Страны-претенденты в ЄС

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:57, доклад

Описание работы

В настоящее время на повестке дня Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, три являются кандидатами, две подали заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству будут преодолены, ожидается быстрое принятие страны благодаря участию страны в договоре о Европейской экономической зоне.

Работа содержит 1 файл

Страны в текущей программе расширения.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

В конце 2005 власти ЕС прогнозировали, что Хорватия вступит  в Союз между 2010 и 2012 годами. В июне 2011 года лидеры ЕС одобрили вступление Хорватии в сообщество[26]. 

Договор о вступлении Хорватии, в том числе и некоторые  изменения в Договоры ЕС, как ожидается, будут подписаны в 2012 году. Процесс  ратификации парламентами всех 27 государств-членов ЕС, как ожидается, займет около двух лет, если не возникнет споров. Таким  образом, вступление в силу и присоединение  Хорватии к ЕС, как ожидается, произойдёт 1 июля 2013 года[27].

[править]

Черногория

 

 Европейский  союз (зелёный) и Черногория (оранжевый) 

В ходе референдума  о независимости 21 мая 2006 года большинство  голосов было отдано за выход из Союза Сербии и Черногории. После  провозглашения независимости Черногория официально подала заявку на членство в Европейском союзе 15 декабря 2008 года[4]. Однако, новопровозглашённое государство продолжает испытывать проблемы в сферах экологии, законодательства и борьбы с преступностью, которые могут замедлить или усложнить достижение цели. 

Черногория без  договорённости с ЕС использует евро с момента его выхода в 2002-м, ранее  используя немецкую марку. Переговоры о Соглашении о стабилизации и ассоциации начались в сентябре 2006-го. ССА было подписано 15 октября 2007 года и вступило в силу 1 мая 2010-го после того, как все 27 стран ЕС его ратифицировали. 

Список вопросов, касающихся выполнения страной критериев  вступления и степени соответствия праву ЕС, был послан Европейской  комиссией правительству Черногории 22 июля 2009 года; ответ получен 9 декабря 2009 года. Еврокомиссия рекомендовала  Совету министров присвоить стране статус кандидата 9 ноября 2010-го, после  чего 17 декабря 2010-го Черногория стала  официальным кандидатом на вступление в ЕС. 

Большинство жителей  страны выступают за присоединение  к Евросоюзу: согласно опросам 76,2 % населения  за вступление и лишь 9,8 % — против.

Страны вне  текущей программы расширения

Страны ЕАСТ

См. также: Европейская  ассоциация свободной торговли и  Европейская экономическая зона

 

 Европейский  союз (синий)

 и страны  ЕАСТ (зелёный) 

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария участвуют  в ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), развиваемой параллельно  ЕС. Большинство бывших членов вышли  из ЕАСТ, чтобы присоединиться к  ЕС, и оставшиеся страны, за исключением  Швейцарии, образовали с Союзом Европейскую  экономическую зону. Из текущих членов ассоциации только Исландия решила присоединиться к ЕС.

Лихтенштейн 

Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую  зону наряду с Исландией и Норвегией  и, таким образом, тесно интегрирован с Евросоюзом. Находясь при этом в таможенном и валютном союзе  со Швейцарией, страна может соответственно рассмотреть возможность присоединиться к ЕС, если такое решение примет Швейцария. Например, Лихтенштейн подписал Шенгенское соглашение вслед за Швейцарией.

Норвегия 

Население Норвегии дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о  вступлении в ЕС.

Швейцария 

В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой было остановлено  референдумом. Эта страна, тем не менее, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007 года. 1 января 2011 года президентом страны снова стала Мишлин Кальми-Ре, поддерживающая идею вступления Швейцарии в Европейский союз, однако во время своего первого визита в должности президента в январе 2011-го сообщила, что членство в ЕС, как и переход к системе автоматического применения права ЕС, неприемлемы для альпийской конфедерации.

Карликовые государства

Основная статья: Карликовые государства и Европейский  союз

 

 Пять карликовых  государств Европы, граничащих с  Евросоюзом 

В Западной Европе расположено пять карликовых государств: Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино. Лихтенштейн является членом ЕАСТ (см. соответствующий раздел). Ватикан, Монако и Сан-Марино подписали  соглашения, позволяющие им не только использовать евро, но и чеканить собственные  монеты. Все они также де-факто  участвуют в Шенгенском соглашении либо имеют почти полностью открытую границу с ЕС и тесные отношения  с граничащими государствами. Например, Монако в полной мере является частью таможенной территории ЕС через Францию  и использует большую часть права  ЕС в отношении НДС и акцизов.

Страны Восточного партнёрства

См. также: Восточное  партнёрство и Европейская политика соседства 

С момента распада  СССР бывшие советские республики Восточной Европы и Закавказья рассматривались потенциальными кандидатами для расширения ЕС. Все они тесно связаны с Россией, и для получения статуса кандидата им потребуется сконцентрироваться на других европейских партнёрах. Тем не менее, эти государства останутся вне Союза, во всяком случае, в ближайшее время. Они не входят в текущую программу расширения, так как усилия Союза на данный момент направлены на Западные Балканы, Турцию и Исландию.

