Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:36, реферат
Калужская область расположена в центре европейской части России. На севере она граничит с Московской областью, на юге – с Брянской и Орловской, на западе – со Смоленской, на востоке – с Тульской областями.
Оглавление
1. Общая характеристика Калужской области……………………………3
2. Природно-ресурсный потенциал………………………………………...4
3. Население и научно-образовательный потенциал……………………...6
4. Отраслевые комплексы…………………………………………………..8
5. Внешнеэкономические связи……………………………………………14
6. Стратегический анализ социально-экономического положения Калужской области …………………………………………………………16
7.Выводы…………………………………………………………………….19
Вместе
с тем на снижение конкурентоспособности
ряда организаций Калужской области
в условиях глобализации экономики
негативно влияют такие факторы,
как высокий износ основных фондов,
технологическое отставание, дефицит
кадров. Технологическая модернизация
при отсутствии сырьевых ресурсов остается
практически единственным способом
повышения
Агропромышленный комплекс
На долю аграрного комплекса области приходится 11,5% валового регионального продукта (2005г.). Сельхозпроизводство является основной сферой производственной деятельности в 15 из 24 районов области. В сельском и лесном хозяйстве занято 11% трудящегося населения.
В состав агропромышленного комплекса области входит более 400 сельскохозяйственных организаций, 560 предприятий пищевой промышленности и почти 2,2 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.
Характеризуется направленностью на молочно-мясное скотоводство, картофелеводство, лесное хозяйство, пригородное овощеводство, выращивание фуражного зерна и льноводство. Основную долю сельскохозяйственной продукции (более 50%) в области производят хозяйства населения.
Показатели производства с/х (на 2004г.): молоко — 263,4 тыс. т., мясо — 41,2 тыс. т., яйца — 220 млн шт., картофель — 401,2 тыс. т., овощи — 129,6 тыс. т. В целом в 2006 году произведено продукции на сумму 12,5 млрд руб.
Развитие лесопромышленных предприятий области в основном направлено на производство продукции глубокой переработки древесины. По производству бумаги область занимает в Центральном федеральном округе лидирующие позиции.
Калужская область - крупнейший в России производитель спичек - ЗАО «Плитспичпром» производит около 1/3 российского производства. Кроме того, на ЗАО «Плитспичпром» освоена новая технология производства плит средней плотности (МДФ). Предприятие является ведущим в России экспортером спичек и древесноволокнистой плиты
Инвестиции
В 2006 году в черте Калуги начато формирование технопарка Грабцево, в котором ведётся строительство автомобильного завода компании Volkswagen (первая очередь завода введена в эксплуатацию в 2007 году). Также ожидается, что здесь будет организовано производство автомобильных комплектующих и запасных частей. В конце декабря 2007 года было объявлено, что в посёлке Росва, пригороде Калуги будет построен автомобильный завод французской компании PSA Peugeot Citroën. Подписаны соглашения о строительстве завода грузовиков компании Volvo Cars, а также завода Samsung Electronics по выпуску бытовой техники.
Благодаря созданию новых предприятий с участием иностранного капитала Калужская область среди регионов ЦФО, окружающих Московский регион, в 2006 году по объему инвестиций на душу населения вышла на третье место. В 2007 году общий объем инвестиций в основной капитал в экономику области составил 28,5 млрд. руб. и превысил уровень 2000 года более чем в 5 раз.
В
целях государственной
Субсидии
предоставляются исключительно
«стратегическим» инвесторам в рамках
реализации стратегического
Энергетика
Калужская
область является энергодефицитной
из-за отсутствия собственных энергогенерирующих
мощностей. Основную потребность Калужской
области в электроэнергии обеспечивает
ОАО «Калугаэнерго», которое получает
её от энергосистем РАО ЕЭС России.
В области вырабатывается не более
5% потребляемой электроэнергии. Основными
генерирующими источниками
Пять
действующих в регионе
Поставки энергоресурсов в регион: природный газ — 1640 млн м³ (2005), электроэнергия — 4520 млн кВт·ч (2004).
Транспорт
Географическое положение области, нахождение ее на транзитных направлениях европейской части России (север – юго-запад и север – юг), а также непосредственное примыкание к Московскому региону сформировали высокий транспортный потенциал территории.
Область обладает развитой транспортной системой. Имеющаяся сеть территориальных автомобильных дорог хотя и обеспечивает транспортные связи Калуги с районными центрами, но не представляют собой целостную замкнутую систему, позволяющую объединить между собой все районы области, не загружая при этом главные федеральные автодороги. Некоторые районы области, например, Кировский, не имеют кратчайших автомобильных связей с областным центром. Нуждается в развитии сеть автодорог в южных и северо-западных районах области.
