Ставка рефинасирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:12, реферат

Описание работы

Глобальный экономический кризис стал вызовом для правительств всех стран мира. И хотя на борьбу с кризисом брошены колоссальные финансовые ресурсы, пока ни одной стране не удалось найти рецепт окончательного выхода из кризиса.

Содержание

Введение. 2
Раздел 1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики государства. 4
Раздел 2. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для денежного сектора экономики. 6
Раздел 3. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для реального сектора экономики. 9
Заключение. 13

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа. Ставка рефинансирования..docx

— 47.08 Кб (Скачать)

     Эффективно  функционирующий денежный сектор является одним из ключевых факторов развития экономики. Это признается сегодня  большинством ученых, практикующих экономистов  и финансистов. Посредством реализации основных функций банков на региональном уровне банковская система обеспечивает устойчивый рост региональной экономики, включая стимулирование развития производственной базы, строительного и агропромышленного  комплекса, региональной инфраструктуры, поддержку социальной сферы в  интересах населения.

Раздел  3. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для реального сектора экономики.

     Неэффективное функционирование банковской системы  является одной из центральных проблем, препятствующих развитию реального  сектора экономики России

     Реальный  сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства  и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному  сектору.

     Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма ДКП в российской экономике  необходимо выявить его каналы, что  должно основываться на эконометрическом анализе широкого круга показателей.

     Так, использование процентной ставки в  зависимости от особенностей экономики  конкретной страны может повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальная для экономики  с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может  также сказаться на объемах кредитования реального сектора и, кроме того,  обусловить снижение денежного мультипликатора с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов.

     Стремление  ЦБ оказать на хозяйствующих субъектов  психологическое воздействие и  побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании  «цены» денег.

     Обязательным  условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. Например, в начале 1990-х  годов при его оценке в российской экономике была допущена системная  ошибка, состоявшая в том, что спрос  на деньги определяется на основе динамики ВВП. Соответственно при падении  этого показателя была реализована  политика сжатия денежного предложения, которая привела к росту процентной ставки и огромному бюджетному дефициту в результате неспособности предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Однако, стоит отметить, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал.

     Оценка  текущего спроса на деньги по показателю оборота платежной системы, адекватному  объему сделок в экономике, способна правильно отразить потребности  хозяйствующих субъектов в деньгах.

     ДКП можно определить как деятельность уполномоченной государственной структуры  по обеспечению реализации функций  денег. Такой подход позволяет связать  функции денег с объектами  ДКП.

     Взаимосвязь функций денег  с объектами ДКП.

       

     

       
 

       

       
 
 
 

       

       
 

     Суть  сопоставлении функций денег  и объектов ДКП состоит в возможности  выявить противоречивость как первых, так и вторых. В частности, воздействие ДКП на устойчивость денег как меры стоимости путем повышения процентной ставки фактически удорожание обесценивающихся денежных средств. Впрочем, рост процентной ставки действительно может привести к увеличению домашних хозяйств и тем самым снизить давление спроса на потребительском рынке. Однако, здесь встает следующая проблема: манипулирование краткосрочной процентной ставкой для стабилизации денег как меры стоимости нарушает механизм накопления денег и их превращения в капитал.

     Определенный  парадокс заключается в том, что  динамика стоимости («цены») денег по отношению к товарам определяется инфляцией, а «ценой» денег по отношению к денежному капиталу является ставка процента.

     Существует  мнение, что настоящее время важно  преодолеть сложившуюся ориентацию ДКП на финансовый рынок и обеспечить ее связь с состоянием реального  сектора экономики.

     Динамика  рентабельности компаний реального  сектора связана с банковской процентной ставкой через показатель чистой доходности предпринимательской деятельности (ЧДПД). Данный показатель определяется разностью между рентабельностью в реальном секторе и ставками по привлекаемым кредитам.

     Соотношение ЧДПД и банковской ставки по депозитам  связывает реальный и денежный сектора  экономики. Рост разности между рентабельностью  и ставкой процента повышает использование  кредитов и приводит к увеличению денежного мультипликатора. И наоборот, падение ЧДПД  вызывает свертывание  деловой активности.

