Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью написания работы является анализ построения стратегического планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия,
рассмотреть этапы и методы анализа в стратегическом планировании;
на основе практического материала изучить действующую организационно-правовую структуру, функции отделов и их взаимодействие, перспективы развития предприятия,
проанализировать маркетинговую деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду предприятия,
выявить слабые и сильные стороны существующей стратегии.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Стратегическое планирование как средство достижения целей предприятия 5
1.2. Этапы стратегического планирования на предприятии 6
1.3. Методы анализа (прогнозирования) в стратегическом планировании: подходы и технологии 11
2. Организация стратегического планирования на предприятии (на примере ООО «Северяночка») 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ внутренний среды предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды 22
2.4. Порядок разработки стратегических планов 22
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения
Потребителями предприятия являются покупатели – население.
Главная цель предприятия – улучшение финансового состояния, получение максимально высокой прибыли. Предприятие определяет цели в разных направлениях: положение на рынке, в области использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), рентабельности подразделений и др. Они подразделяются на экономические и неэкономические.
Философия (базовые взгляды и ценности предприятия – основа для создания системы мотивации) – это повышение культуры обслуживания покупателей.
Миссия и цели предприятия отображены на рис. 7.
В
структуре товарооборота более 90%
составляют продовольственные товары.
Большая доля продтоваров объясняется
тем, что они являются товарами первой
необходимости, оборачиваемость средств,
вложенных в продовольственные товары
выше вложений в промышленные товары.
Из 12 магазинов Общества, два осуществляют
торговлю промышленными товарами, один
магазин продает только продтовары, т.к.
в одном здании находится промтоварный
магазин, остальные магазины – смешанные.
Спрос: Спрос
на товары народного потребления
Миссия:
Рисунок 7. Миссия и цели ООО «Северяночка»
В
смешанных магазинах
Ежемесячно проводится анализ текущей деятельности предприятия, изучаются средние размеры торговых наценок и уровень расходов по доставке товаров, как по группам товаров, так и по поставщикам. Рассматривается так же скорость оборачиваемости товаров.
Продовольственные товары преимущественно завозятся с оптовых баз. Торговая наценка на данные товары устанавливается в размере примерно 30%. Поставляется продукция местных товаропроизводителей: молоко и молокопродукты поставляет ООО «Агро-Север»; мясо, мясные продукты, колбасные изделия поставляются предприятиями ООО «ММЗ Ижма» и ЗАО «Рейндирмит». На данный товар устанавливается торговая наценка около 15%. Данные товары пользуются спросом и обладают быстрой оборачиваемостью, поэтому, несмотря на низкую торговую наценку, они приносят выгоду предприятию. Самый низкий размер торговых наценок – всего 7,5% устанавливается на хлеб и хлебобулочные изделия, поставляемые ООО «Хлеб». Этот вид товара не требует расходов на доставку товара, т.к. поставщик развозит его по магазинам на своем транспорте, кроме того, этот товар раскупается ежедневно как покупателями с высоким уровнем доходов, так и малоимущими. Но при этом существует риск несбалансированности спроса и предложения. Этот товар скоропортящийся, если предложение хлеба окажется выше покупательского спроса, то на следующий день товар уже теряет свое качество, существует риск невостребованности несвежего хлеба и его порча. В таких случаях следует оперативно снизить цену, приложить все усилия по сохранению его качества и скорейшей реализации. Торговля данным видом товара прибыли практически не приносит, но он привлекает покупателей в магазины, поэтому играет важную роль в ассортименте товаров. Промышленные товары поставляются, чаще всего, с оптовых баз. На данные товары устанавливается торговая наценка в среднем около 40%. Данный вид товара более доходный, однако обладает более медленной оборачиваемостью.
Наиболее важным показателем является объем реализации – товарооборот. Он тесно связан с выполнением поставщиками своих договорных обязательств. Как правило, предприятие заключает договор с поставщиками сроком на 1 год без оговорки конкретных объемов поставки. Товар поставляется самовывозом, т.е. поставщикам передается заявка, затем представители Общества получают товар непосредственно на складах поставщиков, самостоятельно организуют доставку товара на предприятие. Доставка товаров от местных производителей (хлеба, молочных продуктов) осуществляется средствами поставщиков.
На предприятии имелись случаи риска невостребованности продукции, который возникает в результате падения спроса. Внутренние причины:
Внешние причины:
Для того, чтобы оценить риск невостребованной продукции, в ООО «Северяночка» проводится анализ динамики остатков по разным группам товаров. В случаях падения спроса на какой-либо товар, снижается его цена.
Общество использует такие виды ценовой политики, как цена распродаж, цена равновесия (товар высокого качества по рыночной цене), цена начала атаки рынка (товар высокого качества, впервые представленный на рынке, по средней цене). Высокий уровень конкуренции не позволяет устанавливать высокие цены на товар.