Основные транспортные узлы региона — Калуга, Обнинск и Сухиничи.
Основной
автомобильной магистралью
Основная железнодорожная магистраль Москва — Киев проходит через Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Сухиничи. Кроме того, важны однопутные тепловозные линии Вязьма — Калуга — Тула, Сухиничи — Смоленск, Сухиничи — Рославль, Сухиничи — Тула, Козельск — Белёв, Вязьма — Брянск, а также ветка Брянск — Дудоровский. В Калуге размещено крупное локомотивное и моторвагонное депо. Протяжённость железных дорог общего пользования составляет 872 км. Плотность железных дорог общего пользования — 29 км на 1000 км².
В области размещено четыре аэродрома среди них один гражданский — вблизи Калуги аэродром «Грабцево» (на 2008 год закрыт), военные в г. Ермолино и крупный военный аэродром Шайковка.
В перечень внутренних водных путей России включён участок течения Оки от Калуги, по реке осуществляются туристические поездки, организованы экскурсионные линии Серпухов — Таруса, Серпухов — Велегож, кроме того двумя теплоходами «Луч» организована линия Калуга — Алексин. Протяжённость судоходных и условно судоходных внутренних водных путей составляет 101 км.
В межобластном пассажирском сообщении особое значение имеет железнодорожный экспресс Москва — Калуга.
Городской транспорт Калуги примечателен своей троллейбусной системой.
Энерготранспорт
В Калуге размещена крупная подстанция, соединённая со Смоленской АЭС, в перспективе с Калиниской АЭС и с Владимирской ПС высоковольтными линиями 750 кВ, кроме того регион пересекает линия 750 кВ связывающая Тульскую и Рязанскую (Михайловская ПС) системы со Смоленской АЭС.
Калуга
входит в систему
Регион пересекает магистральный газопровод Москва — Брянск, в посёлке Резвань подземное хранилище газа.
Одним из направлений осуществления политики энергосбережения является строительство современных автономных модульных котельных на газовом топливе для организации теплоснабжения в муниципальных образованиях и строительство межпоселковых и распределительных газопроводов в рамках областной целевой программы «Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области на 2007-2012 годы (газификация Калужской области на 2007-2012 годы)».
Экономическая
политика региона в целом направлена
на дальнейшее динамичное развитие области,
основными приоритетами которой
являются стимулирование инвестиционной
активности; повышение
Рекреационный потенциал
С
учетом историко-культурного, ландшафтного
разнообразия территории и самобытности
Калужской области выделяются 5 обособленных
туристско-рекреационных
Уровень туристско-рекреационного потенциала на северо-востоке и в центре региона существенно выше, чем в южных и юго-западных районах области.
Основными
видами туристско-рекреационной
Тарусская и Жиздринская зоны обладают потенциалом для развития историко-культурного, познавательного, паломнического туризма и организации отдыха выходного дня.
Болвинская и Опольская зоны перспективны для экологического, делового и культурно-познавательного туризма, долговременного отдыха и санаторного лечения.
Южные
территории области, граничащие с Тульской
и Орловской областями, обладают
значительными ресурсами в
5. Внешнеэкономические связи
Калужская область не замыкается в своих границах, а использует все возможности наладить и улучшить взаимовыгодные отношения с другими регионами страны и зарубежными партнерами. При этом динамика импорта определяется потребностями технологического перевооружения растущей экономики области, а основным источником валютных поступлений продолжает оставаться экспорт электрооборудования, станков, локомотивов и частей к ним, транспортных средств, изделий из черных и цветных металлов, древесины, бумаги, картона.
В 2008 году внешнеторговый оборот области со странами СНГ и дальнего зарубежья оценивается более 4,7 млрд. долл. США.
Основными
странами-партнерами по экспорту продукции
являются Финляндия, Германия, Украина,
Литва, Италия, Япония. Стабильность
объемов экспорта обеспечивают предприятия
области, выпускающие
Значительную
роль в объеме экспортных поставок
области играет продукция предприятий
оборонно-промышленного
Ведущее место в импортных поставках занимают страны дальнего зарубежья (94% в структуре общего объема импорта) за счет увеличения ввоза продукции для реализации инвестиционных проектов зарубежных компаний. Основные страны – партнеры по импорту: Германия, Украина, Австрия, Франция, Италия, Польша, Нидерланды, Швеция, Китай.
Информация о работе Стратегическое направление развитие региона Калужской области