     Рентабельность  реального сектора и ставка процента по кредитам определяются частично совпадающим набором переменных. Но первая в конечном счете зависит от технологического уровня экономики, ее способности производить конкурентную продукцию, а вторая – от объема денежного предложения, а также институциональных основ экономической системы, в частности ее способности обеспечивать возвратность заемных средств.

     При математической формализации мы можем  обозначить функцию ДКП как F(x1, x2, x3, x4, x5), где: x1 – ЧДПД, x2 – ставка процента, x3 – денежное предложение, x4 – инфляция, x5 – валютный курс. В свою очередь ДКП определяется набором переменных от y1 до yn. Часть этих переменных – общая для каждого из объектов ДКП, а часть – специфична. Поэтому:

     F(x1, x2, x3, x4, x5) = F[x1(y1… yn) x2 (y1… yn) x3 (y1… yn) x4 (y1… yn) x5 (y1… yn)]

     Проблема  финансирования реального сектора  в России остается актуальной.

     Высокий уровень издержек производства и  реализации продукции,  слабая инвестиционная активность ряда отраслей российской промышленности свидетельствуют не только о низкой эффективности производственного и научно-технического потенциала, но и, как следствие, о низком уровне платежеспособности.

     Политика  денежных властей,  направленная на ограничение денежного предложения  реальному сектору и стерилизация банковской ликвидности с целью  борьбы с инфляцией, в конечном счёте, способствует ослаблению темпа экономического роста.

     Поэтому необходимо создать условия для  формирования финансового механизма  роста российской экономики на основе внутренних источников. В первую очередь имеется в виду система рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ,  которая должна работать не только в экстраординарных случаях, но и в «мирное время», в автоматическом режиме. Во многих странах с помощью системы рефинансирования происходит расширение банковской ликвидности. «Если рефинансирование будет оперативным,  а ресурсы,  когда это требуется  (например, для преодоления негативных тенденций) окажутся дешевле,  то серьезно расширятся возможности взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики».

     Стоимость финансовых ресурсов должна определяться ставкой рефинансирования, которая  служит ориентиром при установлении коммерческими банками кредитных ставок. В России ставка рефинансирования автоматически следует за рынком, в то время как в экономике развитых стран процентная ставка является главным макрорегулятором,  и «искусство макроуправления всё больше сводится к выбору адекватного в данный конкретный момент значения процентной ставки, не разгоняющей инфляцию, но и не угнетающей производство».

     Ввиду того, что российская экономика недокапитализирована, что в банковской сфере,  в частности,  выражается в превышении темпа роста активов по сравнению с собственным капиталом, необходимо всемерно повышать уровень капитализации компаний и банков. В связи с этим должны быть изменены принципы формирования денежного предложения реальной экономике,  которое основывается в настоящее время на валютных поступлениях, а должно исходить из внутреннего спроса на деньги, отражающего потребности воспроизводства национального капитала.  Недостаток долгосрочной ликвидности можно преодолеть путем стимулирования долгосрочных вложений за счёт налоговых льгот, снижения нормы резервирования и расширения перечня бумаг,  принимаемых в залог при кредитовании.  Ограничение притока иностранного капитала должно привести к сокращению избыточного предложения иностранной валюты.  Эти меры направлены на  «нейтрализацию внешнего воздействия глобальных кризисов и обеспечение прочных внутренних основ, необходимых для устойчивого и долгосрочного развития страны».

Заключение.

     Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы является формирование необходимых  условий для повышения эффективности  проводимой процентной политики. Для  этого Банк России продолжит осуществление  мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.

     В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных  организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным  операциям. Вместе с тем будет  продолжена работа по созданию единого  механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.

     Проводимая  жесткая денежно-кредитная политика, имеющая односторонний упор на достижение политической задачи снижения инфляции, не способствует реализации долгосрочных интересов экономики, таких как  модернизация и структурная диверсификация. И благоприятная внешняя конъюнктура  не направлена на укрепление банковского  и промышленного капитала.

     Вместо  ограничения денежного предложения  необходимо обеспечить расширение инвестиций в экономику, которая с увеличением  товарного предложения, увеличит и  спрос на деньги, тем самым сократит превышение предложения денег над  спросом, что и позволит снизить  инфляцию. Не снижение показателя инфляции должно стать целью и ориентиром денежно-кредитной политики, а экономический  рост. 
 
 
 


Информация о работе Ставка рефинасирования