Стоимость и ценность в механизме ценообразования и формирования рыночного равновесия в теории трудовой стоимости

Автор: g****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что следует дать представление о различных подходах к определению стоимости, цены, ценности, выявить и показать взаимосвязь и единство теории трудовой стоимости и рыночного равновесия.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. ………....3
Глава 1. Теория трудовой стоимости …………………………….................5
1.1. Этапы развития трудовой теории стоимости …………… …..........5
1.2. Теория стоимости: спрос и предложение…………………………..6
Глава 2. Закон стоимости……………………………………………………11
2.1. Определение стоимости…………………………………………….11
2.2. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность………...13
2.3. Влияние стоимости и ценности в формировании рыночного равновесия и ценообразования …………………………………….16
Заключение …………………………………………………………………...20
Список использованной литературы ……………………………......... ……22

Работа содержит 1 файл

Стоимость и ценность в механизме ценообразования и формирования рыночного равновесия в теории трудовой стоимости..doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Товар как потребительная стоимость предназначен для продажи с целью удовлетворения потребностей не товаропроизводителя данного товара, а других членов общества. Покупатели, встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара, руководствуясь не только тем, сколько он стоит, но и тем, насколько его потребительные свойства соответствуют потребностям и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Поэтому сам термин "общественная потребительная стоимость" указывает на полезность, ценность того или иного товара или услуг для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда товаропроизводителя на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Причем и стоимость, и ценность находят свое общественное, социальное проявление в цене. Поэтому цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В то же время стоимость и ценность как самостоятельные категории существуют обособленно друг от друга лишь в рамках экономических отношений. В реальной действительности и стоимость, и ценность-это две стороны одной и той же сущности. Стоимость служит движущим мотивом для товаропроизводителей, тогда как ценность является движущим мотивом для потребителей. Образно говоря, столкновение противоположных сторон одной и той же сущности (трудовой субстанции товара)порождает цену, в которой уже заложено проявление интересов и продавцов, и покупателей.  

     Ценность  отличается от стоимости тем, что  дает ответ на вопрос не только о  затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы. Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов использовался термин "ценность", а не "стоимость".  
    Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей. По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо становится менее полезным.  
    В наиболее развитом виде полезность представлена в теории предельной полезности.  
    Сторонники теории предельной полезности претендуют на всеобщность этой, как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики. Теория предельной полезности успешно объясняет процесс установления равновесных цен под воздействием спроса и предложения на отдельные виды потребительских и инвестиционных благ на уровне отдельных рынков.  
    Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует, прежде всего, полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.

     Взаимодействие  спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие - это  положение на рынке, при котором  спрос на товар равен его предложению.  

      При характеристике рынка как экономической  категории следует учитывать  конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка - спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.

     Рыночный  механизм обладает существенным потенциалом  самонастройки, то есть стремлением  к оптимальному состоянию, рыночному  равновесию. Повышение цен на некоторые  товары при значительном росте спроса на них - явление довольно обычное  для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном - оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения - основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

     Рынок замечателен тем, что при любом  отклонении от равновесия он стремится  к нему возвратиться. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.   
 
 
 
 

Заключение 

     По  Марксу, в основе стоимости лежит  только один производственный фактор — труд работников. Иной позиции  придерживаются современные экономисты. Они в той или иной степени  разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. В соответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется всеми факторами, во-вторых, распадается на доходы.

     Проблема  стоимости может и должна решаться не на противопоставлении, а путем  согласования, сочетания подходов. При определении ценностей товара важно учитывать как затраты (труд, рабочее время),так и результаты (количество и качество полезности), их взаимодействие.

     По  мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь  национальные стоимости выступают  как индивидуальные, из которых образуются интернациональные.

     Страна  с высокой производительностью  труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже  товаров по интернациональной стоимости  получает дополнительную прибыль, а  с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи' невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.

Влияние закона стоимости в рыночной системе  хозяйствования проявляется, в конечном счете в том, что этот закон  выступает как своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителя к своей цели – получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.

     В этой связи А. Смит писал: «Каждый  отдельный человек постоянно  старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться… Но всякий человек употребляет капитал на поддержку промышленности только ради прибыли, поэтому он всегда будет стараться употребить его на поддержку той части промышленности, продукт которой будет обладать наибольшей стоимостью и обмениваться на наибольшее количество денег или других товаров». [2]

     Изучая вопрос о стоимости, ее величине, можно сказать, что в процессе формирования стоимость подчиняется определенным правилам и принципам. В роли таких принципов и правил в экономической теории выступает закон стоимости. Закон стоимости является важнейшим экономическим законом товарного производства. Закон стоимости является законом цен. Он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе формирования цен на рынке учитываются и такие условия, как соотношение спроса и предложения, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому, можно сказать, что закон стоимости тесно связан с законом спроса и предложения. Они взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Благодаря воздействию этих законов цена на товары колеблется вокруг стоимости и приближается к тому уровню, при котором формируется равновесная цена. Таким образом, в условиях товарного производства закон стоимости проявляет свое действие через колебание цен вокруг стоимости. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.А.С. Булатова. Экономика. ‒ М.: Экономистъ, 2008.

2.В. Я. Иохин. Экономическая теория. ‒ М.: Экономистъ, 2007.

3.В. А. Слепова. Ценообразование. ‒ М.: Экономистъ, 2007.

4.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007.

 

[1]- Общественно необходимые затраты труда.

[2]- Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: 
Соцэкгиз, 1962 – С..331, 332

Информация о работе Стоимость и ценность в механизме ценообразования и формирования рыночного равновесия в теории трудовой стоимости