Большое значение имеет выбор ассортимента товаров. Результаты работы торгового предприятия во многом зависят от структуры товаров, т.к. на разные виды товаров начисляется дифференцированная торговая наценка, расходы по доставке так же отличаются. Кроме того, необходимо учитывать скорость оборачиваемости денежных средств, вложенных в тот или иной товар.
Ассортимент товаров постоянно изменялся. Доля промышленных товаров увеличилась с 3,6% в 2004г. до 9,9% в 2006г., затем снизилась до 9,1%. Повышение цен на мясные изделия и молочные продукты местного производства, ухудшение его качества повлияли на резкое понижение спроса на этот товар. Постепенно снижается доля реализации алкогольной продукции с 38,9% в 2004г. до 30% в 2007г. В несколько раз возросла доля реализации рыбных продуктов, овощей и фруктов. В 2008г.существенных изменений в структуре товарооборота не произошло. Удельный вес продовольственных товаров составил 9,2% доля промышленных товаров – 9,2%.
Колебания в товарообороте
Темпы роста товарооборота за 2004-2008 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Темпы роста товарооборота ООО "Северяночка
Показатели | ед. изм. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. |
Товарооборот | тыс. руб | 16579 | 25884 | 39898 | 44747 | 50071 |
Прирост товарооборота | % | 0,0% | 56,1% | 54,1% | 12,10% | 11,90% |
Индекс потребительских цен | % к декабрю предыдущего года | 118,6 | 115,1 | 112 | 111,7 | 110,9 |
Товарооборот в сопоставимых ценах | тыс. руб | 16579 | 22488 | 30950 | 31077 | 31357 |
Прирост товарооборота в сопоставимых ценах | % | 0 | 35,6% | 37,6% | 0,4% | 0,9% |
В 2008г. общий товарооборот по головному предприятию составил 34177,1 тыс. руб., возрос по сравнению с 2006г. на 3946,1 тыс.руб. или на 13%. В связи с тем, что в конце 2007 – начале 2008 гг. было открыто несколько магазинов конкурентов, занимающих более выгодное расположение вблизи магазинов «Рябинушка» и «Черемушки». Вследствие этого показатели по данным магазинам в 2008г. ухудшились: доля магазина «Рябинушка» снизилась до 17,1%, прирост выручки составил всего 2,3%; выручка магазина «Черемушки» снизилась за год на 627 тыс.руб. или на 18,2%, удельный вес снизился до 8,3%.
Так же снизилась доля в товарообороте по магазину «Парма», в 2008г. она составила 16,1%, прирост выручки составил всего 6,3%. В связи с увеличением продолжительности рабочего дня увеличился товарооборот магазина «Пелысь», его доля в товарообороте составила 15,3%, прирост выручки составил 46,2%. Так же значительно возросла доля в обороте магазина «Колос» и достигла 17,5%, прирост товарооборота – 42,5%. По магазинам «Восход», «Росинка» и «Атлант» существенных изменений в удельном весе товарооборота не произошло.
В сопоставимых ценах прирост товарооборота в 2005г. составил 35,6%, в 2006г. – 37,6%, затем темпы роста товарооборота замедляются. В 2007г. прирост товарооборота составил всего 0,4% и в 2008г. – 0,9%. Это объясняется тем, что предприятие функционирует с 1 апреля 2003г., в первые годы работы предприятия шло развитие торговой сети, открывались новые магазины, малорентабельные закрывались. Этот процесс отражен в приложении 9. В 2007-2008 гг. существенных изменений в составе розничной сети не происходило. Но предприятие работает стабильно, в условиях нарастающей конкуренции постепенно наращивает объемы продаж.
После
завершения обследования внутренней среды
предприятия, нами выдены слабые и сильные
стороны предприятия. Результаты отражены
в матрице (таблица 3).
Таблица 3
Матрица анализа внутренней среды:
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | |
Название фактора | Содержание фактора |
1. Маркетинг | Большой опыт работы, гибкая ценовая политика, создана эффективная система розничной торговли |
2. Основные фоды | Достаточное оснащение
оборудованием, необходимыми помещениями,
эффективное использование |
3. Финансы | Устойчивое финансовое положение, способность предприятия отвечать по своим долговым обязательствам |
4. Трудовые ресурсы | Низкая текучесть кадров, обеспеченность квалифицированными, опытными кадрами |
5. Материальные ресурсы (товарные запасы) | Достаточное обеспечение необходимого ассортимента товаров |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
Название фактора | Содержание фактора |
1. Маркетинг | слабое информационное обеспечение, слабое использование средств рекламы |
2. Основные фонды | Высокая степень износа основных фондов, моральное устарение оборудования |
3. Финансы | Зависимость от кредиторов |
4. Трудовые ресурсы | низкая производительность труда |
5. Материальные ресурсы | Потери при транспортировке и хранении товара |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии