательных в России. Устойчивый рост экономики последних лет сопровождался интенсивным строительством и оживлением рынка недвижимости региона, о чем свидетельствует, например, значительное увеличение объемов операций с недвижимым имуществом.
Информация о работе Стратегическое региональное планирование