Ставка рефинасирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:12, реферат

Описание работы

Глобальный экономический кризис стал вызовом для правительств всех стран мира. И хотя на борьбу с кризисом брошены колоссальные финансовые ресурсы, пока ни одной стране не удалось найти рецепт окончательного выхода из кризиса.

Содержание

Введение. 2
Раздел 1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики государства. 4
Раздел 2. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для денежного сектора экономики. 6
Раздел 3. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для реального сектора экономики. 9
Заключение. 13

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа. Ставка рефинансирования..docx

— 47.08 Кб (Скачать)

План

Введение. 2

Раздел 1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики государства. 4

Раздел 2. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для денежного сектора экономики. 6

Раздел 3. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для реального сектора экономики. 9

Заключение. 13 

Введение.

     Глобальный  экономический кризис стал вызовом  для правительств всех стран мира. И хотя на борьбу с кризисом брошены колоссальные финансовые ресурсы, пока ни одной стране не удалось найти рецепт окончательного выхода из кризиса.

     Развитие  финансового и экономического кризиса  в России отличается от аналогичных процессах в зарубежных странах. С одной стороны, Россия повторяет вслед за развитыми странами процессы декапитализации активов организаций финансового и реального секторов, сокращения платежеспособного спроса, снижение темпов экономического роста, безработицы и т.д. Но, с другой, ставка рефинансирования ЦБ достигала 13%, хотя в развитых странах она снижена до минимально возможных величин.

     В последние годы Россия столкнулась  с очень быстрым ростом денежного  предложения, связанного со значительными  поступлениями валюты в страну в  виде экспортной выручки.

     Для недопущения чрезмерной ревальвации  национальной валюты ЦБ РФ был вынужден расширять предложение денег, наращивая  при этом золотовалютные резервы  страны. Очевидным последствием такого шага является рост цен, но инфляция является лишь частью сложной цепочки взаимодействия в экономике, порождаемых изменением предложения денег. В частности, важнейшим вопросом является влияние  колебаний денежного предложения  на реальный сектор.

     Любой механизм денежной трансмиссии в  общем виде можно схематично представить  так:

       

 

  
 

 

 
 
 

  

         

      Целью работы является изучение некоторых  конкретных механизмов, функционирующих  в рамках данной схемы, а именно изучение влияния изменения ставки рефинансирования на функционирование реального  и  денежного секторов экономики.

Раздел 1. Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной  политики государства.

     В статье 40 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

     Ставка  рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с  помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка,  а также ставки по депозитам  юридических и физических лиц  и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

     Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) – это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления денежной единицы.

     Монетарная  политика является важнейшим элементом макроэкономической политики.

Основные цели кредитно-денежной политики государства:

  • Сдерживание инфляции
  • Обеспечение полной занятости
  • Регулирование темпов экономического роста
  • Смягчение циклических колебаний в экономике
  • Обеспечение устойчивости платежного баланса

     Инструментарий  денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование  различных инструментов сильно варьируется  в зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени  открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую  классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает  на то, что государство располагает  мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

     Основные  инструменты ЦБ РФ в реализации кредитно-денежной политики:

  • Регулирование официальных резервных требований
  • Операции на открытом рынке
  • Манипулирование учетной ставкой процента.

      Процентные  ставки Банка России – это минимальные  ставки, по которым он устанавливает  свои операции. Это один из важнейших  инструментов денежно-кредитного регулирования  и используется для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления национальной валюты.  Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

      Ключевое  значение в системе процентных ставок Банка России имеет ставка рефинансирования (учетная ставка). Изменение ставки рефинансирования информирует участников финансового рынка об оценке Банком России направлений изменений в  экономике и инфляционной ситуации.

     Институт  рефинансирования. Этот инструмент включает установление ставки рефинансирования (учетной ставки) и условий получения  коммерческими банками разного  рода кредитов центрального банка.

     Изменяя ставку рефинансирования, центральный  банк руководствуется следующими мотивами:

     1) согласование номинальных процентных  ставок с уровнем инфляции, т.е.  достижение неотрицательных значений  реальных ставок процента

     2) воздействие на масштабы денежного  обращения и стабильность национальной  валюты. В первом случае он  выполняет пассивную функцию,  приспосабливаясь к существующему  уровню инфляции в стране. Во  втором случае роль центрального  банка активная, поскольку речь  идет не о приспособлении, а  воздействии на покупательную  способность денег.

     Банком  России была продекларирована задача превращения процентной ставки в  главный инструмент ДКП. Предполагается  обеспечить постепенное сужение  диапазона процентных ставок по собственным  операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России на сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне-, долгосрочных процентных ставок.

     Есть  предположение, что активизация  процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной  политики на реальную экономику, а также формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию.

Раздел  2. Оценка последствий изменения ставки рефинансирования для денежного сектора экономики.

     Денежный  сектор экономики - важнейшая сфера  экономики, связанная с денежными  и финансовыми сделками, охватывающая инфляционные процессы, механизм достижения равновесия на рынках финансовых активов, благ, труда, отражающая циклические  колебания и проблемы экономического роста.

