Страны-претенденты в ЄС

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:57, доклад

Описание работы

В настоящее время на повестке дня Евросоюза — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в данный момент одна страна уже вступила в ЕС, три являются кандидатами, две подали заявление, остальные заключили договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные переговоры по рыболовству будут преодолены, ожидается быстрое принятие страны благодаря участию страны в договоре о Европейской экономической зоне.

Работа содержит 1 файл

Страны в текущей программе расширения.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

Страны  в текущей программе  расширения 

В настоящее  время на повестке дня Евросоюза  — принятие Турции, Западных Балкан и Исландии. Турция имеет долгую историю евроинтеграции, и переговоры по вступлению могут занять ещё много  лет. Страны Западных Балкан Евросоюз поручился принять после произошедших в них гражданских войн, и в  данный момент одна страна уже вступила в ЕС, три являются кандидатами, две  подали заявление, остальные заключили  договоры ассоциации, предшествующие вступлению. Исландия недавно подала заявление на вступление, и, если сложные  переговоры по рыболовству будут  преодолены, ожидается быстрое принятие страны благодаря участию страны в договоре о Европейской экономической  зоне. 

Остальные страны Восточной и Западной Европы не включены в текущую программу расширения, но либо стремятся к членству, либо теоретически могут подать заявление, если изменится их внешняя политика или Евросоюз даст понять, что сфера  расширения теперь распространяется и  на них. Следует также отметить, что темпы расширения замедлены из-за двусторонних споров на Балканах, проблем с институциональными реформами ЕС, а также сложностей с адаптацией странами acquis communautaire (принятой на сегодня совокупности правовых норм ЕС

Официальные кандидаты 

На сегодня  заявления пяти стран приняты  и официально рассмотрены, и странам  присвоен статус кандидата[5]. Эти страны начали или начнут в скором времени  процесс вступления, приводя своё законодательство в соответствие с правовыми нормами ЕС. Хорватия, Македония и Черногория подали заявление недавно, при этом все три страны были частью Югославии (Сербия и Босния и Герцеговина также планируют вступить в Евросоюз). Турция имеет статус кандидата с 1999 года, подав заявление на вступление в 1987[11]. Причина столь долгого процесса — сложности по приведению страны к стандартам ЕС, а также проблемы политического характера, сопровождающие вступление[12].

Исландия

 

 Европейский  союз (зелёный) и Исландия (оранжевый) 

Исландия подала заявку на членство в союзе вследствие экономического спада. Данный шаг идёт вразрез с традиционным скептицизмом Исландии по поводу присоединения к  ЕС, и исход референдума зависит  в большой степени от того, сможет ли правительство убедить своих  граждан в необходимости присоединения. До этого отношения с ЕС определялись её членством в Европейской экономической  зоне, предоставляющим доступ к общему рынку ЕС, и Шенгенским соглашением. Как результат, Исландское право уже включает значительную часть торгового права ЕС и ожидается, что переговоры о присоединении завершатся быстро (однако, исследование, проведённое в 2005-м году секретариатом ЕАСТ, показало, что точный процент включения законодательства ЕС составляет лишь 6,5 %. 

Как и в Норвегии, основной аргумент Исландии против членства в союзе — страх потерять контроль над своими рыбными ресурсами. Однако, финансовый кризис 2008 года заставил правящую партию, Партию независимости, пересмотреть свои позиции и согласиться начать переговоры после проведения общенационального референдума (в дополнение к референдуму по вопросу о присоединении). При этом премьер-министр страны Йоханна Сигурдардоттир и меньшая, не входящая в правящую коалицию, Прогрессивная партия поддержали лишь заключительный референдум. Вопрос о переговорах был поставлен на голосование в парламенте Исландии в июле 2009 года и утвержден (без проведения референдума о начале переговоров) с небольшим перевесом 16 июля 2009 года. Заявка шведскому председательству в совете ЕС, датированная тем же днём, была принята к рассмотрению в совете 27 июля. 8 сентября Еврокомиссия послала Исландии список из 2500 вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, ответы на которые были присланы 22 октября 2009 года. 9 ноября был выбран главный представитель для предстоящих переговоров, Стефан Хаукур Йоханессон, посол Исландии в Бельгии. В феврале 2010-го европейский комиссар по вопросам расширения рекомендовал Совету ЕС начать переговоры с Исландией, после чего 17 июня 2010 стране был присвоен статус кандидата, а 27 июля — начаты переговоры. 
 