Азербайджан 

С 1993 г. Азербайджан  заявил о своей заинтересованности в отношениях с ЕС и приступил  к планированию связей с ним в  различных областях. В 1996 г. Президент  Азербайджанской Республики Г. Алиев  подписал «Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве» и установил  официальные связи.

Армения 

Армения заявляла о намерениях в отношении европейской  интеграции[30] и даже декларировала  вступление в ЕС долгосрочной целью[31], участвуя в программе «Европейской политики соседства» с 2004-го года, а  в «Восточном партнёрстве» — с  момента его создания в 2009-м. Проведённый  в 2005-м году опрос населения показал, что почти две трети населения  страны желали бы видеть страну в ЕС[32]. В то же время Армения долгие годы имеет тесные отношения с Россией, заявляя, как в 2006-м[33], так и в 2010-м[34], что альтернативы им нет. 

Белоруссия 

Евросоюз неоднократно осуждал белорусское правительство  за авторитарные тенденции, несоответствие выборов демократическим нормам и нарушение прав человека в республике и даже вводил санкции в отношении  страны[35][36][37], вследствие чего Белоруссия имеет напряжённые отношения  с ЕС. Кроме того, текущее правительство  выбрало курс на интеграцию с Россией  в рамках Союзного государства. 

Тем не менее, в  мае 2009-го Евросоюз пригласил Белоруссию в программу «Восточное партнёрство»[38]. Однако, после президентских выборов 19 декабря 2010 года, не признанных ОБСЕ, Евросоюзом и странами Северной Америки демократическими, и последовавших за выборами арестом участников оппозиционного митинга министры иностранных дел Швеции, Чехии, Польши и Германии в совместной статье заявили, что продолжение сотрудничества с Лукашенко «в настоящий момент выглядит пустой тратой сил и времени»[39]. 

Грузия

Основная статья: Грузия и Европейский союз 

О своём намерении  вступить в ЕС неоднократно заявляло новое руководство Грузии, но никаких  конкретных документов, которые обеспечивали хотя бы начало переговорного процесса по этому вопросу, пока ещё не подписано  и, скорее всего, не будет подписано  до тех пор, пока не будет урегулирован конфликт с частично признанными  государствами Южная Осетия и  Абхазия. 

В мае 2010 года глава  представительства Евросоюза в  России Фернандо Валенсуэла заявил, что  в обозримой перспективе присоединения  Грузии к Евросоюзу не будет[40].

Молдавия 

Аналогичная проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдавии — руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз. В настоящее время перспективы вступления Молдавии в ЕС весьма туманны. В ноябре 2010 года премьер-министр республики Влад Филат заявил, что Молдавия подаст заявку на вступление в Евросоюз в 2011 году[41].

Украина

Основная статья: Украина и Европейский союз 

Стремление Украины  к евроинтерграции проявилось во внешней политике страны в конце 2004-го с приходом к власти Виктора  Ющенко, сделавшего программные заявления  о постановке четырёх главных  задач: получении статуса страны с рыночной экономикой, вступлении в ВТО, получение статуса ассоциированного члена ЕС, а затем — полноправного[42]. Признание Украины страной с рыночной экономикой произошло 1 декабря 2005 года[43], а 16 мая 2008-го страна стала 152-м членом ВТО[44]. Вместе с тем, не смотря на постоянную поддержку членства Украины со стороны европарламентариев, тон резолюций Европарламента отражает оценки политической ситуации и развитии демократии в стране: если резолюция 2005 года призывает предоставить стране четкую перспективу с возможностью вступления в ЕС[45], а в резолюции февраля 2010-го, помимо признания права страны подать заявку о членстве, предлагается предоставить Еврокомиссии мандат на разработку плана действий по отмене визового режима для Украины[46], то резолюция от 25 ноября 2010-го критикует последние местные выборы, проблемы со СМИ, нарушение прав и свобод, а также вмешательство СБУ в демократический процесс[47]. 

В феврале 2011 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль  Тейшейра заявил, что в настоящее  время Украина не соответствует  минимальным условиям для обсуждения вопроса членства в ЕС[48].

Страны  вне Восточного партнёрства  и Европейской  политики соседства 

Вопрос о рассмотрении России в контексте расширения ЕС поднимался наряду с другими постсоветскими государствами, включая Казахстан, западная часть территории которого расположена в Восточной Европе. 

Во время подготовительной стадии Европейской политики соседства  Россия настояла на создании четырёх  общих пространств ЕС-России вместо участия в ЕПС, так как видела ЕПС «неравным» соглашением с  Евросоюзом в доминирующей роли. В мая 2005 года в рамках общих пространств был принят план действий, близкий по содержанию к плану действий ЕПС. Как ЕПС, так и Общие пространства ЕС-России реализованы через Европейский инструмент соседства и сотрудничества.

[править]

Россия

Основная статья: Россия и Европейский союз 

Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла  о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого  реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих  трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное  в конце ноября 2005 Президентом  России В. В. Путиным заявление о  том, что он «был бы счастлив», если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС. Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС[49]. 

Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор.

Информация о работе Страны-претенденты в ЄС