     Влияние ставки рефинансирования на функционирование банковской системы неоднозначно. С  одной стороны, она определяет относительную  привлекательность централизованных кредитов, при прочих равных условиях. Заметим, что прочие равные условия, как-то другие ставки банковской системы, в таких обстоятельствах вряд ли остаются неизменными. Между тем  в силу инерции они приспосабливаются  к ставке рефинансирования с некоторым  опозданием, и это предопределяет краткосрочный эффект «сжатия» централизованного кредитования. Теоретически, увеличение учетной ставки приводит к снижению спроса на централизованные кредиты и оказывает отрицательное влияние на размеры денежного обращения, что, согласно монетаристской теории инфляции, должно положительно сказаться на укреплении национальной валюты. С другой стороны, в долгосрочном периоде учетная ставка является якорем для всех других процентных ставок и таким образом оказывает влияние на депозитную активность кредиторов банковской системы и кредитную активность ее заемщиков. Поскольку увеличение учетной ставки приводит к повышению как процентов по депозитам, так и процентов по кредитам, привлекательность банковских вкладов увеличивается, а кредитов - уменьшается. Это может вызвать известный дисбаланс, появление избыточных резервов банковской системы, что уменьшает размер денежного мультипликатора и ограничивает оборот денег. Отсюда следует, что ставка рефинансирования может использоваться также в качестве инструмента точной настройки для управления ликвидностью банковской системы.

     При этом следует учитывать два обстоятельства, снижающих эффективность этого  инструмента воздействия на общий  уровень ликвидности. Во-первых, следует  принимать во внимание большую инерционность  поведения кредиторов по сравнению  с заемщиками банковской системы. Это  объясняется меньшей скоростью  реакции домохозяйств, их большей  приверженностью к стереотипам  поведения, нежели фирм. Во-вторых, необходимо брать в расчет влияние стоимости  кредита на издержки производства и  уровень инфляции в стране. Если фирмам удается переложить проценты за пользование заемным капиталом  в цену продукции, реальные условия  кредитования остаются неизменными, и  повышение номинального процента не сказывается напрямую на их желании  и возможности брать кредит. Согласно неоклассической экономической  теории, такое возможно лишь при  известной степени монополизации  рынков и традиционном восходящем положении кривой предельных издержек. В таком случае повышение учетной ставки может незначительно отразиться на реальных процентах банковской системы, но усилить инфляционные процессы, что однозначно отрицательно отражается на инвестиционной активности реального сектора экономики. Из всех этих размышлений следует важный вывод: изменение ставки рефинансирования приводит не только к ожидаемым, но и побочным последствиям, которые нужно хорошо просчитывать и определять границы допустимого воздействия учетной ставки на экономические процессы в стране.

     В настоящее время институт рефинансирования банков, регулирования процентных ставок по операциям Банка России как  способ управления ресурсами кредитной  системы недостаточно действенен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, процентные ставки по кредитам, устанавливаемые  Центральным банком РФ, существенно  выше рыночных кредитных ставок. Стоимость  аналогичных по срокам межбанковских  кредитов на несколько порядков меньше стоимости кредитов Банка России, к тому же они гораздо доступнее, получить их можно легче и безопаснее для репутации. Во-вторых, в случае централизованных кредитов Банком России установлены высокие требования к банкам-заемщикам, банкам-поручителям, по предоставляемому залогу. Так, например, банк должен быть отнесен к первой категории финансового состояния, кредитование осуществляется под залог  ценных бумаг из утвержденного ломбардного  списка Банка России, или под залог  векселей, прав требования по кредитным  договорам организаций, или под  поручительства банков, и пр.

     В то же время институт рефинансирования: нуждается в дальнейшем развитии. При определении условий рефинансирования регулятору следует учитывать неравномерность  распределения ликвидности в  банковской системе. Банковская система  РФ представляет собой особую конкурентную структуру, которая в экономической  теории имеет название олигополии с  конкурентным окружением. Наряду с  высокой концентрацией капитала у некоторых ведущих банков (Сбербанк России, группа ВТБ, Газпромбанк, Альфа банк, Банк Москвы и др.), существует достаточно большое количество средних и мелких банков. Особенностью банковской системы РФ является также высокая доля участия государства в банковском бизнесе, прежде всего по показателю удельного веса банков с государственным участием в депозитах физических лиц. При этом доля таких банков в общем капитале, активах и кредитах экономике значительно скромнее. Существенное присутствие государства в банковской сфере создает неявный привилегированный доступ банков с государственным участием к ресурсам Банка России.

     В силу объективных обстоятельств  у банков-олигополистов наблюдается избыток ликвидности, а у конкурентного окружения – острая нехватка финансовых ресурсов. Изменить данные диспропорции можно посредством установления более гибкой системы рефинансирования, в которой Банк России стал бы выполнять функцию перераспределения ликвидности в банковской системе. Например, он мог бы использовать средства, привлеченные на собственные депозиты, а это в основном вклады крупных банков для выдачи кредитов мелким и средним банкам при установлении минимальной маржи, определяемой операционными расходами на обслуживание таких счетов. Также ему следует расширить список обеспечения, под которое малые и средние банки могут получать доступ к рефинансированию, включив в него в том числе акции самих банков-заемщиков. В идеале, рефинансирование этих банков должен осуществлять не только регулятор, но и крупный региональный банк или филиал столичного банка, либо какая-то финансовая корпорация. Возможно формирование моноцентричных банковских групп. Наконец, для рефинансирования целесообразно привлечение не только внутренних ресурсов банковской системы, но и капиталов международных финансовых рынков, что можно в настоящее время и наблюдать. В таком случае Банк России должен определять четкие правила внешнего взаимодействия, выступать в качестве арбитра этих отношений, разрабатывать ограничения в целях недопущения чрезмерного принятия внешних рисков, опасных для устойчивости российской банковской системы.

Информация о работе Ставка рефинасирования