Македония

 

 Европейский  союз (зелёный) и Македония (оранжевый) 

Македония стала  соискателем членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала страну к статусу  кандидата. 17 декабря лидеры стран  ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили  стране запрашиваемый статус, но дата начала переговоров по вступлению пока не была объявлена. 

Охридское соглашение поддерживает мир и порядок в  обстановке этнической напряжённости  с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В отличие от Сербии суверенитет сохраняется на всей территории. Премьер-министр Никола Груевский предположил, что страна может присоединиться в 2012-м или 2013-м[16]. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет. 

17 декабря 2005 года Европейский совет одобрил  и поприветствовал достижения  в реформировании страны и  осуществлении договоров (Копенгагенские  критерии, Соглашение о стабилизации  и ассоциации, Охридское соглашение). 

Между республикой  и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает  имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные  претензии на северную область Греции, Македонию (см. Спор о названии Македонии). По этой причине ЕС использует для упоминания страны временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения[18], решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз[19]. Кроме того ставят под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года.

Турция

Основная статья: Вопрос о вступлении Турции в Европейский  союз

 

 Европейский  союз (зелёный) и Турция (оранжевый) 

В последние  годы вопрос Турции в отношении ЕС стал темой большой важности и  значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и его предшественников с 1964-го. Страна формально подала заявление  на вступление 14 апреля 1987, но понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата  на саммите Хельсинки 1999-го года. После  саммита в Брюсселе 17 декабря 2004 (в след за крупным расширением 2004-го года) Европейский совет объявил  официальной датой начала переговоров  по вступлению Турции 3 октября 2005. Процесс  проверки законодательства начался 20 октября 2005 и завершился 18 октября 2006. 

По классификации  ЦРУ Турция является развитой страной  с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой  в мире, входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в  силу соглашения о Таможенном союзе  между Турцией и ЕС в 1996. Турция — один из членов-основателей ОЭСР (1961), ОБСЕ (1971), а также ассоциативный  член Западноевропейского союза  с 1992-го года. Помимо этого Турция —  член-основатель Большой индустриальной двадцатки (1999), которая имеет тесные связи с Евросоюзом. Страна также  входит в состав региональной группы ООН «Западная Европа и другие государства». 

Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь  ключевой силой в регионе и  имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение  Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи  в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической  сфере влияния Евросоюза: Восточное  Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и  Центральная Азия. 

По словам Карла  Бильдта, министра иностранных дел  Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной  части Средиземноморья и Чёрного  моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время». 

Помимо этого  сторонники вступления утверждают, что  Турция выполнила большинство условий  для вступления. Некоторые также  настаивают, что ЕС больше не может  отказывать Турции, так как она  находится в статусе кандидата  уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить  условия вступления. 

Тем не менее в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобному потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию. 

Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко.Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать ее полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза». Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция». 

Лишь малая  часть территории Турции находится  в Европе, как её общепринято географически  определять. Также в Европе расположена  большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается  к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии. 

Ещё одной проблемой  является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают  северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова  контролируется правительством Северного  Кипра, признанным Турцией. Турция, в  свою очередь, не признаёт правительство  Республики Кипр, затягивая решение  конфликта, предлагаемое ООН, а также  содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова  был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые  в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками. 
 

Хорватия

 

 Европейский  союз (зелёный) и Хорватия (оранжевый) 

Хорватия подала заявление на членство ЕС в 2003 году, и Европейская комиссия рекомендовала  государство к статусу официального кандидата в начале 2004. Статус кандидата  был присвоен Европейским советом  в середине 2004, и дата начала переговоров, изначально назначенная на начало 2005 года, была отодвинута до октября того же года. Следуемый за началом переговоров 3 октября 2005 процесс проверки 33 разделов законодательства был завершён 18 октября 2006[24]. Переговоры были задержаны на 10 месяцев из-за пограничного спора  со Словенией, но в сентябре 2009 представители  Словении сообщили, что готовы снять  свои возражения против вступления Хорватии, договорившись решить конфликт при  помощи международных посредников[25]. 

С момента распада  Югославии Хорватия добилась наилучших  после Словении результатов в  восстановлении страны и надеется стать  второй бывшей югославской республикой, вступившей в Союз. В стране стабильная рыночная экономика, а также статистические показатели (например, ВВП на душу населения) выше показателей Болгарии и Румынии, которые присоединились в 2007 году. Перед  началом переговоров с Хорватией acquis был разделён на 35 разделов вместо обычных 31. Предполагается, что новые разделы, до этого входящие в раздел об аграрной политике, могут вызвать трудности, как это было с другими странами. 

Информация о работе Страны-претенденты в ЄС